Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Проблема здорового образа жизни в психологии ID работы - 754974 здоровье (курсовая работа) количество страниц - 55 год сдачи - 2000 СОДЕРЖАНИЕ: Введение 1. Проблема здорового образа жизни в психологии 1.1. Понятие о здоровье и его критерии 1.2. Понятие о здоровом образе жизни 2. Изучение социальных представлений в социальной психологии 3. Анализ результатов исследования. 2.1. Описание методики и организации исследования 2.2. Анализ результатов и их обсуждение. Заключение Литература Приложения ВВЕДЕНИЕ: Конец 20 века характеризуется, в частности, ростом заболеваемости и смертности населения на фоне высоких достижений медицины, совершенства технических средств диагностики и лечения болезней. Современный этап развития нашего общества связан с демографическим кризисом, снижением продолжительности жизни, снижением психического состояния здоровья населения страны, что вызывает обеспокоенность многих ученых и специалистов (6; 9; 12; 31; 32; 38; 42; 48 и др.). Но, учитывая традиционную направленность действующей системы здравоохранения на выявление, определение и "устранение" болезней, усилившуюся в связи с прогрессирующей социально-экономической деструкцией общества, становится ясным, что медицина сегодняшнего дня и обозримого будущего не сможет существенно влиять на сохранение здоровья человека. Этот факт обосновывает необходимость поиска более эффективных способов и средств сохранения и развития здоровья. Известно, что уровень здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Но, по данным ВОЗ он лишь на 10-15% связан с последним фактором, на 15-20% обусловлен генетическими факторами, на 25% его определяют экологические условия и на 50-55% - условия и образ жизни человека. Таким образом, очевидно, что первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением. Вместе с тем современный человек в большинстве случаев перекладывает ответственность за свое здоровье на врачей. Он фактически равнодушен по отношению к себе, не отвечает за силы и здоровье своего организма, и наряду с этим не старается исследовать и понимать свою душу. В действительности человек занят не заботой о собственном здоровье, а лечением болезней, что и приводит к наблюдающемуся в настоящее время увяданию здоровья на фоне значительных успехов медицины. В действительности же, укрепление и творение здоровья должно стать потребностью и обязанностью каждого человека. Не оправдано видение причин нездоровья лишь в плохом питании, загрязнении среды обитания и отсутствии надлежащей медицинской помощи. Гораздо большее значение для глобального нездоровья человечества имеет прогресс цивилизации, способствовавший "освобождению" человека от усилий над собой, что привело к разрушению защитных сил организма. Первостепенной задачей для повышения уровня здоровья должно стать не развитие медицины, а сознательная, целенаправленная работа самого человека по восстановлению и развитию жизненных ресурсов, по принятию на себя ответственности за собственное здоровье, когда здоровый образ жизни становится потребностью. "Быть здоровым - это естественное стремление человека", - пишет К.В. Динейка, рассматривая в качестве главной задачи, стоящей перед человеком в отношении его здоровья, не лечение болезней, а творение здоровья (20). Первым шагом в этом направлении может служить выяснение представлений о здоровом образе жизни в современном обществе с целью дальнейшей их корректировки, а также формирования новых представлений и установок на здоровье, здоровый образ жизни и болезнь. В первую очередь это имеет значение для молодого поколения, т.к. его здоровье - это общественное здоровье через 10-30 лет. Поэтому в нашем исследовании мы изучали представления о здоровом образе жизни у студентов. Кроме того, для плодотворной совместной работы представителей разных областей знания в направлении создания идеологии здоровья населения, важно наличие соответствующих современным научным взглядам представлений о здоровом образе жизни у тех, кто призван проводить эти идеи в жизнь, в частности, у медиков. Исходя из этого, объектом нашего исследования мы выбрали также практикующих медиков и учащихся медицинского колледжа. Как нам известно, в настоящее время существуют лишь единичные исследования социальных представлений о здоровом образе жизни. Кроме того, даже само понятие "здоровье" трактуется различными авторами по-разному. Таким образом, очевидна как теоретическая значимость исследования, посвященного анализу таких категорий, как здоровье, здоровый образ жизни, так и практическое его значение для возможной дальнейшей работы в направлении формирования адекватных представлений о здоровом образе жизни и создания установки на творческое отношение к собственному здоровью. Гипотеза: представление медиков о здоровом образе жизни более соответствует современным научным представлениям, чем у будущих медиков и у студентов - немедиков. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Акбашев Т.Ф. Третий путь. М., 1996. 2. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М., 1987, 63 с. 3. Апанасенко Г.А. Валеология: имеет ли она право на самостоятельное существование? // Валеология. 1996, №2, с. 9-14. 4. Апанасенко Г.А. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб, 1993, с. 49-60. 5. Баевский Р.М., Берсенева А.П. Донозологическая диагностика в оценке состояния здоровья // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб, 1993, с. 33-48. 6. Басалаева Н.М., Савкин В.М. Здоровье нации: стратегия и тактика (о проблемах здравотворчества в регионах России // Валеология. 1996, №2, с. 35-37. 7. Белов В.И. Психология здоровья. СПб, 1994, 272 с. 8. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. М., 1990. 9. Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. Л., 1987. 125 с. 10. Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб, 1993, 269 с. 11. Валеология человека. Здоровье - Любовь - Крассота / Под ред. Петленко В.П. СПб, 1997, Т.5. 12. Васильева О.С. Валеология - актуальное направление современной психологии // Психологический вестник РГУ. Ростов-на-Дону, 1997, Вып.3. с. 406-411. 13. Васильева О.С., Журавлева Е.В. Исследование представлений о здоровом образе жизни // Психологический вестник РГУ. Ростов-на-Дону, 1997, Вып.3. с. 420-429. 14. Василюк Ф.В. Психология переживания: аназиз преодоления критических ситуаций. М., 1984. 15. Гарбузов В.И. Человек - жизнь - здоровье // Древние и новые каноны медицины. СПб, 1995. 16. Гаркави Л.Х., Квакина Е.Б. Понятие здоровья с позиции теории неспецифических адаптационных реакций организма // Валеология. 1996, №2, с. 15-20. 17. Горчак С.И. К вопросу о дефиниции здорового образа жизни // Здоровый образ жизни. Социально-философские и медико-биологические проблемы. Кишинев, 1991, с. 19-39. 18. Давидович В.В., Чекалов А.В. Здоровье как философская категория // Валеология. 1997, №1. 19. Дильман В.М. Четыре модели медицины. Л., 1987, 287 с. 20. Динейка К.В. 10 уроков психофизической тренировки. М., 1987, 63 с. 21. Долинский Г.К. К понятийному аппарату валеопсихологии // Здоровье и образование. Педагогические проблемы валеологии. СПб, 1997. 22. Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. М., 1987, 128 с. 23. Здоровье, образ жизни и обслуживание пожилых. Медицина, 1992, 214с. 24. Здоровье, развитие, личность / Под ред. Г.Н. Сердюковой, Д.Н. Крылова, У. Кляйнпетер М., 1990, 360 с. 25. Здоровый образ жизни - залог здоровья / Под ред. Ф.Г. Мурзакаева. Уфа, 1987, 280 с. 26. Здоровый образ жизни. Социально-философские и медико-биологические проблемы. Кишинев, 1991, 184 с. 27. Иванюшкин А.Я. "Здоровье" и "болезнь" в системе ценностных ориентаций человека // Вестник АМН СССР. 1982. Т.45. №1, с. 49-58, №4, с. 29-33. 28. Изуткин А.М., Царегородцев Г.И. Социалистический образ жизни. М., 1977. 29. Казначеев В.П. Основание формирования программы общей и частной валеологии // Валеология. 1996, №4, с. 75-82. 30. Казначеев В.П. Очерки теории и практики экологии человека. 31. Кураев Г.А., Сергеев С.К., Шленов Ю.В. Валеологическая система сохранения здоровья населения России // Валеология. 1996, №1, с. 7-17. 32. Лисицын Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. М., 1982, 40 с. 33. Лисицын Ю.П. Слово о здоровье. М., 1986, 192 с. 34. Лисицын Ю.П., Полунина И.В. Здоровый образ жизни ребенка. М., 1984. 35. Лищук В.А. Стратегия здоровья. Медицина - наиболее выгодное вложение средств. М., 1992. 36. Майерс Д. Социальная психология. СПб, 1998, 688 с. 37. Мартынова Н.М. Критический анализ методологии изучения и оценки здоровья человека // Философские науки. 1992, №2. 38. Мерклина Л.А., Понедельник С.В. Участие медицинских работников Ростовской области в формировании здорового образа жизни семьи // Современная семья: проблемы и перспективы. Ростов-на-Дону, 1994, с. 133-134. 39. Московиси С. Социальное представление: исторический взгляд // Психологический журнал. 1995, Т.16. №1-2, с. 3-18, с. 3-14. 40. Нистрян Д.У. Некоторые вопросы здоровья человека в условиях научно-технического прогресса // Здоровый образ жизни. Социально-философские и медико-биологические проблемы. Кишинев, 1991, с. 40-63. 41. Овруцкий А.В. Социальные представления об агрессии на материалах газеты "Комсомольская правда" о военном конфликте в Чеченской республике. Дис... канд. психол. н. Ростов-на-Дону, 1998. 42. Понедельник С.В. Формирование здорового образа жизни семьи в системе школьного образования // Современная семья: проблемы и перспективы. Ростов-на-Дону, 1994, с. 132-133. 43. Попов С.В. Валеология в школе и дома // О физическом благополучии школьников. СПб, 1997. 44. Психология. Словарь / под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд. М., 1990, 494 с. 45. Рейнуотер Д. Это в ваших силах. М., 1992. 240 с. 46. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. 47. Семенов В.С. Культура и развитие человека // Вопросы философии. 1982. №4. С. 15-29. 48. Семенова В.Н. Валеология в практике работы школы // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1998, №3, с. 56-61. 49. Степанов А.Д., Изуткин Д.А. Критерии здорового образа жизни и предпосылки его формирования // Советское здравоохранение. 1981. №5. с.6. 50. Соковня-Семенова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. М., 1997. 51. Труфанова О.К. К вопросу о психологической характеристике состояния соматического здоровья // Психологический вестник РГУ. 1998, №3, с. 70-71. 52. Чарлтон Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни // Вопросы психологии. 1997, №2, с. 3-14. 53. Чумаков Б.Н. Валеология. Избранные лекции. М., 1997. 54. Яковлева Н.В. Анализ подходов к изучению здоровья в психологии // Психология и практика. Ежегодник Российского психологического общества. Ярославль, 1998, Т.4. Вып. 2. с. 364-366. Цена: 450.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru