Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Федеральное казначейство и его роль в бюджетном процессе страны ID работы - 617933 экономика (курсовая работа) количество страниц - 86 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Введение………………………………………………………………………….3 1. Теоретические основы бюджетного процесса и казначейской системы исполнения бюджета…………………………………………………………….6 1.1. Характеристика бюджетной системы РФ…………………………………6 1.2. Бюджетный процесс и процедуры исполнения бюджета………………..13 1.3. Особенности казначейской системы исполнения бюджета……………..19 2. Анализ исполнения бюджета РФ 2006 г. и предложения по совершенствованию деятельности органов федерального казначейства……37 2.1. Анализ исполнения консолидированного бюджета РФ органами федерального казначейства в 2006 году……………………………………….37 2.2. Приоритетные направления совершенствования деятельности федерального казначейства…………………………………………………….48 2.3. Проблемы автоматизации процесса исполнения бюджета (на примере внедрения системы электронного документооборота между территориальными отделениями Федерального казначейства и бюджетополучателями)…………………………………………………………61 Заключение………………………………………………………………………77 Библиография…………………………………………………………………...82 Приложения……………………………………………………………………..87 ВВЕДЕНИЕ: Введение Современное устройство большинства государств с развитой рыночной экономикой подразумевает необходимость выполнения государством, экономических, социальных, экологических и других функций. Исполнение бюджета, как в области доходной, так и в области расходной части, является важнейшей составляющей бюджетного процесса, поскольку от исполнения расходов бюджета зависит эффективность решения задач государственного управления, а от исполнения доходов бюджета – соответствующее финансовое обеспечение. В федеративных государствах, к которым относится и Российская Федерация, особую важность приобретают и особенности формирования межбюджетных отношений, исполнения региональных и местных бюджетов. На эффективность бюджетного процесса в значительной мере влияет используемая система исполнения бюджета. Основными системами исполнения бюджета являются банковская и казначейская. В Советском Союзе применялась банковская система исполнения бюджета. Поначалу в Российской Федерации также действовала банковская система исполнения бюджета, но действовавший ранее механизм был слабо адаптирован к современным экономическим условиям. Действовавшая банковская система исполнения бюджета была не способна обеспечить «прозрачность» бюджета и эффективный контроль за целевым и рациональным использованием бюджетных средств. Процесс исполнения бюджета многоступенчатостью, характеризовался низкой оперативностью и раздробленностью, не позволял определить величину кассовых расходов и совершать разумный маневр государственными финансовыми ресурсами в условиях их дефицитности, допускал возможность их нецелевого использования. По сравнению с банковской системой исполнения бюджета казначейская обладает рядом существенных преимуществ. В частности, информация по исполнению бюджета становится актуальной, так как любые потоки немедленно регистрируются федеральным казначейством; резко сокращается разрыв между регистрацией поступлений и временем, когда ресурсы могут быть доступны для произведения расходов; обеспечивается сохранность средств; обеспечивается контроль на всех этапах исполнения бюджета (от выделения ассигнований до кассового расхода); в т.ч. контроль осуществляется на стадии, предшествующей платежу; повышается эффективность управления процессом исполнения бюджета и управления ресурсами. Поэтому, вполне закономерно, что в конце 90-х годов прошлого века был осуществлен переход от банковской к казначейской системе исполнения бюджета. Несмотря на то, что казначейская система уже миновала стадию становления, и является достаточно эффективно работающим механизмом – отдельные элементы казначейской системы исполнения бюджета постоянно совершенствуются. Указанное определяет актуальность исследования вопросов деятельности органов федерального казначейства, их роли в бюджетном процессе. Цель дипломной работы - исследовать особенности роли федерального казначейства в бюджетном процессе страны и определение перспектив совершенствования действующей казначейской системы исполнения бюджета. Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - рассмотреть структуру бюджетной системы и бюджетного процесса в РФ; - исследовать специфические особенности казначейской системы исполнения бюджета и ее основные процедуры; - проанализировать данные об исполнении консолидированного бюджета РФ за предшествующий период (2006 год); - определить приоритеты совершенствования бюджетного процесса в РФ; - исследовать возможности повышения автоматизации процессов исполнения бюджета. Предмет дипломного исследования - бюджетный процесс в части исполнения доходной и расходной части бюджетов различных уровней органами федерального казначейства. Объект исследования - бюджетная система РФ. Источниками информации при проведении дипломного исследования служили Бюджетный и Налоговый Кодексы РФ, действующие законодательные и нормативные акты, в том числе законодательные акты «О федеральном бюджете» и «Об исполнении федерального бюджета» за различные периоды. Теоретическая основа исследования: научная литература о бюджетной системе РФ, комментарии к Бюджетному Кодексу (Г.Б.Поляка, А.Н.Козырина, М.В.Романовского и О.В.Врублевской, А.М.Година и И.В.Подкориной), сборники статистических данных, публикации в периодической печати (журнал «Финансы», «Финансы и кредит», «Бюджет» и другие), статьи руководителей Федерального казначейства (Р.Е.Артюхина и др.). Полученная информация анализировалась с помощью общенаучных методов синтеза и анализа информации, приемов сводки и группировки, статистических и математических методов, приемов графического представления информации. Работа состоит из введения, двух частей, разделенных на подразделы, заключения, списка литературы и приложений. 1. Теоретические основы бюджетного процесса и казначейской системы исполнения бюджета 1.1. Характеристика бюджетной системы РФ Современное устройство большинства государств с развитой рыночной экономикой подразумевает необходимость выполнения государством оборонных, экономических, социальных, экологических и других функций. Важную роль, которую играет государство в области экономического и социального развития, приводит к необходимости централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Именно общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства, в перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, между производственной и непроизводственной сферами, между отдельными группами и слоями населения. Важнейшим элементом финансовой политики любого государства является бюджетная политика, а, бюджетные отношения, соответственно, важнейший элемент системы финансовых отношений в государстве. Центральным элементов финансовой системы страны является государственный бюджет. Бюджет служит для аккумуляции финансовых ресурсов и их использования на выполнение основных функций государства. Таким образом, бюджет является инструментом экономической и социальной политики, служит для перераспределения части валового внутреннего продукта страны с учетом общественных интересов Бюджет – это центральное звено системы финансов, бюджетная система является одним из важнейших институтов государства. В литературе отмечается, что «в любой стране бюджет – это наиболее точная форма выражения существа государственной власти»[52,с.16]. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов. Причем, как утверждает Г.Б.Поляк, «в рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики»[18,с.1]. Через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных денежных средств. С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения государством возложенных на него функций. Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащему выполнению экономической, социальной и политической функций. Бюджет является одновременно и правовой, и экономической категорией. Также можно отметить, что термин «бюджет» в научной литературе определяется по разному, как: 1) отношения: форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления; 2) документ: основной финансовый план страны, утверждаемый как закон; 3) денежный фонд: основной централизованный фонд денежных средств. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: Библиография 1. Бюджетный Кодекс от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (в редакции от 26 апреля 2007 г.) 2. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции от 18 декабря 2006 г.) 3. Федеральный закон от 19 декабря 2006 г. № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» 4. Федеральный закон от 9 апреля 2007 г. № 41-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2007 год» 5. Положение О федеральном казначействе (в редакции Постановления Правительства РФ от 11.11.2006 № 669) 6. Доклад на коллегии Министерства финансов РФ 25.11.2005г. «О развитии федерального казначейства» 7. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности федерального казначейства на 2008-2010 гг. 8. Отчет об итогах работы федерального казначейства в 2006 году и основных задачах на 2007 год. Утвержден решением коллегии федерального казначейства от 20 февраля 2007 г. 9. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: Дашков и К°, 2006. - 485 с 10. Анисимов С.А., Максимов В.А. Бюджетная политика как источник экономического роста // Финансы. - 2005.- № 1. - С. 16-18. 11. Артюхин Р.Е. Направления совершенствования правового регулирования отчетной стадии бюджетного процесса // Финансы и кредит. - №28. - 2007. – С.11-15. 12. Артюхин Р.Е. Развитие отчетной стадии бюджетного процесса в Российской Федерации // Финансы. - 2007. - №7. – С.4-7. 13. Безденежных А.В. Институт казначейства как инструмент государственного влияния на экономику государства // Финансы. - 2003.- № 2. - С. 25-27 14. Бирюков А.И. Координационная деятельность органов федерального казначейства в условиях реализации концепции управления результатами бюджетного процесса // Финансы и кредит. - 2004.- № 30. - С. 51-54. 15. Бокарева Л.Г. Концепция реформирования бюджетного процесса с точки зрения государственного финансового контролера //Финансы. - 2006. - №4. – С.46-49. 16. Бушмин Е.В. Автоматизация процесса исполнения бюджета - порядок в работе финансового органа на долгосрочную перспективу // Финансы. – 2003. - № 6 17. Бушмин Е. Роль и место бюджетных процедур в системе государственных финансов //Вопросы экономики. - 2003. - №5. – С. 42-49. 18. Бюджетная система России / под ред. Г.Б.Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 550 с. 19. Бюджетная система Российской Федерации / под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской. – М.: Юрайт, 2000. – 615 с 20. Бюджетный процесс на новом этапе (материалы расширенного заседания коллегии Министерства финансов Российской Федерации 26 апреля 2005 г.) // Финансы. - 2005. - №5. – С. 20-27. 21. Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: Дашков и К, 2005. – 340 с. 22. Гамукин В. Новации бюджетного процесса: бюджетирование, ориентированное на результат //Вопросы экономики. - 2005. - №2. – С. 4-22. 23. Годин А.М., Подкорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации. – М.: Дашков и К, 2002. – 340 с. 24. Гусев С.И., Швецов Ю.Г. О роли федерального казначейства в финансовой системе государства // Финансы. - 2004.- № 11. - С. 23-25 25. Гусев С.И., Швецов Ю.Г. Федеральное казначейство как институт реализации бюджетной политики государства // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. - 2004. - №9-10. – С.25-32. 26. Дембицкий С.Г. Эффективная бюджетная система как важное условие формирования в России социального рыночного хозяйства // Финансы и кредит. - 2004.- № 28. - С. 38-48. 27. Дроздов О.И. Оценка зрелости казначейской системы // Финансы. - 2007. - № 2. 28. Дроздов О.И. Развитие процедур управления операциями на едином счете бюджета // Бюджет. – 2006. - № 6. 29. Золотаревич К.В., Павлов К.И. Универсальная бюджетно-налоговая система // ЭКО. - 2005.- № 2. - С. 39-45. 30. Итоги и задачи Федерального казначейства (Материалы расширенного заседания коллегии Федерального казначейства 5 апреля 2006 г.) // Финансы. - 2006. - №5. – С.30-37. 31. Ковалева Т.М., Барулин Т.М. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации. - М.: КноРус, 2005. – 208 с. 32. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации (вводный) / под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской . – М.: Юрайт-М, 2001 33. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации / под ред. А.Н. Козырина). – М.: Экар, 2002. 34. Комягин Д.Л. Что такое бюджет - форма, план или фонд? // Бюджет. – 2005. - № 2. 35. Комягин Д.Л. Правовая природа бюджетных средств: деньги, обязательства или информация // Финансы. – 2005. - №8. 36. Комягин Д.Л. Принцип единства кассы: опыт сравнительно - правового исследования // Ежегодник Центра публично - правовых исследований. – 2006. - том 1. 37. Комягин Д.Л. Проблема соотношения бюджета и казны публично - правового образования // Право и экономика. – 2006. - № 11. 38. Кудрин А.Л. Федеральный бюджет - важнейший инструмент реализации государственной политики // Финансы. - 2005.- № 1. - С. 3-7. 39. Кучкаров Т.С., Теребиленко Б.Н. Выбор казначейской системы исполнения бюджета в странах СНГ // Финансы. - 2005. - №9. – С.66-67. 40. Лавров А.М. Бюджетная реформа 2001-2008 гг.: от управления затратами к управлению результатами //Финансы. - 2005. - №9. – С. 3-12. 41. Липчиу Н.В., Гарьковенко Д.Н. Об эффективности перехода на казначейское исполнение бюджета //Финансы и кредит. - № 29. - 2007. – С.62-65. 42. Лопина Л.А. О взаимодействии участников бюджетного процесса // Бюджет. – 2004. - № 11. 43. Лушин С.И. Бюджетная реформа // Экономист. - 2005.- № 2. - С.38-45. 44. Лушин С.И. Об эффективности государственного бюджета // Финансы. - 2004.- № 10. - С. 12-16. 45. Назаров Н.Н., Канкулова М.И. Понятия «финансовая система» и «бюджетная система» в теории финансов // Финансы и кредит. - 2004.- № 19. - С. 6-9. 46. Натаров В.Н. Казначейские информационные технологии и перспективы их использования для укрепления бюджетной дисциплины // Финансы и кредит. - 2004.- № 17. - С. 49-52. 47. Начинкин Д.Б. Эволюция казначейской службы в России // Финансы. – 2002. - № 5. 48. Нестеренко Т. Г. Казначейство России: Новый статус, больше ответственности // Бюджет. – 2005. - март. 49. Нестеренко Т. Г., Бушмин Е. В. Технология единого счета бюджета: необходимость и преимущество // Бюджет. – 2004. - № 5. – С.7-11. 50. Нестеренко Т.Г. 350 лет государственному финансовому контролю в России // Бюджет. – 2006. - № 8. 51. Нестеренко Т.Г. Бюджетным деньгам – гарантию казначейского счета // Финансы. – 2000. – N 5. – с.3-5 52. Нестеренко Т.Г. Казначейская система как инструмент эффективности управления государственными финансами // Финансы. – 2001. – № 3. – с.16-20. 53. Нестеренко Т.Г. Казначейская система: дальнейшее развитие // Финансы. – 2003. - № 7 54. Нестеренко Т.Г. Казначейство — опора государственности // Бюджет. – 2003. - №1. 55. Нестеренко Т.Г. О развитии Федерального казначейства // Финансы. – 2005. - № 12. – С.3-7. 56. Нестеренко Т.Г. Практика и результаты внедрения изменений в бюджетный процесс // Финансы. – 2006. - № 4. – С.3-7. 57. Нестеренко Т.Г. Развитие бюджетного законодательства и новации бюджетного цикла 2007 - 2009 гг. // Бюджет. – 2006. - № 5. 58. Нестеренко Т.Г. Реформирование бюджетного учета Российской Федерации // Бюджет. – 2004. - № 11. 59. Нестеренко Т.Г. Роль Федерального казначейства в реформировании бюджетного процесса // Бюджет. - 2006. - № 12. 60. Нестеренко Т.Г. Федеральное казначейство на новом этапе // Финансы. – 2005. - № 4. – С. 3-6. 61. Нестеренко Т. Г. Федеральное казначейство в 2007 году // Финансы. - 2007. - №3. – С.12-18 62. Нестеренко Т.Г. Практика и результаты внедрения изменений в бюджетный процесс //Финансы. - 2006. - №4. – С.3-7. 63. Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: Дашков и К°, 2006. - 307 с 64. Пашнанов Э.Л. Основные направления бюджетной политики Российской Федерации // Финансы и кредит. - 2004.- № 30. - С. 46-50. 65. Попов А. Ю. Казначейство России должно стать одним из передовых в мире. // Бюджет. – 2004. - № 11. 66. Попов А.Ю. Информационные технологии Федерального казначейства при переводе на кассовое обслуживание исполнения бюджетов РФ и местных бюджетов // Бюджет. – 2006. - № 8. 67. Попов А.Ю. Новые схемы кассового обслуживания в действии // Бюджет. – 2005. - № 11. 68. Попов А.Ю., Гусельников А.М. Регламентация деятельности органов Федерального казначейства с использованием прикладного программного обеспечения // Бюджет. – 2007. - № 9. 69. Придачук М. П. Бюджетный процесс в России: тенденции и перспективы //Финансы и кредит. - № 26. - 2006. – С. 37-39. 70. Прокофьев С.Е. Казначейская система исполнения бюджета Франции // Бюджет. – 2003. - № 6. 71. Прокофьев С.Е. Федеральное казначейство: ведомственный контроль в процессе реализации административной реформы // Бюджет. – 2006. - № 6. 72. Прокофьев С.Е., Горбунов В.В. Управление активами и пассивами единого казначейского счета // Бюджет. – 2004. - № 12. 73. Прокофьев С.Е., Горбунов В.В. Шведский опыт исполнения бюджета и возможность его применения в России // Финансы. - 2004. - № 5. - С. 55-57. 74. Прокофьев С.Е., Шубина Л.В. О расширении функций органов федерального казначейства // Финансы. - 2003.- № 9. - С. 20-21 75. Прокофьев С.Е., Шубина Л.В. Федеральное казначейство: организационные аспекты создания системы бюджетирования, ориентированного на результат // Бюджет. - 2007. - № 2. 76. Рудовол И.П. Правовое регулирование казначейского исполнения бюджета // Финансы. - 2003.- № 8. - С. 25-27. 77. Рябухин С. Н. Ориентация контроля бюджетного процесса на эффективность // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. - 2007. - №1. – С. 40-48. 78. Сабитова Н.М. К вопросу о реформировании бюджетного процесса в РФ //Финансы и кредит. - № 6. - 2006. – С. 69-73. 79. Сергиенко Н.С. К вопросу о сущности казначейского исполнения бюджетов //Финансы. - 2006. - №11. – С.30-31. 80. Тарасов М.А. Кассовое обслуживание бюджетов, от конфликта к дискуссии // Бюджет. – 2004. - № 2. 81. Улюкаев А.В. Проблемы государственной бюджетной политики. - М.: Дело, 2004. - 543 с 82. Чичелев М.Е. О дальнейшем совершенствовании бюджетного процесса //Финансы. - 2006. - №2. – С. 15-21. 83. Чичелев М.Е. Эффект и эффективность в бюджетном процессе // Финансы. - 2007. - №1. – С. 6-9. 84. Шишкин А. Г., Шишкина Е.А. Внедрение бюджетирования в бюджетный процесс // Финансы. - 2006. - №5. – С.23-26. 85. Шубина Л.В. Бюджетный процесс в ФРГ, опыт и перспективы применения в России // Бюджет. – 2004. - № 8. Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru