Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
ГАЗПРОМ": ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ И ЕЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ID работы - 603751 экономика (курсовая работа) количество страниц - 30 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 5 1.1. ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ: ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ; ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 5 1.2. РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ 8 1.3. ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 10 ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ 10 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 17 2.1. "ГАЗПРОМ": ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ 17 И ЕЕ ПЕРСПЕКТИВЫ 17 2.2. РОЛЬ ОАО "ГАЗПРОМ" В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ 20 2.3. РЕФОРМИРОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ К РЫНКУ 22 2.4. РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ОАО "ГАЗПРОМ" В УСЛОВИЯХ 24 РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29 ЛИТЕРАТУРА 31 ВВЕДЕНИЕ: ВВЕДЕНИЕ Особая роль естественных монополий обусловлена их ключевым местом в экономике страны. Их эффективное функционирование является необходимым условием эффективного функционирования системы в целом. В силу определенных обстоятельств (невозможность форсированного разгосударствления соответствующих отраслей производства и производственной инфраструктуры, усиление сырьевой направленности российской экономики и т.п.) значимость этого вида монополий возрастает, особенно в условиях экономического кризиса в России. Они могут стать движущими силами экономики, способными вывести страну из затяжного кризиса, но могут представлять и серьезное препятствие на пути достижения позитивных результатов проводимых реформ. В этой связи важнейшее значение имеют совершенствование государственного регулирования, реструктуризация и перспективы дальнейшего развития российских естественных монополий. Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Другими словами, естественные монополии представляют собой сегменты рынка, в которых развитие конкуренции технологически невозможно или экономически неэффективно. Некоторые авторы рассматривают естественную монополию как субъект, оперирующий на монополизированном секторе рынка. В других секторах это предприятие может выступать как участник конкурентной борьбы. Это означает, что деятельность одного и тог же предприятия может регулироваться в монопольном и конкурентном секторах рынка разными способами. Монопольное положение предприятия считается естественным, если в силу своих технико-экономических особенностей это предприятие не может быть физически разделено на несколько независимо действующих предприятий, или (и) если невозможно или экономически невыгодно создавать новое предприятие, которое действовало бы в том же секторе рынка. Достаточное распространение получило следующее определение естественной монополии: монополия считается естественной, если при ее дроблении повышается цена услуг для конечного потребителя. Согласно Закону, производство в условиях естественной монополи обладает важной технологической особенностью, определяющей его экономическую эффективность: для него характерно существенное понижение издержек на единицу продукции по мере увеличения ее объемов. Это происходит, как правило, в результате значительной экономии на масштабах производства вследствие высокого уровня постоянных издержек. В связи с такой структурой издержек эффективнее оказывается не конкуренция нескольких производителей, а монополия одного товаропроизводителя. Цель работы - рассмотреть "Газпром", как естественного монополиста. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 1.1. ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ: ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ; ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В институциональной структуре естественных монополий можно выделить два элемента: непосредственно производство данного товара (услуги) и инфраструктуру, обеспечивающую его доставку. Именно особенности доставки товара (услуги) способствуют возникновению естественных монополий. Объекты инфраструктуры - это сети, по которым осуществляются по ставки продукции между удаленными друг от друга экономическими агентами, а также отрасли экономики, эксплуатирующие такие сети. Понятие инфраструктуры включает три уровня. Первый - это собственно материальные сети, обеспечивающие поставки продукции. Второй уровень составляют операции - деятельность по эксплуатации инфраструктурной сети. Третий уровень - инфраструктурные рынки, где происходит согласование спроса и предложения на услуги инфраструктурной сети. Предложение на рынках зависит от пропускной способности сетей поставок. Инвестиционные проекты, формирующие инфраструктуру, отличаются рядом особенностей: большие капиталовложения, продолжительный срок окупаемости, значительное воздействие на экономическое и социальное развитие страны и регионов, окружающую среду, большое количество органов регулирования и др. К основным признакам естественных монополий относят: 1. Производство продукции эффективнее при отсутствии конкуренции из-за экономии на масштабе производства. К таки СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: ЛИТЕРАТУРА 1. Астапов К. О государственном регулировании естественных монополий. // Общество и экономика. - 2003. - №4-5. 2. Белоусова Н., Васильева Е., Лившиц В. О государственном реформировании естественных монополий в экономике России. // Общество и экономика. - 2002. - №1. 3. Газпром. Годовой отчет за 1997 г. - М.: Информ. - реклам. центр газовой пром-сти. 1998. - 64 с. 4. Городецкий А., Павленко Ю., Френкель А. Демонополизация и развитие конкуренции в российской экономике // Вопр. Экономики. - М., 1995. - №11. - С. 48-57. 5. Городецкий А., Павленко Ю. Реформирование естественных монополий. // Вопросы экономики. - 2000. - №1. 6. Проблема монополии в переходной экономике: Пробл.-темат. сб. / РАН. ИНИОН. Центр социальных науч.-информ. исслед. отд. экономики: Отв. ред. и сост. вып. Минервин И.Г. - М., 1999. - 172 с. 7. Участие государства в коммерческой деятельности. -М .: Юристъ, 2001. - 384 с. - (Государство и экономика). Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru