www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

Организация и методы психодиагностики и формирования психологической устойчивости младших школьников


ID работы - 750642
здоровье (дипломная работа)
количество страниц - 94
год сдачи - 2009



СОДЕРЖАНИЕ:



Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы формирования психологической устойчивости младших школьников………………………………………….8
1.1 Проблема психологической устойчивости в современной
детской психологии …………………………………………………………8
1.2 Особенности психологии младшего школьника………………………….21
1.3 Формы и методы формирования психологической устойчивости младших школьников ……………………………………………………………………..24
Выводы по первой главе………………………………………………………...31
Глава 2. Организация и методы психодиагностики и формирования психологической устойчивости младших школьников……………………….33
2.1.Организация исследования………………………………………………….33
2.2. Статистический анализ и описание полученных результатов…………...44
Выводы по второй главе………………………………………………………...62
Заключение ……………………………………………………………………...63
Список литературы ……………………………………………………………..65
Приложение






ВВЕДЕНИЕ:



Современный уровень развития общества требует воспитания психологически здоровой личности с высоким чувством ответственности, с возрастающим чувством собственного достоинства, высоким уровнем самосознания.
К сожалению, традиционная школьная система воспитания готовит подрастающее поколение к включению в социальную жизнь в репродуктивном статусе, т. е. к выполнении кем-то заданных функций исполнителя, а не творческого работника. К тому же социальный нравственный хаос, царящий в обществе, порождает отчуждение личности от культуры и образования, порождает бездуховность и нравственно - психологический кризис личности, способствует нарушению психологического здоровья.
Проблема охраны психического здоровья детей, важность которой становится все более очевидной в связи с наблюдаемым ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств среди детского населения, требует широких профилактических мер в системе образования.
В связи с этим тема "Формирование психологической устойчивости младших школьников" приобретает научную актуальность. Психологическая устойчивость особенно требуется в сложных жизненных ситуациях, которые являются неотъемлемой частью процессов социализации и воспитания, жизни вообще. Одним из важнейших компонентов процесса воспитания по праву считается формирование у школьников психологической устойчивости к трудностям, возникающим в различных видах деятельности.
И начинать эту работу необходимо с начальных классов, поскольку поступление в школу всегда связано с изменением привычного образа жизни и требует адаптации к новым условиям социального существования. Атмосфера школьного обучения, складывающаяся из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляет новые, усложненные требования не только к психофизиологической конституции ребенка или его интеллектуальным возможностям, но и к целостной его личности, и, прежде всего, к ее социально-психическому уровню.
В данном исследовании мы будем исходить из того, что психологическая устойчивость ребенка основана на адаптационных механизмах, которые необходимо формировать и укреплять, начиная с ранних этапов его социализации.
За последние десятилетия в педагогической психологии наметились новые тенденции как в понимании сущности психологической устойчивости, так и в создании психолого-педагогических условий для ее формирования.
Своевременная и качественная диагностика психических процессов, адекватные коррекционные меры могут воспрепятствовать возникновению нежелательных тенденций в развитии личности, появлению различных форм отклоняющегося поведения, трудностям в школьной и в нешкольной деятельности ребенка. К одному из наиболее ярких проявлений психического неблагополучия относится психологическая неустойчивость.
Еще пятнадцать-двадцать лет назад понятие "психологическая устойчивость" в литературе практически не упоминалось. В последние годы произошло радикальное изменение ситуации: наблюдается значительный рост интереса к этой проблематике со стороны психологии - общей, педагогической, психологии личности. Появляются фундаментальные теоретические труды, проводятся крупномасштабные исследования (Перевалов В.Ф., Крупник Е.П.). В настоящее время специалисты разрабатывают практические методики всестороннего, целостного и более углубленного изучения детей, а также ранней диагностики факторов их дезадаптации.
Вопросами формирования психологической устойчивости занимались как отечественные ученые: Х.М. Алиева, Л.П. Гримака, А.И. Донцова, М.И. Дьяченко, О.А. Кононкина, Г.Е. Никифорова, В.Ф. Перевалова, В.А.Пономаренко, Б.А. Сосновского, Е.П. Крупника, Ю.В. Ткаченко, В.Д. Шадрикова, так и зарубежные специалисты: А. Адлер, А. Маслоу, К. Роджерс, В.Франкл, 3. Фрейд, В.Л. Леви, Г. Селье и др.
Однако, на наш взгляд, решение задач формирования устойчивости младших школьников не достаточно исследовано.
В связи с вышеизложенным, мы избрали следующую тему нашего исследования: "Формирование психологической устойчивости младших школьников".
Актуальность исследования обусловлена раскрытием необходимости совершенствования программы формирования программы, направленной на формирование психологической устойчивости младших школьников в системе школьного образования и воспитания.
Анализ литературы показал, что актуальность проблемы определяется не только ее малой разработанностью, но и большой теоретической и практической значимостью для воспитания психологически здорового поколения.
Проблемой исследования является создание психолого-педагогических условий для формирования психологической устойчивости младших школьников.
Цель данного исследования - определить возможности формирования психологической устойчивости младших школьников посредством создания определенных психолого-педагогических условий.
Исходя из поставленной цели, мы выделили в исследовании следующие задачи:
1) изучить научно-методическую и психолого-педагогическую литературу;
2) проанализировать понятие "психологическая устойчивость" в современной психолого-педагогической науке;
3) описать психологические особенности младшего школьника;
4) выявить основные направления формирования психологической устойчивости младших школьников;
5) определить и описать формы и методы формирования психологической устойчивости младших школьников;
6) организовать и описать опытно-экспериментальную работу по реализации педагогических условий формирования психологической устойчивости младших школьников на базе конкретной школы;
7) проанализировать результаты исследования и сформулировать выводы и рекомендации педагогам.
В соответствии с целью формируется наша рабочая гипотеза: при создании оптимальных психолого-педагогических условий учебно-воспитательного процесса и применении специальных методов, способствующих успешной социализации и адаптации младших школьников, процесс формирования их психологической устойчивости будет иметь более благополучный и гармоничный характер.
Данная гипотеза предполагает выбор в качестве объекта исследования младших школьников.
В качестве предмета исследования мы выбрали психологическая устойчивость младших школьников.
Методологической основой нашего исследования являются положение философии о взаимосвязи причины и следствия, теории и практики, труды педагогов и психологов по данной проблеме (Бреслав Г.М., Якиманская И.С., Чебыкин А.Я. и др.), теории личностно-деятельного, системного подходов к изучению психологических явлений.
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами применялись следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы; организация целенаправленной опытно-экспериментальной работы, наблюдение, анкетирование, опрос, математическая и графическая обработка данных; анализ продуктов деятельности.
В исследовании нами использовались следующие методики:
1. Методика "Направленность на приобретение знаний"
2. Методика "Направленность на отметку".
3. Тест "Мое настроение"
4. Опросник "Многомерной оценки детской тревожности" (МОДТ)
5. Опросник Басса - Дарки
6. Опросник Кеттелла.
Базой исследования является школа № 115, 3 "А" и 3 "Б" классы, г. Москва.
Научная новизна исследования заключается в выявлении условий, обуславливающих психологическую устойчивость младших школьников в системе школьного образования и воспитания.
Практическая значимость: материалы исследования могут быть применены в работе учителя и школьного психолога или социального педагога.
Данное исследование проводилось в три этапа, каждый из которых преследовал определённые цели.
I этап (сентябрь 2008 г. - ноябрь 2008 г.) - изучение и анализ литературы по проблеме, разработка концепции и методики исследования.
II этап (ноябрь 2008 г. - февраль 2009 г.) - проведение опытно-экспериментальной работы.
III этап (февраль 2009 г.) - анализ результатов исследования, их обобщение, формулирование основных выводов.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.












СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:



1. Англо-русский словарь по психологии, 1998 2. Ребер Большой толковый психологический словарь в 2-х т. - М.: Вече, 2003 3. Гаткин Е.Я. Энциклопедия личной безопасности, или Искусство жить без риска / Евгений Гаткин. - М.: АСТ: Астрель, 2005. - 510с. 4. Клонингер С. Теории личности: познание человека. 3-е изд. - СПб.: "Питер", 2003. 5. Крукович Е. И. Тренинг уверенности: основы профессионального мастерства: Учеб. метод. пособие. - Мн.: ЕГУ. 2001. 6. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. - М., 1997 7. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. М., 1997. 8. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М,. Педагогика, 1990 9. Чебыкин А.Я. Учитель и эмоциональная регуляция учебно-познавательной деятельности школьников // Вопросы психологии. 1989. № 6. 10. Корнетов Г.Б. Педагогические парадигмы базовых моделей образования. - М., 2001. 11. Шиняев Е.Е., Ромаева Н.Б. Парадигмальность как методологический принцип современной педагогики // Педагогика. 2005. № 9 12. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. 1997. № 4. 13. Дубровина И.В. Психологическое здоровье детей и подростков. М., 2000. 14. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. М., 1997. 15. Ефимов В.Ф. Гуманистическая направленность образования // Учитель. 2005. № 4. 16. Рябов А.Е. Этика педагогического общения учителя и психолого-педагогический статус ученика начальной школы / А.Е. Рябов, Р.Н. Леонова // Начальная школа. 2001. № 9. 17. Афанасьев В.В. Личностно-ориентированное образование как внутришкольная педагогическая проблема // Личностно-ориентированное образование школьников (проблемы, поиски, решения): Сб. ст. / Под ред. В.Ф. Ефимова.Орехово-Зуево, 2006. 18. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 2000. 19. Безруких М.М. Характер отношений в школе и здоровье детей // Материалы конференции "Здравый смысл и достоинство в школе". М., 1998. 20. Пляксина И.В. Здоровье современных школьников// Детское здравоохранение России: Стратегии развития: Материалы 9-го съезда педиатров России. М., 2001. 21. Прохоров А.О. Семантические пространства психических состояний. Дубна, 2002. 22. Шевченко Л.А. От охраны здоровья к успеху в учебе// Начальная школа. -2006.- №8. 23. Укрепления здоровья в школе: Тезисы докладов Всероссийской научно- практической конференции (Казань, 4- 6 апреля 2000 г.). М., 2000. 24. Укрепления здоровья в школе: Тезисы докладов Всероссийской научно- практической конференции (Казань, 4- 6 апреля 2000 г.). М., 2000. 25. Укрепления здоровья в школе: Тезисы докладов Всероссийской научно- практической конференции (Казань, 4- 6 апреля 2000 г.). М., 2000. 26. Степанов В.Г. Шаги к здоровью.- Якутск 1989. 27. Сиверина В. Т. Якоб Леви Морено и психодрама. - М., 2003. 28. Родионов А. В., Родионов В. А. Физическое развитие и психическое здоровье. М.: МКО, "Теис", 1997. 29. Педагогика здоровья/ Под ред. В. Н. Касаткина. М., 1999. 30. Пособие для учителей начальной школы. Спб., 1969. 31. Педагогика здоровья. - М., 1990. 32. Лебедева Н. Т. Школа и здоровье учащихся. Минск, 1998. 33. Куинджи Н., Поленова М. А. Влияние школы на состояние здоровья, формирование репродуктивной функции девочек//Школа здоровья. 1995. №4 34. Куинджи Н.Н Валеология: Пути формирования здоровья школьников -Москва 2001. 35. Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника. М. 1986. 36. Козык Н.И. Занятия в " Школе Здоровья"// Начальная школа. -2006.-№8. 37. Зайцев Г.К. Школьная валеология: Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей. СПб.,1998. 38. Брягунов И.П.Беседы о здоровье школьников. М., 2000 39. Ананьева Н. А., Ямпольская Ю. А. Здоровье и развитие современных школьников //Школа здоровья.1994. №1.
Цена: 5250.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru