Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Лидерский потенциал руководителей сестринских служб ID работы - 615307 здоровье (курсовая работа) количество страниц - 61 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Оглавление Введение 3 Глава 1. Обзор литературы по проблеме исследования 8 1.1. Понятие лидерства и лидерского потенциала 9 1.2. Проблемы лидерства медицинских сестер-руководителей 21 Глава 2. Эмпирическая часть, исследование лидерского потенциала руководителей сестринских служб. 25 2.1. Программа исследования 25 2.2. Результаты исследования 26 2.3. Выводы 32 Заключение 35 Библиография 36 Приложения 38 ВВЕДЕНИЕ: Введение Определяющая роль организации работы медицинских сестёр в любом лечебно-профилактическом учреждении принадлежит руководителю сестринской службы - главной медицинской сестре. Медицинская сестра -руководитель решает важные стратегические вопросы, принимает решения в условиях крайней нестабильности, постоянного дефицита всех видов I ресурсов. Для успешного выполнения этих задач руководителю недостаточно лишь знаний в области своей узкой профессиональной компетенции. Важнейшим критерием ценности медицинской сестры как руководителя; становится её управленческая компетентность, лидерские качества, коммуникативные способности, оптимизм, видение будущего и желание знать завтра то, чего не знаешь сегодня. Разнообразные функции медицинской сестры предусматривают большое количество профессиональных подходов, поэтому сестринский персонал трудится практически во всех направлениях здравоохранения. Хотя профессиональные качества являются сильными сторонами сестринской работы, они иногда порождают конфликты между сестрами и другим персоналом из-за недостаточно чёткого определения сферы компетенции, дублирования функции специалистов, отсутствия системных знаний по коммуникации, конфликтологии, низкого уровня психологической устойчивости против стрессов, недостаточной общей культуры. Анализируя деятельность медицинских организаций, легко заметить, что при одинаковых кадровых и финансовых возможностях успехи отдельных коллективов разные. Проблема заключается не только в объективных условиях, но и в личности организатора. Согласно мнению специалистов, выделены такие желательные личностные качества, как интеллект, доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость, креативность, предприимчивость, ответственность и надежность, что частично соответствует идеальным качеством главной медсестры [18] Обоснование актуальности темы. В связи с глобальными изменениями социального уклада общества в конце XX начале XXI века резко возрос спрос на лидеров - личностей, способных объединять других людей для достижения поставленных задач - в рамках организаций, неформальных объединений и политических движений. Можно констатировать, что в настоящий момент существует несомненная потребность конкретных организаций и общества в целом в специалистах, обладающих способностями к реализации лидерского поведения. В зависимости от целей организации, сферы ее деятельности, от складывающейся ситуации внутри и вне организации деятельность на сходных управленческих позициях будет существенно различаться в ряде ключевых моментов: различными будут требования к знаниям, навыкам и личностным качествам руководителя, требования к способам осуществления управленческой деятельности и решаемым задачам. Многое зависит от таких ситуационных факторов, как уровень развития группы, ожидания ее членов, особенности поставленной задачи. Вместе с тем сохраняется универсальное значение таких индивидуальных качеств лидера как самостоятельность, инициативность, адаптивность и мотивация достижения. Представляется актуальным введение понятия «лидерский потенциал» как феномена, объединяющего индивидуальные и ситуационные факторы, которые в совокупности и обеспечивают успешное осуществление лидерства. Несмотря на то, что данное словосочетание многократно употребляется в различной литературе по менеджменту, однако, до сих пор оно не имеет четкого описания в исследованиях лидерства и носит преимущественно метафорический характер. Реформа здравоохранения, проходящая в Российской Федерации, включает в себя, как важнейший элемент, повышение эффективности деятельности сестринского персонала, совершенствование управления сестринской службой. Решение этих задач невозможно без специальной подготовки руководителей и организаторов сестринских служб. Потребность практического здравоохранения РФ в высококвалифицированных кадрах – менеджерах сестринского дела – определяет актуальность выбранной темы исследования. Подготовка руководителей и организаторов сестринских служб – это новое нетрадиционное направление в деятельности здравоохранения. Обучение медсестер имеет существенные особенности, обусловленные тем, что это не просто специалисты с высшим медицинским образованием, а это - руководители, организаторы сестринского дела, свободно ориентирующиеся в проблемах управления, планирования, качества медицинской помощи и эффективности деятельности лечебно-профилактических учреждений. Цель исследования – проанализировать особенности проявления лидерского потенциала руководителей сестринских служб. К задачам исследования относятся: 1) провести теоретический анализ проблемы лидерского потенциала руководителей сестринских служб; 2) провести тестирование и анкетирование медсестер-руководителей; 3) обработать результаты исследования; 4) сформулировать выводы по работе. Объект исследования: медсестры-руководители, а именно, старшие и главная медсестра детской консультативной диагностической поликлиники. Предмет исследования: лидерские качества медсестер-руководителей. Источники информации. Сестринское дело как тема исследования имеет междисциплинарный характер. Проблемы медсестер рассматриваются в социологии медицины - Мак-Интайр, Е. Blackwell, A. Gotjan, L. Henderson, И.В. Венгрова, Ю.А. Шилинис, А.В. Решетников, Черников В.М. и др.; в психологии и психиатрии - А. К. Ануфриев, Н. Зорин и др.; в педагогике - Г.М. Перфильева, в социологии - З.С. Шангареева, И.Э. Чудинова и др. Большой вклад анализ данной проблематики внесен учеными, занимающимися историческими аспектами становления сестринского дела. Прежде всего, к ним относится выдающийся русский ученый XIX века Н.И. Пирогов, посвятивший ряд своих трудов профессии медсестры, X. фон Опель, описывающий основные вехи развития сестринского дела. Среди современных исследователей нельзя не упомянуть таких исследователей как И.Э. Романюк, В.А. Лапотников, ЯЛ. Накатис, Т.С. Сорокина, А.Я. Иванюшкин, И.В. Островская, А.В. Пастернак, П.В. Власов и другие. Проблемы медицинских сестер как ячейки социальной структуры общества исследованы М.Р. Цуцунава, И.В. Изюмовой. Большой спектр вопросов в разрезе дальнейших перспектив развития сестринского дела посвящен профессиональной подготовке медперсонала по специальности «сестринское дело», выполняющей социализирующую функцию специалистов, а именно, публикации А. Аганесовой, В. Соболя, И.С. Бахтиной, Т.В. Орловой, Ф.Н. Кадырова и других. Огромный пласт нерешенных до сих пор проблем связан с такой сферой как этика деятельности медицинского персонала. Ключевые характеристики сестринского дела - милосердие, служение, сострадание, духовность - рассмотрены в контексте биоэтики и этики медсестры такими учеными и практиками как Г.М. Перфильева, А.Я. Иванюшкин, А.К. Хетагуровой, А.Н. Бартко, Е.Г. Михаловска-Карловой, Г.П. Котельниковым, СИ. Дойниковым, И.В. Силуяновой. Большое внимание уделяется и организации прикладных исследований сестринского дела в России и регионах. Ряд таких исследований был осуществлен С.С. Балабановым и В.А. Дадыкиным (социологическое исследование профессии медсестры), И.Г. Глотовой (социологический портрет среднего медицинского персонала), И.Г. Грековым (отношение медсестер к своей деятельности) и др. Методологическую основу работы составили основные положения теорий лидерства (Стогдилл Р., Левин К., Фидлер Ф., Басе Б., Парыгин Б.Д., Дубовская Е.М., Кричевский Р.Л.), организационно-культурный подход к оценке управленческой деятельности в группах и организациях (Базаров Т.Ю.). Методы исследования: • Структурное наблюдение в рамках процедуры психологической оценки медсестер-руководителей; • Метод комплексного исследования личности; • Анкетирование со свободными вариантами ответов; • Методы статистического анализа и обработки данных и графического представления результатов исследования (однофакторный и двухфакторный анализ, построение и анализ гистограмм, метод парных сравнений, методы множественного парного сравнения средних). Место проведения исследования: детская консультативная диагностическая поликлиника. Глава 1. Обзор литературы по проблеме исследования В Российской Федерации приказом Минздрава РФ № 288 от 13.09.2002 утверждено Положение об организации деятельности специалиста по управлению сестринской деятельностью. Этот вид профессиональной деятельности успешно осуществляют специалисты, получившие высшее медицинское образование по специальности 060109 «Сестринское дело». Высшее сестринское образование стало основой для подготовки управленческих, педагогических, клинических специалистов и исследователей в области сестринского дела. В условиях развивающейся многоукладной экономики, изменения форм управления и финансирования здравоохранения повышаются требования к уровню квалификации специалистов в области экономики и управления здравоохранением. Такими специалистами являются менеджеры-профессионалы, обладающие медицинскими, экономическими, педагогическими, психологическими и правовыми знаниями. Согласно приказу Министерства здравоохранения Российской федерации № 267 от 16.08.2002 «О внесении дополнений в приказ Минздрава России № 337 от 27.08.99 «О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации» выпускники факультета по специальности «Сестринское дело» могут занимать следующие должности: 1. Руководители учреждений: - директор (заведующий, начальник) дома (больницы) сестринского ухода, хосписа, молочной кухни; - заместитель главного врача (директора, заведующего, начальника) по работе с сестринским персоналом; - главная медицинская сестра (фельдшер, акушерка). 2. Руководители структурных подразделений: - заведующий (начальник) отделения сестринского ухода, медико-социальной помощи; - заведующий организационно-методическим отделом (кабинетом); - заведующий отделом (кабинетом) медицинской статистики; - руководители и специалисты центров профилактики, центров по гипертонической болезни, специализированных школ (астма-школ, диабета и др.), действующих на функциональной основе. 3. Специалисты: - специалисты центров (отделений) общей врачебной практики; - менеджер по внебюджетной деятельности. 1.1. Понятие лидерства и лидерского потенциала Проблема лидерства является актуальной, вероятно, на всем протяжении существования организованного человеческого общества. Феномен лидерства вызывает научный и практический интерес на протяжении всей истории существования организованных сообществ людей. Этот интерес «подогревается» в разное время разными практическими потребностями общества. Главы государств, герои и военачальники являлись на протяжении долгого времени основными объектами изучения лидерства, поскольку именно от их деятельности зависела жизнь большого количества людей. С возникновением крупных промышленных предприятий, имеющих ключевое значение для целых государств, объектами внимания исследователей лидерства становились руководители этих предприятий. Тот же механизм действовал в отношении политических партий. В XX веке резко возрастает доля населения, занятого в промышленности по отношению к иным формам деятельности, и возникает особая область, объединяющая вопросы науки и практики - менеджмент. Возникновение менеджмента как самостоятельной научной дисциплины символизировало смещение внимания к небольшим организациям и их руководителям как объектам исследования. К началу XXI века в сфере внимания исследований лидерства оказались представители широкого спектра социальных групп: лидеры массовых движений, руководители и члены отдельно взятых коллективов -производственных, научных и прочих, участники детских и подростковых групп - как институированных, так и подобранных для экспериментов, учебные группы, члены и руководители больших и малых организаций и сообществ и т.д. Существуют различные определения лидерства. Лидерство - это «один из процессов организации и управления малой социальной группой, способствующий достижению групповых целей в оптимальные сроки и с оптимальным эффектом, детерминированный господствующими в обществе социальными отношениями» (Парыгин Б.Д., 1999), «указание направления, которое, в конечном счете, нацелено на действие (Блондель Ж., 1992) «отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе» (Психология, 1990) «особа СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: Библиография 1. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине. – М.: Кафедра-М, 1998. – 272 с. 2. Андреева Г.М. и др. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: Учебное пособие для вузов.-М.: Аспект-Пресс, 2001.-288с. 3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник для ву¬зов. - М.: Гардарики, 2003. 4. Донцов А.И. Психология коллектива, М., 1984 5. Зайцева О.А., Радугин А.А., Радугин К.А. и др. Основы менеджмента. Учебное пособие для вузов. - М.: Центр, 1998. 6. Кричевский Р.Л. Если вы руководитель... Элементы психологии управления в повседневной работе М., 1993 7. Кузнецов Ю.В., Подлесных В.И. Основы менджмента. - СПб.: Олбис, 1998. 8. Лебедев О.Т., Каньковская А.Р. Основы менеджмента. Учеб¬ное пособие. - СПб.: ИД «МиМ», 1997. 9. Майерс Д. Социальная психология. Пер с англ.- СПб.: Питер, 1997. -688с. 10. Межличностные аспекты сестринского дела Учебное пособие: Пер. с англ./ Под общ. ред. профессора Г.М. Перфильевой. :– М.:ГЭОТАР МЕД, 2001.- 40 с. 11. Мескон. М., Хедоури Ф., Альберт М. Основы менеджмента. - М.: Дело, 2004. 12. Петровский А.В., Абраменкова В.В., Зеленова М.Е. Социальная психология: учебное пособие для студентов пед. институтов, М., 1987. 13. Психология. Учебник для гуманитарных вузов./ Под общ. Ред. В.Н.Дружинина.-СПб.: Питер, 2001.-656 с. 14. Сестринский процесс: Учебное пособие: Пер. с англ./ Под общ. ред. профессора Г.М. Перфильевой. – М.:ГЭОТАР МЕД, 2001.-80 с. 15. Сестринское дело в акушерстве: Учебное пособие:. Пер. с англ./ Под общ. ред. профессора Г.М. Перфильевой – М.:ГЭОТАР МЕД, 2001.- 176 с. 16. Силуянова И.В. Нравственная культура врача как основание медицинского профессионализма // Экономика здравоохранения. - 2000. - № 1. - С.5-8 17. Социальная психология личности в вопросах и ответах: учебное пособие/ Под ред.проф. В.А.Лабунской.-М.: Гардарики, 1999. 18. Теория и концептуальная модель сестринского дела: Учебное пособие: Пер. с англ./ Под общ. ред. профессора Г.М. Перфильевой. М.:ГЭОТАР МЕД, 2001.-56 с. 19. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. Учебно-практическое пособие. – М.: ЗАО «Бизнес школа», 1998 20. Шульга Т. И. Психология формирования воли. – Пятигорск, 1994 Приложения Анкеты подчиненных вопрос да нет Не знаю 1 * 2 * 3 * 4 * 5 * 6 * 7 * 8 * 9 * 10 * 11 * 12 * 13 * 14 * 15 * 16 * 17 * 18 * 19 * 20 * 21 * 22 * 23 * 24 * Стаж: 2 года Должность: палатная медсестра Возраст: 20 лет Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru