Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Экскурсия как процесс познания ID работы - 610722 экскурсии (курсовая работа) количество страниц - 31 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Введение 2 1. Подготовка и проведение экскурсий 3 2. Гжель. История ремесла 11 3. Разработка экскурсионного цикла 24 Список литературы 28 Приложения 29 ВВЕДЕНИЕ: Введение Первые экскурсии в России появились в к.XVIIIв. под влиянием идей Я.А.Коменского, полагавшего, что в обучении надо идти не от рассуждения о предмете, а от реального наблюдения над ним. В «Уставе народным училищам» (1786) и «Школьном уставе» (1804) рекомендовались «прогулки» (экскурсии) на природу, на мануфакту-ру, в мастерские ремесленников. Развитие экскурсионного дела на-чинается с 1880 – 90-х гг. под влиянием взглядов К.Д.Ушинского и его последователей, сторонников активных методов обучения. В программу отдельных школ, гимназий, коммерческих училищ стали включаться естественно-научные, а затем культурно-исторические, литературные экскурсии. Появились и первые внеучебные экскурсии и путешествия, организуемые гимназиями на Волгу, в Крым, за гра-ницу. Постепенно осуществляется переход к системе использова-ния экскурсий как метода образования. Во второй половине 1980-х гг. расширяется проблематика экс-курсионного дела, начинается новый этап краеведения. Рубеж 1980 – 90-х гг. отмечен спадом экскурсионного дела, вызванного сложно-стями политического и экономического характера. Вместе с тем в музеях развивается экскурсии под влиянием коммуникативной мо-дели музея, разрабатываются новые методы и приемы в вовлече-ния в предметный мир культуры, как детской, так и взрослой ауди-тории. Все большее значение приобретает изучение отечественного экскурсионного опыта прошлых лет и современных достижений за-рубежного музейного дела. Главным содержанием экскурсионного дела на современном этапе становится знакомство экскурсантов с непреходящими ценностями историко-культурного наследия. Экскурсии в нашей стране, являясь неотъемлемой частью культурно-просветительной работы. Главное в экскурсии - ее идейное содержание. Но эффективность экскурсии зависит в значительной мере от искусства убедительно, ярко и доходчиво излагать материал. Можно хорошо его знать, но не уметь передать экскурсантам. Вот почему экскурсоводам, как бы хорошо они не были подготовлены по конкретной теме, следует овладеть основами экскурсионной методики, умело использовать различные приемы подготовки и проведения экскурсий. 1. Подготовка и проведение экскурсий Как процесс познания экскурсия состоит из двух частей: чувственного познания (ощущение, восприятие, представление) и логического познания (мышление). Обе части служат основой экскурсии. Ощущение – это элементарный чувственный образ, психический процесс отражения человеческим мозгом отдельных свойств предметов и явлений, как результат их непосредственного воздействия на органы чувств. Ощущения являются источниками для получения таких чувственных образов, как восприятие и представление. Восприятие более сложно, чем ощущение, оно построено на нескольких или многих ощущениях. Каждое из них отражает отдельное свойство или сторону предмета, явления, события. Активизация восприятия. Важную роль играют разные формы рассказа. Одна из них – проблемное изложение материала, другая - проведение рассказа в виде беседы. Представление не определяется только тем, что экскурсанты видят перед собой в данный момент. Они дают возможность экскурсантам, сочетая ранее запечатленные в их сознании образы с тем, что они видят перед собой данный момент, получить информацию о другом предмете (объекте). Представление осуществляется в двух формах – в виде воспоминания и воображения. Представления связаны с мышлением, они являются связующим звеном между чувственным и логическим познанием. Мышление – основа любой экскурсии. В процессе мышления на экскурсии ее участники получают представление не только о предметах и явлениях, но и о свойствах, которые являются общими для многих предметов и явлений, для целой их группы, т. е. происходит обобщенное познание объектов. Результатом мышления является образование понятий. Важную роль в процессе познания играет память. Память – одно из свойств нервной системы, которое находит выражение в способности запоминать, хранить информацию. Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, вспоминание и припоминание. Виды памяти – произвольная и непроизвольная, непосредственная и опосредованная, кратковременная и долговременная. Особые виды памяти: двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая. Восприятие материала на экскурсии связано в основном со зрительной (показ) и слуховой (рассказ) памятью. Успешному запоминанию способствуют установка на запоминание, которую дает экскурсовод. Экскурсовод учитывает различия, характеризующие группы экскурсантов (дошкольники и школьники, приезжие туристы и жители города и т.д.). Экскурсионная методика имеет два аспекта. В узком смысле - это совокупность приемов подготовки и проведения экскурсий. В широком смысле - экскурсионная методика включает методологию, теорию и практику. . Теория экскурсионной методики основывается на таких принципах педагогики, как взаимосвязь обучения и воспитания, последовательность, систематичность, доступность и ясность изложения материала. Она базируется также на законах формальной логики, данных психологии и, в особенности, социальной психологии. Предметом частных экскурсионных методик могут быть приемы проведения экскурсий в зависимости от их классификации: по месту (музейная, городская, загородная) или способу передвижения (автобусная, теплоходная, пешеходная), а также по составу экскурсантов. Подготовка экскурсии обычно рассматривается в двух планах: 1. Подготовка новой темы экскурсии. 2. Подготовка начинающего экскурсовода к проведению уже разработанной в бюро экскурсии. Подготовка новой темы экскурсии Разработка новых экскурсионных тем является одним из важных показателей деятельности бюро путешествий и экскурсий, экскурсионных бюро. Она свидетельствует о глубине и эффективности развития краеведения в городе или области, уровне работы бюро с местным населением, учете интересов и запросов потребителей. С глубокого и всестороннего изучения этих интересов и следует начинать работу по разработке новых тем. Правильная формулировка целей экскурсии имеет большое значение. Она определяет смысловую направленность экскурсии, помогает в отборе и освещении материала. Каждая область науки и искус СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: Список литературы 1. Галиченко И.М., Криворучко М.Г. Методика подготовки и проведения экскурсий по городу. В кн.: "Вопросы массовой научно-просветительной работы музеев". М., 1995 2. Герд В. А. Экскурсионное дело. - М, 1998. 3. Гейнике Н. А. Методы и практика экскурсионного дела. - М., 1995. 4. Ишекова Т.В. Экскурсионное дело. - М.: Научная книга", 2006 5. Методические рекомендации по проведению природоведческих Экскурсий. М., ЦРИБ "Турист", 1973. 6. Отчет о работе Комитета по туризму Московской области в 2005 году 7. По данным каталога, составленного Т.И. Дулькиной. - См.: Дулькина Т.И. Гжель. Тонкий фаянс. М., 2000. 8. Подготовка и проведение производственных экскурсий. Методические указания. М., ЦРИБ "Турист", 1973. 9. Полюлях А.А., 1993. Отчет об археологических раскопках Меткомелинского II- го селища в Раменском районе Московской области в 1993 г. Архив ИА РАН. Р-1. № 17909. 10. Пономарев Н.В., 1896. Краткий обзор кустарных промыслов. - СПб, 1999 11. Райков Б. Е. Методика и техника ведения экскурсий. - М, 2000. 12. Развитие индустрии туризма в Московской области на 2004-2007 годы 13. Родин А. Ф., Соколовский Ю. Е. Экскурсионная работа по истории. - М., "Просвещение", 1995. 14. Розенфельдт Р.Л. Московское керамическое производство XII-XVIII вв. - М, 1968. 15. Салтыков А.Б. Майолика Гжели. // Салтыков А.Б. Избранные труды. М., 1962. 16. Чудновский А.Д., Жукова М.А. Менеджмент туризма: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2003. 17. Шолохов В.Н. Организация и проведение экскурсий. М., Профиздат, 1999. 18. www.park.ru/rubric.parkru 19. www. gzhel.ru 20. www.mcmtravel.ru/excursions Приложения Приложение 1 Расположение Бахтеевского селища Приложение 2 Деревня Фрязино. Топографическая карта 1860 г. Приложение 3 ЗАО "Объединение Гжель" Приложение 4 Ваза "Гвоздика" Ваза "Птицы" Сервиз "Наталья" Часы "Утро" Квасник "Чаепитие" Скульптура "Ожидание" Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru