www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

Конкуренция и ее роль в экономике


ID работы - 617242
экономика (курсовая работа)
количество страниц - 41
год сдачи - 2012



СОДЕРЖАНИЕ:



Содержание

Введение 3
1. Сущность и значение понятий конкуренция и конкурентоспособность фирмы 5
1.1. Эволюция теоретических взглядов на конкуренцию 5
1.2. Регулирование конкурентных отношений на Российском рынке 10
1.3. Проблемы создания конкурентной среды 13
2. Фирма и формы конкуренции 17
2.1. Фирма в условиях совершенной конкуренции 17
2.2. Фирма в условиях абсолютной монополии 21
2.3.. Фирма в условиях монополистической конкуренции 27
2.4. Фирма в условиях олигополии 30
Заключение 37
Список литературы 40




ВВЕДЕНИЕ:



Введение

В современных условиях особую актуальность принимают проблемы антимонопольного регулирования и поддержки конкурентных структур. В этой связи поучительным представляется опыт подобного регулирования, имеющийся в развитых странах. Этот опыт во многом опирается на теоретические концепции конкуренции, конкурентного рынка и целей конкурентной политики, которые преобладали в тот или иной период времени в той или иной стране.
В последние годы в России активизировалась дискуссия о роли и месте промышленной и конкурентной политики. Существует мнение, что промышленная политика необходима для ускорения темпов экономического роста, в то время как антимонопольная политика выполняет в современной российской экономике деструктивную роль, создавая дополнительные и ненужные ограничения. Есть и противоположная точка зрения: антимонопольная политика нужна для выравнивания условий конкуренции и создания тем самым стимулов для инвестирования, в то время как промышленная политика, предоставляя участникам рынка дополнительные преимущества по сравнению с их конкурентами, одновременно лишает их заинтересованности в повышении эффективности производства. Эти крайности основываются на представлении о противоречивости и взаимоисключаемости промышленной и конкурентной политики.
Любой вид экономической политики, представляя собой комплекс последовательных действий, осуществляемых субъектом (субъектами) в отношении некоторого набора объектов с определенной целью, предполагает установление обязательных правил, поддерживаемых соответствующими механизмами, обеспечивающими соблюдение данных правил действующими лицами (хозяйствующими субъектами). С этой точки зрения любое направление экономической политики всегда связано с созданием и изменением институтов. Установленные правила позволяют определить права и соответственно создать стимулы для экономических агентов. Стимулы непосредственным образом влияют на решения, формируют поведение экономических агентов и в конечном счете определяют получаемые результаты (с позиции распределения и эффективности использования ресурсов).
Многоаспектность экономических обменов обусловливает множество направлений и форм воздействия государства на способы использования ресурсов, темпы экономического развития. Существование различных направлений и видов экономической политики выдвигает на первый план вопрос об их согласованности. Так называемая неоклассическая парадигма (во всяком случае, ее традиционная версия) рассматривает эти два направления экономической политики как взаимоисключающие. Однако как современный экономический анализ, так и мировая практика государственного регулирования подводят к другому выводу: достижение целей устойчивого экономического роста, основанного на нововведениях, как правило, невозможно без использования обеих форм экономической политики и соответствующих им инструментов.
Особенностью существования фирмы в рыночных условиях микроэкономики является то, что она находится в постоянной взаимосвязи с другими производителями. Это находит выражение прежде всего в рыночной конкуренции. Интенсивность, степень этого взаимодействия определяется конкретными рыночными структурами, в рамках которых функционирует конкретная фирма. Поскольку целью деятельности любой фирмы является максимизация получаемой прибыли, необходимо знать те специфические условия, которыми характеризуются конкретные структуры и за счет которых достигается наиболее оптимальное положение фирмы в каждом конкретном случае.
Все это подчеркивает актуальность рассмотрения теоретических моделей взаимосвязи фирмы с различными формами конкуренции.
Итак, целью курсовой работы является анализ теоретических моделей и практических аспектов взаимосвязи фирм и форм конкуренции.
Для достижения цели в работе должны быть решены следующие задачи:
Во-первых, раскрыта теоретическая сущность конкуренции
Во-вторых, проанализированы модели деятельности фирмы на рынках с различными формами конкуренции.
Объект исследования- фирма.
Предмет исследования- функционирование фирмы, в зависимости от формы конкуренции.


1. Сущность и значение понятий конкуренция и конкурентоспособность фирмы

1.1. Эволюция теоретических взглядов на конкуренцию

Эволюцию взглядов экономистов на проблему конкуренции и монополии, нашедшую свое выражение в конкурентной политике развитых стран, можно вкратце сформулировать следующим образом.
Первый этап связан с формированием модели совершенной конкуренции, разработкой основных черт конкурентного рынка. Здесь господствует представление о том, что совершенная (свободная) конкуренция должна составлять цель конкурентной политики государства, хотя может быть, эта цель идеальная и не достижима на практике. Монополия понимается только как негатив свободной конкуренции, структура которая снижает эффективность рыночной экономики.
Постепенное развитие теории конкуренции приводит к пониманию конкуренции как определенного процесса, динамического по своей природе. В этом процессе, как оказывается, конкуренция и монополия настолько переплетены, что целесообразнее говорить о монополистической конкуренции – такой структуре, где в каждый момент присутствуют черты и монополии и конкуренции. К тому же, сама по себе монополия обретает определенные положительные черты как фактор, стимулирующий накопление финансовых ресурсов, технический прогресс в отрасли и нейтрализующий негативную экономическую динамику (смягчающий, если и не устраняющий, кризисы и спады в отраслях).
Уточнение механизма осуществления конкуренции приводит к появлению концепции работающей конкуренции и соревновательных рынков – принципиально новому взгляду на структуру рынка. Конкурентный результат в виде экономической эффективности цен и объемов продаж может быть достигнут без и вне конкурентного процесса. В этот период продолжаются поиски количественных показателей конкуренции через эконометрические исследования отраслей и построение регрессионных моделей рынков. Но все еще продолжает господствовать идея о том, что конкуренции на рынках может быть только недостаточно, и конкурентная политика должна стремиться к увеличению степени конкурентности рынков.
Современные представления о конкуренции характеризуются прежде всего сменой концепции «конкуренция» на более широкое понятие «взаимодействия фирм на рынке». Для эффективного взаимодействия фирм на рынке одинаково важными являются и конкурентный процесс (теория добросовестной конкуренции) и конкурентный результат (экономическая эффективность во всех ее формах).
Выдвигается новая концепция конкурентного результата. Исход эволюции рынка – это не некая точка и не однозначно определяемая линия, а область возможных равновес




СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:



Список литературы



1. Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия, практика. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2003
2. Алексунин В.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности. -М., Издательско- книготорговый центр "Маркетинг", 2001 г.
3. Алешин Б.Л. Консолидация для повышения конкурентоспособности // Экономика России. ХХI век. - 2005. - № 3
4. Амосов А.Н. О предпосылках устойчивого экономического роста // Экономист. - 2005. - № 10
5. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учебник. — М.: Юристъ, 2004.
6. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М., 1994.
7. Джоббер Д. принципы и практика маркетинга. СПб.: Вильямс, 2001
8. Казаков А.П., Минаева Н.В. «Экономика» - курс лекций. - М,1998г.
9. Куликов Л.М. “Основы экономических знаний” М. “Финансы и статистика”,1998
10. Курс экономической теории /Под. ред. М.Н.Чепурина.- Киров: АСА, 1999.
11. Липсиц И.В. «Экономика», книга-1, Москва, 1997г.
12. Мамедов О.Ю. “Современная экономика”. Ростов-на-дону, “Феникс”, 2004
13. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс : принципы, проблемы и политика: Пер. с 13-го англ. изд. – М.: ИНФРА – М, 2002
14. Милль Дж. Основы политэкономии. М., 1980
15. Молл Е.Г. Менеждмент. М.: Финансы и статистика, 1998г
16. Основы предпринимательской деятельности. Экономическая теория. Маркетинг. Финансовый менеджмент / Под ред. В. М. Власовой. М.: Финансы и статистика, 1997
17. Портер М. Конкуренция. - СПб.: Вильямс, 2000
18. Самуэльсон П. Экономика. В 2-х т. Т. 2. — М.: Машиностроение, 1997.
19. Сергеев О.Н. Правовое обеспечение и создание конкурентной среды в коммерческой деятельности. Российское право в Интернете. №2 2006.
20. Фишер С., Дорнбун Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. со 2-го изд. — М.: Дело, 1998.
21. Хайман Д. Современная микроэкономика: анализ и применение. М.: Высшая школа, 2001
22. Шамхалов Ф.И. Государство и экономика: основы взаимодействия. М.: ОАО НПО «Издательство «Экономика»», 2005.
23. Черковец О.Г. Внешнеэкономическая интеграция - системный аспект // Экономист. - 2005. - № 1
24. Экономическая теория. / Под. ред. д.э.н. А.И. Добрынина. - СПб., 2003

Рецензия

Рецензия на курсовую работу (ФИО) по теме «Конкуренция и ее роль в экономике»

Тема курсовой работы не вызывает сомнений в своей актуальности в связи с тем, что в условиях современного российского общества особую значимость принимают проблемы антимонопольного регулирования и поддержки конкурентных структур.
Особенностью существования фирмы в рыночных условиях микроэкономики является то, что она находится в постоянной взаимосвязи с другими производителями. Это находит выражение прежде всего в рыночной конкуренции.
В соответствии с этим главной целью работы явилось исследование конкуренции и ее роли в экономике.
Автору удалось успешно справиться с вышеназванной целью.
В первую очередь студентка определила теоретические аспекты понятий конкуренция и конкурентоспособность фирмы, также дала детальный анализ проблемы создания конкурентной среды.
Достаточно грамотно и четко проведено исследование положения фирмы на рынке, а также анализ существующих форм конкуренции.
На основе проведенного анализа и составленных итогов по исследуемым задачам в заключении сделали выводы.
Таким образом, смысловая структура раскрытия темы продумана основательно и в большей степени способствовала ее раскрытию в содержательных аспектах. Также следует отметить самостоятельность студентки в подходе к рассмотрению теоретического материала, его творческий характер.
Курсовая работа выполнена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к такого типа работам, грамотно, качественно и в полном объеме.


Рецензент:

Цена: 2000.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru