Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
РЕФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРОЙ ID работы - 692818 экономика (дипломная работа) количество страниц - 63 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА I. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ 1.1. Основные подходы к осуществлению социальной политики в условиях социально-экономических реформ 7 1.2. Развитие законодательства в области культуры 13 1.3. Реализация программно-целевого подхода при осуществлении государственной культурной политикии 18 ГЛАВА 2. РЕФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРОЙ 2.1. Характерные особенности разработки региональной политики в области культуры 25 2.2. Анализ социокультурной ситуации в области 28 2.3. Реализация организационной и нормативно-законодательной деятельности в области культуры 30 2.4. Реализация программно-целевого подхода на региональном уровне 38 2.5. Подходы к реформированию организационно-управленческих отношений в системе управления культурой 44 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54 Литература 58 Приложения 64 ВВЕДЕНИЕ: В общественной жизни накопилось много социально-экономических проблем, которые настолько обострились, что должны быть разрешены в ближайшее время. Противоречивая и не всегда эффективная позиция центра, сталкиваясь с отсутствием достаточной инновационной активности местных органов государственного управления, усиливает напряженность общественных отношений. Теоретические и практические исследования, проводимые в сфере культуры, однозначно свидетельствуют о том, что постепенно меняются функции и роль государственных органов управления. На смену старой административно-командной приходит новая система управленческих отношений. Она ориентирована на создание условий для развития личности и регулирования культурных процессов и предполагает возможность согласования разнообразных интересов и личного права каждого человека искать и находить собственный путь духовного совершенствования. Проведенный автором анализ исследований, научных работ последних лет по данной тематике показывает, что наибольшее внимание уделяется таким вопросам, как: формирование новой региональной культурной политики /28,29,43,51,56/, перестройка управления в сфере культуры /25,33,34,40,42,44,46,53/, современные экономические методы управления в социально-культурной сфере /32,39,45,47,49,52,53,55,57,58/. Актуальность темы данной дипломной работы обусловлена тем, что происходящие в России преобразования способствуют переносу центра тяжести управленческой деятельности (и не только в сфере культуры) в регионы. Вместе с тем, неразработанность проблем региональных организационно-управленческих отношений существенно тормозит развитие управленческой практики, зачастую ведет к неверным оценкам ситуации, выбору неэффективных решений. Новые модели регионального управления только начинают формироваться и особенно важны попытки обобщения управленческой практики, направленные на поиск оптимальных путей регионального развития в сфере культуры. Одной из таких попыток является настоящая дипломная работа. Основная цель состоит в разработке и обосновании подходов к реформированию региональной системы управления культурой. В соответствии с целью были определены следующие задачи: 1. Проанализировать сложившуюся практику формирования государственной культурной политики. 2. Изучить состояние и проблемы регионального управления в сфере культуры, подходы к формированию новой региональной политики. 3. Определить роль, место, функции управления культуры администрации области в условиях новых социально-экономических отношений. 4. Обосновать необходимость изменений организационно-управленческих отношений в региональной системе управления культурой. 5. Разработать некоторые подходы к реформированию организационно-управленческих отношений региональной системы управления в сфере культуры. Теоретическую основу работы составили: - философские концепции, раскрывающие вопросы теории культуры и проблемы формирования государственной культурной политики / П.С.Гуревич, О.И.Карпухин, О.И.Генисаретский /; - положения общей теории управления, социальной, психологической и педагогической теории управления /Б.Г.Ананьев,В.А.Дубовицкий,З.А.Орлова /; - концепции маркетинга и теории фандрайзинга в сфере культуры /Л.В.Устюжанина, А.С.Баталов /. Автор опирался на нормативные документы в сфере культуры, системный подход к решению организационно-управленческих проблем регионального управления, принципы современной отечественной и зарубежной теории управления и менеджмента. Методы исследования: теоретический анализ и синтез социологической, методической, экономической, управленческой литературы, изучение нормативных документов сферы культуры, системный и сравнительный анализ, анализ и обобщение массовой практики, лучшего отечественного и зарубежного опыта. В первой главе " Основы государственной политики в области культуры" рассмотрены основные подходы к осуществлению социальной политики в России в условиях социально-экономических реформ, задачи и функции Министерства культуры Российской Федерации по осуществлению государственной культурной политики, способы финансирования культуры. Подробно рассмотрены вопросы формирования законодательной базы в сфере культуры, дан анализ наиболее значимых для отрасли правовых документов. Сделана попытка исследовать проблему реализации программно-целевого подхода при осуществлении государственной культурной политики, рассмотрен ход реализации федеральных целевых программ "Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации" и место Тамбовской области в программе. Содержание главы раскрывается в контексте положений общей теории управления, основных понятий теории культуры, как в философском, так и в социокультурном аспектах. Так под культурной политикой демократического государства понимается деятельность, предполагающая формирование основанных на общественном согласии концептуальных представлений о месте и роли культуры в жизни общества, о должном состоянии культурной жизни, определение приоритетных целей развития культуры, составление программ и их реализацию с помощью распределения различного вида ресурсов (материальные, финансовые, кадровые, информационные)/39/. После того, как общественное сознание в нашей стране отвергло командно-распорядительные методы регулирования социального бытия, под управлением культурой будем понимать реализацию получивших общественное одобрение целей культурной политики, осуществляемую государственными и иными управленческими структурами с помощью распределения ресурсов. В ряде последних исследований /О.И.Карпухин, Э.А.Макаревич, В.Г.Чурбанов, О.И.Генисаретский /подчеркивается, что в процессе осущест-вления государственной культурной политики следует иметь в виду, что существуют объективные пределы допустимого постороннего вмешательства в художественную жизнь. Потому что культура - это саморегулирующаяся сфера общественной жизни, имеющая собственные, присущие ей законы функционирования и развития /39/. Так что внешнее вмешательство (управление, регулирование) будут продуктивными до тех пор, пока оно не искажает, не препятствует самореализации внутренних законов культурной жизни. Другими словами, в этой сфере велика роль правильного соотношения регулирования и саморегулирования. Делая выводы по первой главе, автор предлагает свое видение совершенствования форм государственной поддержки культуры и искусства, дальнейшего развития законодательной базы, финансирования отрасли. Во второй главе "Реформирование региональной системы управления социокультурной сферой" рассмотрены характерные особенности разработки региональной политики как в целом, так и в области культуры, дан анализ социокультурной ситуации в Тамбовской области. Проанализировав литературу по данному вопросу, автор пришел к выводу, что в последние годы аспектам управления в сфере культуры было посвящено сравнительно небольшое число публикаций. Прежде всего это касается вопросов регионального управления. В ходе подготовки к дипломной работе была изучена законодательная база - на федеральном и областном уровнях, изучен опыт работы управлений культуры Тамбовской, Архангельской, Белгородской, Липецкой областей, Приморского края, рассматривался международный опыт управления сферой культуры. Во второй главе даны подходы к реализации организационной и нормативно-законодательной деятельности, программно-целевого подхода на региональном уровне.Рассмотрены две областные программы - развития культуры и искусства и развития кинематографии. Дан анализ финансирования отрасли, сделаны выводы о путях дальнейшего развития культуры в области. Имея опыт работы в управлении культуры администрации области (одиннадцать лет) и в течении пяти лет курируя вопросы культуры, средств массовой информации, творческих союзов, молодежи в администрации области, автор имеет непосредственное отношение ко всем процессам, происходящим в данной отрасли, проблемам и задачам, формированию законодательной базы, поиску решений для выхода из создавшегося положения. В заключении подведены теоретические и практические итоги проделанной работы, дана оценка проанализированной практики, ее положительных и отрицательных сторон, степень реализованности поставленных во введении цели и задач, сделаны выводы о направлениях реформирования регионального управления в области культуры. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Конституция Российской Федерации.- М.,Юридическая литература, 1993. 2. Закон Российской Федерации от 09.10. 1992г.N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре". 3. Закон РФ от 29.12.1994г.N 79-ФЗ "О библиотечном деле". 4. Закон РФ от 26.05.1996г.N 54-ФЗ "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации". 5. Закон РФ от 22.08.1996г. N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации". 6. Указ Президента РФ от 12.11.1993г. N 1904 "О дополнительных мерах государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации". 7. Указ Президента РФ от 01.07.97г. N 1010 "О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации". 8. Постановление ГД ФС РФ от 05.03.97г. N 1189-2 ГД "О проекте федерального закона "О творческих работниках и творческих союзах". 9. Постановление ГД ФС РФ от 26.12.97г. N 2069-ГД "О проекте федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры народов РФ)". 10. Постановление Правительства РФ от 19.06. 1996г.N 715 "О федеральной целевой программе "Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации (1997-1999 годы)". 11. Постановление Правительства РФ от 23.11.1996г. N 1411 "Вопросы Министерства культуры Российской Федерации". 12. Постановление Правительства РФ от 06.06.1997г. N 679 "Об утверждении Положения о Министерстве культуры Российской Федерации". 13. Постановление Правительства РФ от 28.08.1997г. N 1116 "О дополнительных мерах государственной поддержки народных худомыслов Российской Федерации". 14. Постановление Правительства РФ от 18.12.1997г. N 1561 "О концепции развития кинематографии до 2005 года". 15. Концепция развития культуры и искусства Российской Федерации. Протокол Правительства РФ от 14.09.1995г. 16. Закон Тамбовской области от 27.12.1995г. N 43-З "Об областных целевых программах". 17. Закон Тамбовской области от 21.06.1996г. N 67-З "О библиотечном деле в Тамбовской области". 18. Закон Тамбовской области от 16.12.1997г. N 147-З "О государственной молодежной политике в Тамбовской области". 19. Постановление областной Думы от 24.06.1997г. N 754 "О Временном положении "Об охране,реставрации и использовании памятников истории и культуры Тамбовской области". 20. Постановление областной Думы от 16.06.1998г. N 137 "О Программе сохранения и развития культуры и искусства в Тамбовской области на 1998-1999 годы". 21. Постановление областной Думы от 25.09.1998г. N 185 "О программе сохранения и развития киновидеообслуживания населения Тамбовской области на 1998-2006". 22. Постановление администрации области от 05.01.1996г. N 8 "Об утверждении положения об управлении культуры администрации области". 23. Постановление администрации области от 20.05.96 г. № 318 "О коллегии управления культуры администрации области". 24. Постановление администрации области от 07.07.97г. № 421 "О мерах по социальной защите работников областных библиотек управления культуры администрации области". 25. Актуальные направления совершенствования и перестройки управления в сфере культуры.- М., НИИК, 1988.- С.18-28. 26. Баталов А.С. "Методические рекомендации по фандрайзингу, или по-лезная информация для тех, кто заинтересован в дополнительных источниках финансирования.//Первый Всероссийский конкурс "Лучшие пректы по международному сотрудничеству в сфере образования. Сб.материалов и рекомендаций.- М., 1998.- С.34-56. 27. Бренер О. Культурная политика и современная социокультурная ситуация.Проект "Культура Автограда" // "Ориентиры культурной политики" - 1995,- №3.- С.3-33. 28. Востряков Л. Россия и ее регионы: приоритеты и новые принципы региональной культурной политики // Панорама культурной жизни стран СНГ и Балтии.- 1997.- №5- С.2-15. 29. Гафуров Ю.,Савина И. Создание сети многопрофильных культурно-информационных центров как способа осуществления государственной культурной политики на местном уровне //"Ориентиры культурной политики" - 1996,- №6.- С.75-82. 30. Генисаретский О.И. Культурная политика:вызовы и ответы.//Панорама культурной жизни стран СНГ и Балтии.- 1996 - №11.- С.19-33. 31. Гуревич П.С. Философия культуры:Пособие для студентов гуманит. вузов.- 2-е изд.- М.: "Аспект Пресс", 1995.- С.17-24. 32. Дискин И.Е. Культура:стратегия социально-экономического развития.- М.: Экономика, 1990.- С.58-63. 33. Доклад группы экспертов Совета Европы "Культурная политика Российской Федерации" //"Русская культура вне границ" - 1997,- №5.- С.3-13. 34. Дубовицкий В.А. Государство и развитие культуры.- Минск: "Наука и техника", 1989.- С.5-12. 35. Жидков В.С. Что такое культурная политика? //"Культура в современном мире",- 1994г.,- №10,- С.53-60. 36. Зуев С.Е. Культурные сети (опыт проблемного анализа).//"Панорама культурной жизни стран СНГ и Балтии.- 1997,- №5. - С.3-19. 37. 200 лет Тамбовской губернии и 60 лет Тамбовской области: Ист.-статист.сб. - Тамбов.,- 1997.- С.55,192-195. 38. Исакова Л. Белгородский "Атлас".//"Встреча".-1996- №3.- С.14-16. 39. Карпухин О.И. и др. Концептуальные основы новой культурной политики государства. //"Диалог",- 1997,- N9,- С.32-36. 40. Карпухин О.И. Управление в культуре:проблемы функционирования и совершенствования.//Социал.-полит.журн. -1996. - №2 - С.26-39. 41. Культурология.Теория и история культуры.Учебное пособие.- М., ЦИНО, 1996.- С.3-69. 42. Мельников А.П.Селиванчик П.П.Научное управление культурой.- Минск,"Университетское", 1988.- С.86-112. 43. Народная культура и возрождение духовных традиций Тамбовского края. : Материалы обл.научн.-практ.конференции.- Тамбов, 1997.- 76С. 44. Обновление культуры:проблемы и перспективы.- М., РАУ, 1993.- С.29-36. 45. Онуфриенко Г.В.Модели культурной политики в условиях рынка.(Итоги научно-информационного исследования).//Материальная база сферы культуры:опыт решения управленческих,научных и технических проблем.- Научн.-информ.сб.,- 1996.- С.3-11. 46. Организационно-управленческие нововведения в сфере культуры.- М., НИИК,1991.- С.43-47. 47. Организационно-экономические преобразования в сфере культуры:проблемы и перспективы. - М., НИИК, 1990.- С.62-82. 48. Орлова З.А.Социальная политика в сфере культуры.//" Ориентиры культурной политики" -1995,- №5.- С.3-19. 49. Первый всероссийский конкурс "Лучшие проекты по международному сотрудничеству в сфере образования"// Сборник материалов и рекомендаций, Москва, 1998.- 284С. 50. Резолюция парламентских слушаний "Об упорядочении социальной политики государства в условиях выхода из кризиса и становления рыночной экономики" Комитета по вопросам социальной политики Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 51. Справка Министерства культуры РФ о выполнении Федеральной программы "Сохранение и развитие культуры и искусства (1993-1995гг.)"//"Ориентиры культурной политики" - 1996.-№ 4.- С.67-90. 52. Сорочкин Б.Ю. и др. Финансирование культуры в новых экономических условиях.//"Ориентиры культурной политики" - 1995,- №1.- С.3-11. 53. Столяров И.А. Управление культурой:организационно-экономический механизм.- М.,"Экономика", 1989.- С.42-95. 54. Устюжанина Л.В. Основы маркетинга услуг в сфере свободного времени.//"Ориентиры культурной политики",- 1996, - №6,- С.82-95. 55. Шишкин С.В. Экономика и управление в сфере культуры:поиск новых моделей.- М., НИИК, 1992.- С.15-23. 56. Хрипченко В. Из аналитической записки о состоянии и деятельности учреждений культуры и искусства Приморского края в 1995-1997 годах.// "Встреча".- 1997.,- №11.- С.4-6. 57. Экономика и управление культурой.//Экспресс-информ.-Пути перестройки системы управления в сфере культуры на территориальном уровне.- 1990,- №5.- С.2-12. 58. Якобсон Л.И. Экономические методы управления в социально-культурной сфере.- М.: Экономика, 1991.- С.23-54. Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru