Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Проблема этической защиты педагога ID работы - 745510 этика (курсовая работа) количество страниц - 37 год сдачи - 2009 СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Введение 3 Глава I. Проблема этической защиты педагога в теоретических исследованиях 6 1.1. Понятие педагогической этики 6 1.2. Понятие этической защиты 10 1.3. Способы этической защиты в педагогической деятельности 11 1.4. Способность к самоуправлению как аспект этической защиты педагога 13 Глава II. Экспериментальное исследование проблемы этической защиты педагога 22 Список литературы 27 Приложение ВВЕДЕНИЕ: Введение Актуальность исследования В настоящее время возрастают требования со стороны личности, государства и общества к морально-нравственным, этическим и социально-созидательным взаимоотношениям между педагогом и обучающимся. Анализ социально-педагогических исследований показал, что большинство опрошенных выпускников системы педагогического образования не владеют достаточными знаниями и умениями в области этики, что осложняет их профессиональную деятельность: более 37% опрошенных отмечают, что не справляются с конфликтными ситуациями в своей профессионально-образовательной деятельности; около 38% не владеют технологиями решения сложных вопросов морально-нравственных характера при решении социальных проблем учащихся. Педагогическая деятельность - это вид профессиональной деятельности, содержанием которой является обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся. Одна из важнейших характеристик педагогической деятельности - ее совместный характер, она обязательно предполагает педагога и того, кого он учит, воспитывает, развивает. Эта деятельность не может быть деятельностью только "для себя". Её сущность - в переходе деятельности "для себя" в деятельность "для другого", "для других". Профессиональная деятельность требует специального образования, т.е. овладения системой специальных знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения функций, связанных с этой профессией. Профессиональная педагогическая деятельность носит преднамеренный характер, и, в отличие от семейного обучения и воспитания, которые органически соединены с жизнедеятельностью семьи, отделена от повседневной жизнедеятельности ребенка. Ею занимается специальный человек, обладающий необходимыми знаниями и умениями; для ее реализации существуют определенные формы: урок и занятия , "классы"; эта деятельность преследует определенную цель: научить ребенка чему - либо; воспитать его; взрастить в нем человека; развить его способности, интересы, мышление, память, воображение и т.д. В науке широко известны исследования педагога Л.В. Кузьминой, которая выделила в структуре педагогической деятельности пять компонентов: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный. Особо можно выделить точку зрения, касающуюся проблемы педагогических способностей. Педагогическая деятельность обладает большим творческим потенциалом, поэтому в ее осуществлении так важны специальные способности. В "Российской педагогической энциклопедии" говорится, что для овладения педагогической деятельностью "оказывается необходимой достаточно жесткая структура способностей и качеств, определенная социально-психологическая предрасположенность личности". Это говорит о том, что человек, не имеющий способностей к общению с людьми, организаторских, коммуникативных, одним словом, способностей к педагогической деятельности, не сможет стать настоящим профессионалом. Главной предпосылкой успешного выполнения педагогом его профессиональных функций является личная педагогическая культура. Современные исследователи (В.Л. Бенин, К.М. Левитан Н.В. Седова и др.) рассматривают педагогическую культуру человека как интеграцию, синтез природных и приобретенных личностных свойств, обеспечивающих высокий уровень деятельности учителя, воспитателя, работника досуговой сферы - вообще педагога в широком смысле слова. Важным основанием профессиональной культуры педагога является педагогическая этика (от греческого долг и учение) или деонтология, определяющая нормативные нравственные позиции, которыми необходимо руководствоваться педагогу в процессе общения с учащимися, их родителями, коллегами. Объект исследования: этика во взаимодействии педагога с субъектами воспитательно-образовательного процесса. Предмет исследования: этическая защита в системе "педагог-ребенок". В результате теоретического анализа проблемы нами была сформулирована гипотеза исследования: Мы предполагаем, что в основе этической защиты педагога лежит развитая способность к самоуправлению. Задачи исследования: 1. Систематизировать подходы к определению структуры, детерминант межличностной защиты посредством теоретико-логической реконструкции дефиниций "принятие-непринятие". 2. Изучить способы этической защиты в системе "педагог-ребенок". 5. Экспериментально выявить психологический механизма этической защиты педагога. Методы исследования: применялись следующие собственно психологические методы и методики: наблюдение за взаимодействием, психодиагностические процедуры. Глава I. Проблема этической защиты педагога в теоретических исследованиях 1.1. Понятие педагогической этики Потребность общества передавать свой опыт и знания подрастающим поколениям вызвала к жизни систему школьного образования и породила особый вид общественно необходимой деятельности - профессиональную педагогическую деятельность. Элементы педагогической этики появились вместе с возникновением педагогической деятельности как особой общественной функции. Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей и т.п. К педагогической деятельности применимы все основные моральные понятия, однако отдельные понятия отражают такие черты педагогических воззрений, деятельности и отношений, которые выделяют педагогическую этику в относительно самостоятельный раздел этики. Среди этих категорий - профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и педагогический авторитет [3,17,18]. Профессиональный педагогический долг - одна из важнейших категорий педагогической этики. В этом понятии концентрируются представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности учителя, к выполнению профессиональных обязанностей: осуществлять определённые трудовые функции, преимущественно интеллектуальные, правильно строить взаимоотношения с учащимися, их родителями (рассмотрение этой проблемы явилось темой СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: Список литературы 1. Александрова В.Г. Какая наука нужна сегодня учителю? / В.Г. Александрова // Магистр. - 2000. - № 2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М. , 1990. - 300 с. 3. Белякова Г.И. Профессиональный этикет. - М.,1975. 4. Булатов О.С. Педагогический артистизм: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М. , 2001. - 240 с. 5. Ваганова Ж.В. Артистизм педагога как компонент его творческой индивидуальности: Дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Ж.В. Ваганова. - Челябинск, 2000. - 81с. 6. Взаимоотношение учителя с учениками //Школ. Психолог: Приложе-ние к газете "Первое сентября".-2000.-№9.-с.5-12. 7. Дмитриевский В.А. Психологическая безопасность в учебных заведениях.-М., 2002.-с.179-187. 8. Занина Л.В. Меньшикова Н.П. Основы педагогического мастерства.-Ростов н/д., 2003.-с.135-204. 9. Зевина Л. В. Образовательные технологии // Школ. технологии. - 2002. - №5. - с. 62 - 67. 10. Иванов В. В. Этическая составляющая в информационной культуре учителя // Начальная школа. - 2005. - №11. - с. 117 - 119. 11. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др.; Под ред. А.С. Роботовой. - 2 - изд., стереотип. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 208 с. 12. Русская Е. Имидж современного педагога / Е. Русская // Мир образования. - 1995. - № 1.- С. 91. 13. Кукушин В.С. введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие. Серия "Педагогическое образование".- Ростов н/Д: Издательский центр "МарТ", 2002. - 224 с.Основы этических знаний. 2- е изд., испр., доп.- СПб.: Издательство "Лань", 2002. - 224 с. 14. Методические рекомендации и материалы к профессиограмме современного учителя. / Под ред. Г.А. Бордовского. - М., 1987. 15. Морозова О.П. Педагогический практикум: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М., 2000. 16. Неудахина Н.А. Основы педагогического мастерства: Учеб.-метод.пособ / Н.А. Неудахина. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2002. - 152 с. 17. Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятель-ность.-М.,2004.-с.43-47. 18. Норд У. Педагогическая этика // Первое сентября.-2002.-20 июля.- с.8-9. 19. Основы профессиональной культуры/Под редакцией В.Д. Симоненко. - Брянск. 1997. - с. 205 - 212. 20. Петрова Н.А. Педагогика. - М. 2003. - с. 60 - 65. 21. Пинт А.О. Высокое призвание: Очерки культурно - просветительной педагогики. - 2005. - №11. - с. 170 - 185. 22. Полякова Т. Н. Педагогическая защита // Классный руководитель.-2000.-№5ю-с.98-103. 23. Понаморева С. ЧП школьного масштаба // Лидеры образования.-2004.-№9-10.-с.102-103. 24. Профессиональное самовоспитание учителя. /Под ред. С.Б. Елканова - М.,1986. 25. Роботова А. С. Педагогический такт // Введение в педагогическую деятельность. - М., 2000. - с. 99 - 101. 26. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. - М., 2002. 27. Рыданова И.Н. Основы педагогики общения. - Мн., 1998.-с.63-83. 28. Савкина С. В. Правила профессиональной этики при проведении педагогической диагностики // Классный руководитель. - 2005. - №5. - с. 16. 29. Соломина Г.М. Совершенствование профессиональной компетентности преподавателя: Социально-психологический тренинг: Учеб. Пособ / Г.М. Соломина. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.- пед. ун-та, 1996. - 119 с. 30. Станкин М.И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения / М.И. Станкин. - М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. - 368 с. 31. Хозяинов Г.И. Педагогическое мастерство преподавателя / Г.И. Хозяинов.- М.: Высш. шк.,1998. - 166 с. 32. Чернокозова В. Об этике учителя // Воспитание школьников. - 1993. - №4. - с.17 - 19. 33. Чернявская А.П. Педагогическая техника в работе учителя / А.П. Чернявская. - М.: Центр "Педагогический поиск", 2001. - 176 с. 34. Шульпин С. Е. Этический компонент деятельности учителя // Сборник научных трудов аспирантов и соискателей КГУ.-Курган.1999.-с.99-102. 35. Шульпин С. Е. Этические проблемы в педагогической деятельности. // Наука и образование Зауралья. - 1998. - №2(3). - с. 136 - 138. 36. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология.-М., 2002. - с. 74 - 82. 37. Этический кодекс педагога - психолога службы практической психологии образования России // Вестник психосоциальной и коррекционно - реабилитационной работы. - 2003.-№3.- с.86-90. Цена: 1350.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru