Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
ПОНЯТИЕ МОНОПОЛИИ ID работы - 612653 экономическая теория (курсовая работа) количество страниц - 23 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………3 1. ПОНЯТИЕ МОНОПОЛИИ……………………………………………………………………...5 1.1 . Абсолютная монополия и ее признаки……………………………………………………..5 1.2 . Барьеры для вступления в отрасль…………………………………………………………5 2. МЕХАНИЗМ МАКСИМИЗАЦИИ ПРИБЫЛИ В УСЛОВИЯХ ЧИСТОЙ МОНОПОЛИИ…………………………………………………………………………………….9 2.1. Монопольный спрос……………………………………………………………………………9 2.2 . Уравнивание предельного дохода и предельных издержек…………………………..10 2.3 . Сложности с издержками……………………………………………………………………11 2.4 . Ценовая дискриминация и ее условия……………………………………………………14 3. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА…………………………………...15 3.1 . Регулируемая монополия……………………………………………………………………15 3.2 . Дилемма регулирования…………………………………………………………………….18 3.3 . Антимонопольные законодательства……………………………………………………..19 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………21 ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………………………….23 ВВЕДЕНИЕ: ВВЕДЕНИЕ Как известно, основой рыночной экономики является частная собственность, свобода выбора и предпринимательства. Решения, принимаемые покупателями и про-давцами, реализуются через систему рынков. При этом рынок выступает как механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг [4]. Предпочтения покупателей и продавцов реализуются посредством спроса и предложения на всем множестве рынков, а результат их реше-ний образует систему цен на продукты и ресурсы. Эти цены служат ориентирами, руко-водствуясь которыми владельцы ресурсов, предприниматели и потребители делают и корректируют свой свободный выбор, обеспечивающий личный интерес. Таким образом, рыночная система представляет собой многосложную систему связей, посредством которой многочисленные индивидуальные, свободно выбранные решения учитываются, суммируются и взаимно уравновешиваются со стороны спроса и предложения. Этот механизм и выносит решения о том, что экономика должна про-изводить, как эффективно организовать производство и как распределять результаты между экономическими единицами. Однако в любой реально действующей рыночной экономике в той или иной мере в дополнение к рыночному механизму существует и го-сударственное регулирование экономики с целью нейтрализации негативных момен-тов, присущих рыночной системе ценообразования. Данная проблема, в настоящее время, является особенно актуальной для российской экономики [5]. С точки зрения конкретной фирмы ее решения по вопросам цены и производства будут меняться в зависимости от характера отрасли, в которой она действует. В курсе экономикс выделяют несколько основных, довольно несхожих между собой, рыночных структур (моделей): 1) чистая конкуренция; 2) чистая монополия; 3) монополистическая конкуренция; 4) олигополия. При этом наибольшие споры и критику, как среди экономистов, так и в общест-венных кругах, вызывают фирмы, являющиеся или похожие на монополистов (типич-ный пример – компания Microsoft). В связи с этим возникает вопрос об эффективности распределения ресурсов и производственной эффективности в условиях монополии. Необходимость изучения монополистического ценообразования объясняется тем, что довольно большой объем экономической деятельности, даже в странах со сложившейся системой рыночного хозяйствования, ведется в условиях, приближенных к чистой монополии (в США до 6% от ВНП – [2]). Еще более актуальна эта проблема для современной российской экономики. Кроме того, с аналитической точки зрения изучение чистой монополии полезно для анализа и более характерных рыночных структур: монополистической конкуренции и олигополии. Целью данной курсовой работы и является изучение механизма ценообразова-ния в условиях монополии. При этом можно выделить следующие основные задачи, вытекающие из поставленной выше цели: • изучение механизма максимизации прибыли (минимизации убытков) фирмой-монополистом в условиях чистой монополии; • изучение государственного регулирования монополистических рынков, особенно – «естественных» монополий. 1. ПОНЯТИЕ МОНОПОЛИИ 1.1 . Абсолютная монополия и ее признаки Абсолютная, или чистая, монополия существует, когда одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей [2]. Исходя из этого, можно выделить следующие признаки чистой монополии. • Единственный продавец. Чистый монополист это отрасль, состоящая из од-ной фирмы. Фирма и отрасль, в таком случае, являются синонимами. • Отсутствуют близкие заменители. Из первого признака следует, что про-дукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей. С точки зрения покупателя, это означает, что нет при-емлемых альтернатив. Покупатель должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него. • Ценовой контроль. Монополист осуществляет значительный контроль над ценой, так как контролирует общий объем предложения. При нисходящей кривой спроса на свой продукт монополист может вызвать изменение цены продукта, манипулируя СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: ЛИТЕРАТУРА 1. Зубко Н. М. Экономическая теория. – Мн.: «НТЦ АПИ»,1998. – 311 с. 2. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. Т. 2. – М.: Республика, 1995. – 400 с. 3. Мэнкью Н. Г. Принципы экономикс. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 784 с. 4. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. – М.: Дело, 1999. – 864 с. 5. Ховард К., Журавлева Г., Эриашвили Н. Экономическая теория. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. –278 с. Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru