Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Современные проблемы и перспективы развития регионального объединения ID работы - 615067 экономическая география (контрольная работа) количество страниц - 12 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Введение 3 1. Характеристика деятельности ШОС на современном этапе. 4 2. Перспективы развития ШОС 9 Заключение 12 Список литературы 13 ВВЕДЕНИЕ: Введение Цель работы – современные проблемы и перспективы развития регионального объединения Актуальность выбранной темы определяется тем, что на рубеже XXI в. произошел резкий рост внимания к Центральной Азии. Практически одновременно с началом второй чеченской кампании Россия осознала, что наряду с кавказским фронтом борьбы с исламистским радикализмом у нее появился новый, центральноазиатский. США после 11 сентября 2001 г. нанесли ответный удар по «аль-Каиде» и ее укрывателям — та¬либскому режиму в Афганистане. Обеспокоился и Китай. Для Пекина «прорыв» исламистов в Центральной Азии угрожает активизацией сепаратистов в приграничном Синьцзян-Уйгурском автономном районе, т. е. создает прямую угрозу террито¬риальной целостности Китая. В итоге Россия — как бывшая метрополия, США — как лидер антитеррористической коалиции и Китай — как крупнейший сосед оказались непосредственно вовлеченными в ситуацию в регионе, который еще недавно считался «сонной глубинкой». Интересы и политика России и США в Центральной Азии являются предметом широкой дискуссии, как в своих странах, так и за их пределами. Гораздо меньше работ, посвященных региональной стратегии Китая, тем более написанных китайскими специалистами. Между тем Центральная Азия стала первым регионом, в котором Пекин обозначил цель закрепления и нара¬щивания своего политического и экономического присутствия. Именно на этом направлении Китай впервые с XIX в. вышел за пределы своих границ и добился признания в качестве регионального игрока. Шанхайская организация сотрудничества означает именно это: Китай в Центральной Азии. Важно отметить при этом, что интересам Китая — точно так же, как интересам Аме¬рики и России, — соответствуют политическая стабильность, экономическое и социальное развитие стран региона и надежная изоляция экстремистских сил. Наряду с этим Китай преследует и специфические национальные интересы. Пока РФ и КНР в отдельности не могут стать реальным полюсом силы. И глубинный смысл пристального внимания к ШОС заключается в том, что всех интересует вопрос: смогут ли КНР и РФ наладить свое сотрудничество так, что сделают однополярный мир снова биполярным. Активизация ШОС приводит к настороженности на Западе, особенно ее военный вектор. Можно представить, что бы было, если бы Россия и Китай провели свои военные учения в Мексиканском заливе (ведь проводят же США военные учения на Черном море). «Клуб диктаторов», «Антибушевский альянс» — вот стереотипы восприятия ШОС на Западе. Тогда что такое НАТО?.. Бомбардировка Югославии, Афганистана и Ирака, пытки и издевательства над заключенными, незаконные тайные тюрьмы? И это при том, что ШОС лишь декларирует неприятие однополярного мироустройства, но и не более того… Последние 16 лет показали, что однополярный мир более опасен, чем многополярный. Пока РФ и КНР в отдельности не могут стать реальным полюсом силы. И глубинный смысл пристального внимания к ШОС заключается в том, что всех интересует вопрос: смогут ли КНР и РФ наладить свое сотрудничество так, что сделают однополярный мир снова биполярным. Другая интрига заключается в следующем: сможет ли ШОС стать вторым полюсом раньше, чем ЕС. Суммарный ВВП стран, входящих в ШОС (вместе с наблюдателями), более 2500 млрд. долларов. ШОС может в перспективе стать самой крупной геополитической структурой безопасности. Шанхайский клуб, включающий Индию и Пакистан — это перспективный союз от Атлантики (Российская Балтика) до Тихого океана и от Северного Ледовитого океана — до Индийского. Это 2,8 млрд. населения — 45% мирового рынка и 4 ядерные державы. С учетом возможного вхождения новых государств, ШОС в своем распоряжении сосредоточит половину мировых запасов нефти и газа, а также почти половину оборонного потенциала планеты. 1. Характеристика деятельности ШОС на современном этапе. Шанхайская организация сотрудничества является постоянно действующей межправительственной международной организацией, о создании которой было объявлено 15 июня 2001 года в Шанхае (КНР) Республикой Казахстан, Китайской Народной Республикой, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Республикой Узбекистан. Ей предшествовал механизм "Шанхайской пятерки". К основным целям Шанхайской организации сотрудничества относятся: укрепление взаимного доверия и добрососедства между странами-участницами; содействие их эффективному сотрудничеству в политической, торгово-экономической, научно-технической и культурной областях, а также в сфере образования, энергетики, транспорта, туризма, защиты окружающей среды и других; совместное обеспечение и поддержание мира, безопасности и стабильности в регионе; продвижение к созданию демократического, справедливого и рационального нового международного политического и экономического порядка. В отношениях внутри организации, исходя из "Шанхайского духа" государства-члены ШОС придерживаются принципов взаимного доверия, взаимовыгоды, равенства, взаимных консультаций, уважения к многообразию культур и стремления к совместному развитию, а во внешних сношениях придерживается принципа несоюзничества, не направленности против кого-либо и открытости. Высшим органом для принятия решений в ШОС является Совет глав государств-членов. Он собирается раз в год и принимает решения и указания по всем важным вопросам организации. Совет глав правительств государств-членов ШОС собирается один раз в год для обсуждения стратегии многостороннего сотрудничества и приоритетных направлений в рамках организации, решения принципиальных и актуальных вопросов экономического и иного сотрудничества, а также утверждает ежегодный бюджет организации. Помимо заседании Совета глав государств и правительств действует также механизм ежегодных встреч на уровне министров иностранных дел, экономики, транспорта, культуры, обороны, безопасности, генеральных прокуроров, а также руководителей погранведомств и министерств чрезвычайных ситуаций. Механизмом координации в рамках ШОС служит Совет национальных координаторов государств-членов ШОС. Шанхайская организация сотрудничества имеет два постоянно действующих органа - Секретариат в Пекине, Региональная антитеррористическая структура в Ташкенте. Исполнительный секретарь и Директор исполнительного комитета назначаются Советом Глав государств сроком на три года. Общая площадь государств-членов ШОС равняется около 30 млн.189 тыс.кв.км., что составляет 3/5 площади Евразии, а население - 1.4 млрд.455 млн. человек, что составляет 1/4 всего населения земного шара. Борьба с терроризмом и вопросы безопасности «должны оставаться одними из основных в Шанхайской организации сотрудничества». Это заявление президента Путина прозвучало вчера на его встрече с участниками Совета глав правительств ШОС. Акцент, сделанный российским лидером, несомненно, не останется не замеченным на Западе. Ведь там в последнее время все чаще задаются вопросом, не превращается ли созданная в 2001 году региональная организация с участием России и Китая в «НАТО на Востоке». При всей многовекторности в международной деятельности каждой из стран-участниц ШОС заняла особое место во внешней политике как КНР, РФ, так и республик ЦАР. Предпосылками данной ситуации стали вакуум или недостаток силы, которая могла бы гарантировать военно-политическую безопасность в регионе. Политические тенденции свидетельствуют о реальной возможности превращения ШОС в главный и системообразующий элемент в области безопасности в ЦАР. Таким образом, исходя из геополитической ситуации в ЦАР, возникла потребность в создании такой структуры, которая представляла бы всех основных региональных игроков и тем самым служила бы механизмом многосторонних консультаций и соглашений. Кроме того, основное предназначение такой структуры заключается в обеспечении региональной безопасности - главного предмета интереса, который представляет для мирового сообщества ЦАР с его углеводородными запасами и большой перспективной ролью в геополитике и геоэкономике Евразии. Во многом благодаря позиции Китая внутри ШОС обозначился экономический и гуманитарный векторы сотрудничества. На встрече глав правительств государств ШОС в Бишкеке 23 сентября 2004 г. премьер Госсовета КНР Вэн Цзябао подчеркнул: "Мы должны последовательно продвигаться по пути углубления экономического сотрудничества внутри ШОС. Нам надо систематично выстраивать более тесные экономические связи. Усиливать гуманитарное сотрудничество, способствовать взаимному признанию и дружбе народов стран-участниц - это важная задача ШОС. Взаимное доверие, взаимовыгода, мир, согласие, уважение многообразия культур, стремление к всеобщему развитию - основные цели организации. Китай фокусирует свои усилия на экономической составляющей ШОС, считая, что именно экономическая составляющая отношений позволит сбалансировать все структуры ШОС и усилит ее консолидирующую силу. Кроме этого, по мнению Китая, неполитические методы - основная прерогатива и преимущество ШОС по сравнению с американскими методами ведения диалога со странами ЦАР. Задача большой важности - избежать превращения ШОС в политический блок. Согласно Хартии ШОС, обеспечение безопасности в регионе - одна из важнейших задач, выдвигаемых государствами-членами на первое место. Между тем акцент в деятельности ШОС на взаимодействие по борьбе с проявлениями "трех сил зла" позволяет некоторым исследователям увидеть антиамериканскую направленность Организации и называть ее блоком "анти-НАТО". На этом фоне китайская сторона предпринимает усилия для "выравнивания" экономического и военно-политического компонентов в деятельности ШОС. К моменту подготовки саммита ШОС в Астане в 2005 г. вопросы безопасности вновь приобрели особо актуальное значение. События в Кыргызстане и Узбекистане изменили настроения лидеров государств - участников ШОС и, вероятно, повлияли на расстановку ориентиров в курсе КНР в отношении ШОС. Од СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: Список литературы 1. Галямова В. ШОС как инструмент обеспечения безопасности в Центральной Азии: перспективы организации в свете результатов саммита // Analytic.— 2007. — № 8 2. Декларация глав государств — членов ШОС // Проблемы Дальнего Востока.— 2006. — № 5 3. Зинглер Ч. Стратегия США в Центральной Азии и ШОС // Мировая экономика и международные отношения. — 2006. — № 7. 4. Иванов И.С. Внешняя политика России в эпоху глобализации: Статьи и выступления. М., ОЛМА-ПРЕСС, 2005 г. 5. Квятовский О. Евразийский постскриптум. Шанхай гарантирует пограничную тишину// Независимая газета, 2005 г. 30 июня 6. Комиссина И.Н., Куртов А.А. Шанхайская организация сотрудничества: становление новой реальности. — М.: РИСИ,2005 7. Лузянин С. Шанхайская шестерка уже никого не устраивает// Независимая газета, 2005 г. 6 июня 8. Материалы III Алматинской конференции по безопасности и сотрудничеству (21 июня 2005 г.). — Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2005. 9. Оразалиев Е. Влияние США на развитие ШОС // Саясат.— 2005. — № 1 10. Путин верит в перспективы ШОС. www.pravda.ru. 14.06.2006 11. Суюнбаев М. Ожидания и перспективы ШОС. www.tazar.kg. 17.08.2007 12. Сыроежкин К. Главная интрига ШОС. Целью военного присутствия США в Центральной Азии является не столько обеспечение безопасности в регионе, сколько создание плацдарма в преддверии неизбежного противостояния с Китаем// Независимая газета, 2005 г. 13 июня 13. Шерьязданова К. ШОС: Проблемы и перспективы развития. Информационно-дискуссионный портал. www.pbussr.ru 24.07.2007 Цена: 1000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru