Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Исследование особенностей монополистической конкуренции ID работы - 683661 экономика (курсовая работа) количество страниц - 31 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Введение 3 1 Экономическая сущность и формы конкурентных взаимоотношений 6 2 Соотношение монополизма и конкуренции в экономике России 13 3 Эффективность методов государственного антимонопольного регулирования 21 Заключение 28 Список использованной литературы 30 ВВЕДЕНИЕ: Фундаментальные преобразования в экономических отношениях, происходящие в период либерализации и глобализации, привели к радикальным сдвигам в механизме управления естественными монополиями в таких сферах, как электроэнергетика, трубопроводный и железнодорожный транспорт, порты, аэропорты. Исторически эти отрасли с момента их становления и до начала 90-х годов находились в руках государства. С переходом к либерально-консервативным доктринам экономического развития в 90-е годы во все большем числе стран объекты естественных монополий постепенно стали частично переходить в управление частных компаний. При этом право распоряжения ими сохранялось за государством, а частному сектору передавались права владения и пользования. На бизнес были возложены функции управления, хозяйственного ведения, инвестирования, эксплуатации. Естественно, что при смене прав собственности и базовых концепций деятельности естественных монополий начали формироваться новые модели снижения экономических рисков. Государство переложило на бизнес не только права обеспечения работы естественных монополий, но и основную часть рисков. За это оно предоставило частному сектору как деловому партнеру административно-хозяйственную свободу на объектах своей собственности, а также право присвоения сверхприбылей в качестве компенсации за повышенные риски. Вместе с тем государство оставило за собой контрольные и регулирующие функции, в частности по установлению тарифов и цен на продукцию и услуги предприятий естественных монополий. Привлекая частный капитал на концессионной и иной партнерской основе, проводя так называемую косвенную приватизацию путем допуска его в отдельные сегменты отраслей, государство отказывается от значительной части не свойственных ему хозяйственных функций, высвобождает ресурсы и получает возможность уделять больше внимания новым социально значимым функциям, возникающим в эпоху глобализации. В рыночных условиях хозяйствования на поведение каждой фирмы влияет характер, тип рынка, на котором она функционирует. Тип рынка зависит от вида продукции, количества фирм, наличия или отсутствия ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступности информации о ценах, нововведениях и т.д. Различают четыре основных типа рынков или рыночных структур. Чистая (совершенная) конкуренция возникает при следующих условиях: существует множество мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию; потребителю при этом безразлично, у какой конкретно фирмы он приобретает эту продукцию; доля каждой фирмы в общем объеме рыночного предложения данной продукции настолько мала, что любое ее решение о повышении или понижении цены не отразится на цене рыночного равновесия; вступление новых фирм в отрасль не встречает каких-либо препятствий или ограничений; вход и выход из отрасли абсолютно свободен; нет ограничений и на доступ той или иной фирмы к информации о состоянии рынка, о ценах на товары и ресурсы, о затратах, качестве товаров, технике производства и т.д. Монополия является противоположностью совершенной конкуренции. В условиях монополии одна фирма является единственным продавцом данной продукции, не имеющей близких заменителей. Барьеры для вступления других фирм в отрасль практически непреодолимы. Монополистическая конкуренция представляет собой тип рынка, в условиях которого большое количество мелких фирм предлагает разнородную продукцию. Вход на рынок, как и уход с него, обычно не представляет каких-либо трудностей. Существуют различия в качестве, внешнем виде и других характеристиках товаров, производимых разными фирмами, которые делают эти товары чем-то уникальными, хотя и взаимозаменимыми; развита неценовая конкуренция. Олигополия предполагает существование на рынке нескольких крупных фирм, продукция которых может быть как разнородной (автомобили), так и однородной (алюминий, сталь). Вступление новых фирм в отрасль, как правило, затруднено. Особенностью олигополии является взаимная зависимость фирм в принятии решений о ценах на свою продукцию. В странах с развитой рыночной экономикой преимущественно существуют рынки монополистической конкуренции (производство одежды, обуви, сфера услуг, торговля и т.д.), а также олигополии (автомобильная промышленность, металлургия). Совершенная конкуренция и чистая монополия встречаются довольно редко и скорее являются абстракциями, моделями, на примере которых можно провести анализ поведения фирмы, формирования ее ценовой стратегии и определения объема выпуска, обеспечивающего максимальную прибыль. Актуальность выбранной темы состоит в том, что проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения. Цель работы - исследовать особенности монополистической конкуренции. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи: изучить экономическую сущность и формы конкурентных взаимоотношений; определить соотношение монополизма и конкуренции в экономике России: рассмотреть эффективность методов государственного антимонопольного регулирования. Поставленные задачи определили структуру работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Объект исследования - монополия и конкуренция в экономической теории. Предмет исследования - современные аспекты функционирования и регулирования монополий и конкуренции. Информационной базой написания курсовой работы использовались нормативные акты, учебные пособия, а также материалы периодической печати, СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Конституция Российской Федерации. - М.: Юристъ, 2005. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации. - М.: Омега-Л, 2006. 3. Федеральный Закон от 17 августа 1995 года №147-ФЗ "О естественных монополиях" (с изменениями и дополнениями) 4. Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. №948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (с изменениями и дополнениями) 5. Андросов К.Г. Естественная монополия в реформируемой экономике: Автореф. дис. ... канд. экон. наук / СПбГУЭиФ. - СПб., 2005. - 20 с. 6. Астапов К.Л. Реформирование естественных монополий на примере электроэнергетики //Законодательство и экономика. - 2005. - №8. - С. 69. 7. Атаян Г.Ю. Правовой режим естественных монополий в России: некоторые вопросы теории и практики //Аспирант и соискатель. - 2003. - № 1(14). - С.120-123. 8. Банки и банковское дело /Под ред. И.Т. Балабанова. - СП.: Питер, 2001. 9. Белоусова Н.И., Васильева Е.М., Лившиц В.Н. Реформирование естественных монополий в России: теоретический аспект //ЭКО: Экономика и организация промышленного производства. - 2005. - №4. - С. 115. 10. Бесхмельницын М.И. Экономическое и финансовое состояние естественных монополий //Финансовый бизнес. - 2003. - № 5. - С.6-13. 11. Городецкий А., Павленко Ю. Реформирование естественных монополий // Вопросы экономики. - 2006. - №1. - С. 96. 12. Деньги, кредит, банки: Учебник /Под ред. О.И. Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 2006. 13. Долгова И. Монополии и конкуренция //Финансы и кредит. - 2006. - №3. - С. 44. 14. Королькова Е.И. Естественная монополия: регулирование и конкуренция //Экономический журнал ВШЭ. - 2005. - №2. - С. 235. 15. Мартыненко Г., Мартыненко И. Правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности //Право и экономика. - 2004. - №9. - С. 48. 16. Никитин С., Глазова Е. Государство и проблема монополии //Мировая экономика и международные отношения. - 2006. - №9. - С. 93 17. Олянич Д.В. Стратегия финансового поведения предприятия сферы естественных монополий в российской экономике переходного периода: Автореф. дис. … к.э.н. - Ростов-на-Дону, 2004. - 22 с. 18. Организация деятельности коммерческих банков: Учебник /Под ред. Г.И. Кравцовой. - М.: Приор, 2006. 19. Роль естественных монополий в экономической стратегии государства //Финансовый бизнес. - 2006. - №4. - С. 12. 20. Щербина М.В. Особенности государственного регулирования естественных монополий в России //Бизнес Академия. - 2006. - № 10(20). - С.32-38. Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru