Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Сущность монополии. Её формы, типы и виды ID работы - 722137 экономика (реферат) количество страниц - 24 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Оглавление 1 Введение1.Сущность монополии. Её формы, типы и виды 2 1.Сущность монополии. Её формы, типы и виды 3 2. Ущерб, наносимый монополиями, и необходимость государственного регулирования 7 3. Антимонопольное регулирование 10 4. Антимонопольная политика в России 15 Заключение 20 Литература 22 ВВЕДЕНИЕ: История монополии достигает глубокой древности. Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Но новейшая история монополизма начинается в последней трети XIX столетия, особенно во время экономического кризиса 1873 г. Конец 19 века в экономической истории принято называть периодом монополистического капитализма. Взаимосвязанность явлений - кризисов и монополий - указывает на одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение кризисных потрясений в монополистической практике. Не случайно монополии в тогдашней экономической литературе получили название "детей кризиса". Итак, в конце XIX столетия рынок чуть ли не впервые за всю свою многовековую историю развития столкнулся со сложными проблемами. Эти проблемы были связаны с появлением на рынке монополий. Тогда возникла реальная угроза для функционирования конкуренции - этого необходимого атрибута рынка, о котором Адам Смит писал, как о "невидимой руке", которая регулирует рыночные отношения. На пути конкуренции возникли существенные препятствия в виде монополистических образований в экономике. Это был период расцвета монополизма. Необходимо определиться, что же представляют собой монополистические образования? Если обратить внимание, например, на промышленное производство, то монополии - это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий или же хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможности влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен; получают более высокие (монопольные) прибыли. Следовательно, главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара. Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, так как оно позволяет им, во-первых, избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией. Во-вторых, занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя при этом в своих руках определенную хозяйственную власть. И, наконец, монополисты имеют возможность с позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что они навязывают свои контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы. Проблема монополий в России носит более острый характер, чем в развитых странах Запада. Единый государственный сектор в Советском Союзе составлял более 90% всей экономики. И крупнейшие предприятия, создаваемые в течение 70 лет, невозможно в один момент заставить играть по рыночным правилам. Сначала хотелось бы отобразить саму сущность понятия монополии, затем перейти к антимонопольному регулированию, как к явлению в целом, и потом подробнее остановиться на антимонопольной политике в нашей стране. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 09.03.94 N 191 (ред. от 04.09.95) "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ ДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ И РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ МЕРЫ)" 2. Бабаева Л. Малому бизнесу в России грозит... монополизм // Человек и труд. - 1993. - N 8. - С.101-104. 3. В.Миронов, А.Зимогляд, А.Яковлев "Российский монополизм и приватизация"// Экономист 1995 год № 6. 4. В.Ершов "О пользе неконкретности антимонопольного законодательства" // Независимая газета 1994 год 1 февраля. 5. Государственная антимонопольная политика: практический опыт и задачи совершенствования законодательства // Рос. экон. журнал. - 2000. - N 3. - С.28-33. 6. Дж.Вильсон, В.Цапелик. "Естественные монополии России" //Вопросы экономики 1995 год № 11. 7. Еще одна естественная монополия // Нефть и капитал. - 2000. - N 1. - С.70-73. 8. Макарова Г.Н. Командно-административный монополизм и его модификация в условиях постсоциалистической экономики / ИГЭА; Науч. ред. Демина М.П. - Иркутск: Изд-во иркут. ун-та, 1999. 9. Никифоров А.А. Концепция антимонопольной политики и реформа // Вестн. Моск. ун-та. Сер.6., Экономика. - 2000 10. Сальников Е. Монополия: вчера, сегодня, завтра. "Экономика и жизнь", 1995 г., №28 11. Скрыпник В.И. Энергетика России: естественная монополия на свободе // Общество и экономика. 1999. 12. Солодков В.Т. Проблемы и перспективы демонополизации экономики региона // Вестн. ИГЭА. - 1998. - №13.1999 13. Тикиджиев Р., Рубинштейн Т. Проблемы демонополизации экономики России // Проблемы теории и практики управления. - 1992. - N 1. - С.56-60. 14. Хикс Д.Р. Годовой обзор экономической теории: теория монополии: (Пер. Л.С.Горшковой) // Вехи экономической мысли. Т.2. Теория фирмы / Под ред. В.М.Гальперина. - СПб.: Экон. школа, 1999. - С.329-353. 15. Черняк Е.Б. Монополистический капитализм первой половины XX в. в исторической ретроспективе // Новая и новейшая история. - 1990. - N 2. - С.20-36. 16. Шаститко А.Е. Альтернативные формы экономической организации в условиях естественной монополии. - М.: ТЕИС, 2000. - 79 с. - Библиогр.: 164 назв. 17. Экономическая теория: курс лекций. Ч.1./ В.П. Горев, С.В. Сергеев; Под ред. М.П. Деминой. - Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2000. 18. Ягуткин С. Демонополизация управления аграрным рынком // АПК: экономика, управление. - 1993. - N 8. - С.54-57. Цена: 1000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru