Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Регулирование рынков несовершенной конкуренции ID работы - 617354 экономика (курсовая работа) количество страниц - 24 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Введение 3 1. Сущность и основные виды несовершенной конкуренции. Регулирование различных видов несовершенной конкуренции 5 2. Регулирование монополий как наиболее важная проблема регулирования рынков несовершенной конкуренции 13 Заключение 23 Список литературы 25 ВВЕДЕНИЕ: Введение Одним из факторов, определяющих хозяйственную динамику, является конкуренция, выступающая основой рыночного механизма. Рынок совершенной конкуренции должен удовлетворять следующим условиям: • на нем существует много производителей (продавцов), каждый из которых мал относительно рынка в целом; • рынок характеризуется продуктовой однородностью, то есть продукты по своим характеристикам должны быть существенно однородными; • покупатели должны быть хорошо информированы о рыночном предложении; • должен обеспечиваться свободный вход и выход на рынок, то есть должны отсутствовать рыночные барьеры; • производители и потребители имеют возможность формировать независимые решения, то есть должна отсутствовать возможность сговора между субъектами рыночной деятельности. Однако, очевидно, что в реальных условиях рынки свободной конкуренции практически отсутствуют, так как на реальных рынках все эти условия в подавляющем числе случаев не удовлетворяются. Обычно как производители, так и торговцы воздействуют на рыночную цену, на объемы выпускаемой продукции, вступают в гласные и негласные сговоры для контроля рыночной ситуации; государство ограничивает доступ на рынок иностранных производителей, не выполняются другие условия из рассмотренных. В силу указанных причин подавляющее число рынков относятся к рынкам несовершенной конкуренции. В курсе экономикс (экономической теории) выделяют несколько основных, довольно несхожих между собой, рыночных структур (моделей): 1) чистая конкуренция; 2) чистая монополия; 3) монополистическая конкуренция; 4) олигополия. Все три последние модели рынка представляют собой модели несовершенной конкуренции. Необходимость изучения рынка несовершенной конкуренции объясняется тем, что довольно большой объем экономической деятельности, даже в странах со сложившейся системой рыночного хозяйствования, ведется в условиях, приближенных к чистой монополии (в США до 6% от ВНП). Еще более актуальна эта проблема для современной российской экономики. Кроме того, с аналитической точки зрения изучение чистой монополии полезно для анализа и более характерных рыночных структур: монополистической конкуренции и олигополии. Таким образом, все вышесказанное не вызывает сомнений в актуальности темы, чему и посвящена курсовая работа. В процессе подготовки данной курсовой работы я использовала не только литературу (Макконел К., Брю С. Л. «Экономикс», Чепурин М. Н., Киселева Е. А. «Экономическая теория», Нуреев Р. М. «Курс микроэкономики» и другие), но и мой личный опыт. Все это, в свою очередь, составило определенный базис, который помог в раскрытии этого вопроса. 1. Сущность и основные виды несовершенной конкуренции. Регулирование различных видов несовершенной конкуренции В современной экономике совершенно конкурентные рынки встречаются редко – это скорее идеал, к которому можно стремиться, чем реальная действительность. Так как модель совершенной конкуренции является теоретической абстракцией, то можно сказать, что все реально существующие рынки в той или иной степени несовершенны. Несовершенную конкуренцию можно определить следующим образом: • рынок, на котором не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции; • характеристика рынка, где два или более продавцов, обладая некоторым (ограниченным) контролем над ценой, конкурируют между собой за продажи; • рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену. Большинство случаев несовершенной конкуренции можно объяснить двумя основными причинами. Во-первых, есть тенденция к уменьшению количества продавцов в тех отраслях, для которых характерны значительные экономии от масштаба и уменьшающиеся издержки. В этих условиях крупным фирмам производство обходится дешевле, и они могут продавать свои продукты по более низкой цене, чем мелкие фирмы, что приводит к «вытеснению» последних из отрасли. Во-вторых, рынки имеют тенденцию к несовершенной конкуренции, когда существуют трудности для вступления новых конкурентов в отрасль. Так называемые «барьеры входа» могут возникать в результате государственного регулирования, ограничивающего количество фирм. В других случаях может быть просто слишком дорого для новых конкурентов «прорваться» на рынок. Если фирма способна существенно влиять на рыночную цену своего выпуска, такая фирма классифицируется как «субъект несовершенной конкуренции». В отрасли преобладает несовершенная конкуренция, если отдельные производители обладают возможностью контроля над ценой своего выпуска. Кроме того, степень свободы в назначении цены неодинакова в различных отраслях. В некоторых отраслях с несовершенной конкуренцией проявления монопольной власти незначительны. Например, в розничной торговле компьютерами небольшое, порядка нескольких процентов, различие в ценах обычно оказывает значительное влияние на объем продаж фирмы. С другой стороны, в явно монополистической электроэнергетике изменение цены электроэнергии на 10 и более процентов весьма слабо повлияет на объем продаж в коротком периоде. Различия между совершенной и несовершенной конкуренцией графически иллюстрирует рисунок 1.1. Субъект совершенной конкуренции сталкивается с горизонтальной кривой спроса (см. рис. 1.1 (а)), то есть он может продать весь свой выпуск по текущей рыночной цене. Кривая спроса для субъекта несовершенной конкуренции имеет отрицательный наклон. Как явствует из рисунка 1.1 (б), если фирма при несовершенной конкуренции увеличивает количество продаж, она обязательно способствует снижению рыночной цены своих продуктов (по мере того как спрос С перемещается вниз). Таким образом, характерным признаком несовершенной конкуренции является отрицательный наклон кривой спроса. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: Список литературы 1. Зубко Н. М. Экономическая теория. – Мн.: «НТЦ АПИ»,2006 2. Курс экономической теории / под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. – М.,2006 3. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 528 с. 4. Мэнкью Н. Г. Принципы экономикс. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 784 с. 5. Тарасевич Л. С., Гальперин В. М., Гребенников П. И., Леусский А. И. Микроэкономика. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005 – 656 с. 6. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. – М.: Дело, 1999. – 864 с. 7. Ховард К., Журавлева Г., Эриашвили Н. Экономическая теория. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2004 – 278 с. 8. Экономическая теория / под ред. В. И. Видяпина, Г. П. Журавлевой. – М.: ИНФРА-М, 2005 9. Экономическая теория / под ред. И. П. Николаевой. – М.: «Проспект», 2006. – 448 с. Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru