Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Общий обзор проблемы мотивации. Теории мотивации ID работы - 684159 управление персоналом (курсовая работа) количество страниц - 22 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Введение 3 1. Общий обзор проблемы мотивации 6 1.1. Определение понятий "мотив" и "мотивация" 6 1.2. Соотношение мотивов и потребностей 8 2. Теории мотивации 11 2.1. Мотивационно - потребностная теория А.Маслоу 11 2.2. Теория ожидания В. Врума 16 2.3. Теория "социального обмена" Джорджа Хоманса 18 Заключение 20 Литература 22 ВВЕДЕНИЕ: "Обилие литературы по проблемам мотивации и мотивов сопровождается многообразием точек зрения на их природу, что вынуждает некоторых психологов впадать в излишний пессимизм и говорить о практической неразрешимости проблемы. Общим недостатком существующих точек зрения и теорий является отсутствие системного подхода к рассмотрению процесса мотивации, вследствие чего любой фактор, влияющий на возникновения побуждения и принятие решения объявляется мотивом. Очень мало внимания (особенно в отечественной литературе) уделяется анализу причин столь значительного расхождения авторов в понимании сущности мотивации и мотивов; как правило, имеет место либо простое изложение взглядов других авторов на проблему, либо довольно поверхностная критика всех отличных от собственной точки зрения, без поиска того рационального, что имеется в подходах предшественников. Между тем, непредвзятый анализ позволяет увидеть в различных гипотезах и формулировках много ценной информации, которую можно использовать при построении целостной и непротиворечивой концепции мотивации и мотива." Эти строки из монографии Е.П. Ильина "Мотивация и мотивы" очень точно (на наш взгляд) характеризуют современные теоретические воззрения на проблемы мотивации. Однако, мы не во всем согласны с автором. Нам представляется, как и Х. Хекхаузену, что мотивы и мотивацию следует рассматривать как гипотетические конструкты: "В действительности никаких мотивов не существует. Эта, быть может, озадачивающая формулировка нуждается в двояком разъяснении. Во-первых, как уже отмечалось, мотивы не наблюдаемы непосредственно и в этом смысле они не могут быть представлены как факты действительности. Во-вторых, они не являются фактами в смысле реальных предметов, доступных нашему прямому наблюдению. Они суть условные, облегчающие понимание, вспомогательные конструкты нашего мышления, или, говоря языком эмпиризма, гипотетические конструкты…" В почти каждом современном учебнике по менеджменту приводится с десяток теорий мотивации, каждая из которых "не совсем верна". Хотя теории противоречивы и плохо совместимы, будущим дипломированным менеджерам предлагается самим скомпоновать собственные методы мотивирования персонала. Очевидно, что такой подход может пригодится при разгадывании кроссвордов, но не для решения текущих проблем с персоналом. Система мотивации труда играет принципиально важную роль в функционировании и развитии организации. Термин "мотивационный процесс" подчеркивает, что мотивация достигается не прямым, диктующим воздействием, а косвенным - диалоговым. Важнейшими элементами процесса трудовой мотивации являются ценности и нормы поведения. Ценности - это представления субъекта, общества, класса, социальной группы о главных и важных целях жизни и работы, а также об основных средствах достижения этих целей. Однако поведение работника, его мотивация обусловливается не только системой ценностей общества, трудовой организации (коллектива), но и социальными нормами - стихийно сложившимися или сознательно установленными правилами поведения. Воздействие на трудовое поведение социальных ценностей и норм образует целую систему ценностно-нормативного регулирования. Участвуя в трудовой деятельности, человек, как правило, имеет ряд разнообразных потребностей, интересов, ценностных ориентации. Они могут быть существенными или несущественными, разной степени значимости и актуальности. В ходе соотнесения потребностей, интересов, ценностей с трудовой ситуацией посредством мотивов осуществляется выбор наиболее значимых из них. При изучении мотивов и установок надо иметь в виду, что их содержание скорее отражает содержание ценностей и норм, прежде всего социально одобренных, нежели направление личных потребностей и интересов. При этом субординация, иерархия мотивов свидетельствует об иерархии ценностей. Структуру же потребностей и интересов отражают затраты времени на различные виды деятельности. Знание динамики мотивации труда - это условие обязательных требований к работнику и правильных ожиданий от; него правильного и своевременного выбора методов стимулирования. Ведь мотивация - это процесс стимулирования отдельного работника или группы к действиям, приводящим к осуществлению целей организации. В настоящее время каждый руководитель должен понимать необходимость мотивации и стимулирования персонала собственного предприятия. Тем более необходимо оценить важность мотивации трудовой деятельности молодежи, поскольку первоначально необходимым является заинтересовать молодые кадры делом, которым они решили заниматься. В данной работе проведен общий анализ проблемы мотивации деятельности, рассмотрены некоторые теории мотивации. Методологической и теоретической основой работы являются концептуальные подходы, изложенные в классических трудах А. Маслоу, В. Врума, современных исследователей А.А. Сарно, Л. Джуэлл, Е.П. Ильина, А.Л. Журавлева, социолога О.В. Ромашова и других. В исследовании использовался метод анкетирования работников предприятия. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. Учебник для вузов - СПб.: Питер, 2001. - 720 с. 2. Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. -М., 1996. - 480 с. 3. Зиглер Д., Хьелл Л. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). - СПб. Питер Пресс, 1997. - 608 с. 4. Извекова С.Ю. Мотивация персонала: альтернатива теории Маслоу // Персональное Решение, №4, 2004. 5. Климов Е. А. Введение в психологию труда. - -М., 1998. - 521 с. 6. Маслоу А. Мотивация и личность. -СПб.: Евразия, 1999. С.77-105 (с сокращ.) 7. Панченко А. Факторы мотивации персонала // Работа с персоналом. 02.10.2005. 8. Свенцицкий А. Л. Удовлетворенность персонала организации своей работой. //.Психология работы с персоналом в отечественных трудах специалистов /.Сост. и общая редакция Л. В. Винокурова. - СПб.: Питер, 2001. - 512 с. 9. Словарь практического психолога /.Сост. С.Ю. Головин. - Минск, 1997. - 308с. 10. Яковлева А. Поощрение и мотивация. По материалам зарубежной прессы // Работа с персоналом. Перевод, 18.12.2005. Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru