www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

Особенности наказания несовершеннолетних


ID работы - 712813
уголовное право (дипломная работа)
количество страниц - 75
год сдачи - 2012



СОДЕРЖАНИЕ:



Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие наказания………………………………………………………….8
Глава 2. История развития уголовного законодательства об ответственности
и наказании несовершеннолетних…………………………………………………13
Глава 3. Особенности наказания несовершеннолетних…………………………...17
3.1. Сущность, цели и принципы наказания несовершеннолетних………………17
3.2. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним………………………..27
3.3 Особенности применения наказания несовершеннолетним………………….43
Заключение………………………………………………………………………….70
Список использованной литературы………………………………………………72






ВВЕДЕНИЕ:



Проблема контроля государства и общества над преступным поведением подростков уже давно стала острой практически для всех стран мира. Преступ-ность несовершеннолетних растет и приобретает все более жестокие формы. Ми-ровое сообщество, обеспокоенное таким положением, еще в середине 80-х гг. прошлого столетия приняло "Минимальные стандартные правила ООН, касаю-щиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних". Эти правила рекомендуют странам - участникам ООН гуманное отношение к лицам, престу-пившим уголовный закон в несовершеннолетнем возрасте.
Устанавливая особенности уголовной ответственности и наказания несо-вершеннолетних, законодатель исходит, в первую очередь, из современных науч-ных представлений о психофизиологических особенностях лиц, не достигших со-вершеннолетия. Физическая перестройка организма в переходный период, эмо-циональная неустойчивость, неуравновешенность процессов возбуждения и тор-можения и целый ряд других факторов, непосредственно влияющих на социаль-ное поведение подростка, не позволяют в оценке этого поведения использовать равные со взрослыми стандарты. В поступках подростка, в большей степени, чем у взрослого, обозначены психофизиологические детерминанты - склонность к подражанию, неразвитость волевых процессов и др. Однако для того, чтобы на-правлять свое поведение в социально одобряемое русло, необходимо не только иметь соответствующий уровень зрелости сознания и воли, но и, что важнее, быть осведомленным о содержании хотя бы минимума социальных норм. Незавершен-ность же процессов воспитания в несовершеннолетнем возрасте приводит к тому, что уровень и качество усвоения социальных норм все еще недостаточны.
Слишком многие несовершеннолетние не приучены соразмерять свое пове-дение с законом и мыслить правовыми категориями. Они реально не представля-ют социальную роль закона, его значимость как регулятора общественных отно-шений, а право рассматривают лишь как систему запретов. Для некоторых законы существуют только как средство пресечения преступлений. Правовая осведом-ленность в основном базируется на поверхностном и отрывочном знании уголов-ного законодательства. Подростки занижают размер правовой ответственности, не ведают о круге деяний, влекущих уголовное наказание. Уничтожение имущества, причинение телесных повреждений в ходе ссор, драк, отбирание вещей у сверст-ников они не относят к нарушениям закона, то есть к преступлениям, а рассматри-вают как "обычное дело".
В итоге сама структура поведения несовершеннолетних, отличающаяся, с одной стороны, недостаточным усвоением социальных норм, а с другой - неспо-собностью привести поведение в соответствие с этими нормами, свидетельствует о недопустимости использования в отношении несовершеннолетних тех же мер воздействия, что и в отношении взрослых.
Практически неизменным на протяжении последних ста лет и вполне обос-нованным является тезис о том, что в механизме преступного поведения несовер-шеннолетних основная роль принадлежит внешним условиям, социальной среде, обусловившим недостаток воспитания подростка, а не его отрицательным лично-стным характеристикам. Поэтому и реакция государства на преступление несо-вершеннолетнего должна быть выражена не столько карательным воздействием на него, сколько коррекцией социального окружения и устранением последствий его недостаточной социализации. Наказания лиц молодого возраста обязаны со-держать в себе гораздо больший исправительный, воспитательный потенциал, за-ложенный в них объем принуждений и правоограничений должен быть мини-мальным. Более того, уголовные наказания должны быть не приоритетной фор-мой реализации ответственности лиц, не достигших совершеннолетия, а только исключительной. Государство, не сумевшее создать условий для того, чтобы ог-радить ребенка от криминала, исключить саму возможность преступления с его стороны, не имеет оснований для применения к нему всей силы уголовного зако-нодательства. Этот подход достаточно полно воплощен в действующем уголов-ном законодательстве России, предусматривающем несколько альтернативных форм реализации уголовной ответственности несовершеннолетних.
Привлечение к ответственности несовершеннолетних имеет определенные особенности: ограничение видов наказаний, которые могут быть назначены несо-вершеннолетнему; порядок назначения наказания, отличающийся от соответст-вующего порядка назначения наказания взрослому преступнику; возможность на-значения альтернативы наказанию - принудительных мер воспитательного воз-действия; облегченные условия освобождения от уголовной ответственности; ли-беральные сроки давности привлечения к уголовной ответственности, погашения судимости.
Перечисленные особенности привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности призваны учитывать психофизиологические и воспитательные нюансы преступления, а также до- и пост- преступного поведения подростка. Не-обходимо выяснить главным образом мотивы, которые толкнули субъекта на со-вершение преступления, кроме того, исследовать процесс формирования побуди-тельных импульсов, что может быть связано с психофизиологической конститу-цией и воспитательным влиянием. Даже на первый взгляд немотивированное пре-ступление, каким, например, считается хулиганство, должно быть предметом скрупулезного правоприменительного исследования на предмет мотивообразую-щего комплекса.
Значительная часть преступлений совершается несовершеннолетними из озорства, неправильной оценки ситуации, стремления доказать "мужские" черты характера, из следования чужому влиянию, стремления завладеть особо привлека-тельной для подростка вещью и т.п. Наиболее распространенными побуждениями к преступной деятельности несовершеннолетних является безрассудная, порой бессмысленная решимость совершить противоправный акт, продемонстрировать перед товарищами свою смелость, храбрость, решимость, подражать более силь-ным сверстникам, старшим и т.п.
Особенности мотивов преступных деяний наглядно проявляются и в харак-тере противоправного умысла. Достаточно сказать, что свыше трех четвертей умышленных преступлений несовершеннолетних заранее не подготовлялись: умысел совершить преступление возник внезапно, под влиянием сложившейся ситуации.
Совершение преступления в несовершеннолетнем возрасте служит обстоя-тельством, которое накладывает глубокий отпечаток на дальнейшую судьбу под-ростка, в значительном числе случаев определяет характер его последующих от-ношений с законом. Преступление, совершенное лицам до достижения им возрас-та 18 лет, причиняет вред не только тем общественным отношениям, против кото-рых оно было направлено, но и процессу развития личности самого несовершен-нолетнего, способствуя формированию и закреплению в его сознании определен-ной негативной социальной установки. При этом вызывает интерес генезис перво-го преступления несовершеннолетнего. Едва ли не каждое первое совершенное подростком преступление становится возможным исключительно благодаря во-влекательским действиям взрослого. Примерно 60% случаев совершения преступ-ления несовершеннолетними ему предшествовало вовлечение их в систематиче-ское употребление спиртных напитков . Возросло и количество преступлений в группе со взрослыми. Все это свидетельствует, что совершение преступления про-тив несовершеннолетнего способствует, наряду с целым комплексом иных кри-миногенных детерминант, втягиванию его в орбиту криминальных отношений. Совершение взрослыми лицами преступлений против интересов несовершенно-летних способствует пополнению преступных рядов за счет последних.
Нормы, образующие институт уголовной ответственности и наказания не-совершеннолетних, стремятся предотвратить совершение преступления лицом в возрасте от 14 до 18 лет, поскольку факт совершения уголовно-противоправного деяния негативно отражается на процессе формирования его нравственных ка-честв, либо, в случае совершения им преступления, обеспечить соблюдение прин-ципа гуманизма за счет дифференциации мер уголовной ответственности, скор-ректировать вектор развития личности несовершеннолетнего, направив его в со-циально одобряемое русло.
Итак, целесообразность выделения особенностей уголовной ответственно-сти и наказания несовершеннолетних в самостоятельную главу УК РФ обусловле-на: во-первых, тем значением, которое общество придает этой проблеме; во-вторых, спецификой преступности несовершеннолетних; в-третьих, социально-психологическими особенностями лиц в возрасте от 14 до 18 лет; в четвертых, спецификой уголовно-правовых мер, применяемых в отношении несовершенно-летних; в-пятых, необходимостью точно установить правовую регламентацию от-ступлений от общих правил уголовной ответственности.
Однако возможно и другое - концептуальное объяснение необходимости выделения в Уголовном кодексе самостоятельного раздела, регламентирующего уголовную ответственность и наказание несовершеннолетних. В основе такого объяснения лежит подход, согласно которому каждая сфера политики, в том числе и уголовно-правовая, должны стремиться к тому, чтобы иметь своим самостоя-тельным субъектом несовершеннолетних.
Цель исследования заключается в том, чтобы на основе анализа развития за-конодательства об уголовной ответственности несовершеннолетних Российской Федерации сделать попытку выявить закономерности развития этого института.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи: исследо-вание сущности уголовной ответственности несовершеннолетних и причин воз-никновения ее особенностей; характеристика развития законодательства об уго-ловной ответственности несовершеннолетних; анализ содержания действующего законодательства об уголовной ответственности лиц, не достигших 18 лет.
Методологическую основу настоящего исследования составили общенауч-ные и специальные методы - исторический, метод сравнительного анализа, струк-турного анализа и другие.
Нормативную основу составило законодательство РФ.






СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:



1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, №25, ст. 2954. 2. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР от 27.10.1960 (в ред. Федерального закона от 29.12.2001 №192-ФЗ) // Свод законов РСФСР, т.8, с. 613. 3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 №174-ФЗ (в ред. Федерального закона от 06.12.2007 №335-ФЗ) // Парламентская га-зета, №241 - 242, 22.12.2001. 4. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.02.2000 № 7 "О судебной практике по делам о преступлениях несовершен-нолетних" (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 №7) // Российская газета, №50, 14.03.2000. 5. Авдеев В. Актуальные вопросы лишения свободы несовершеннолетних // Уго-ловное право. 2001г. - №2. - С. 4. 6. Авдеев В. Условно-досрочное освобождение несовершеннолетних в контексте достижения целей уголовного наказания // Уголовное право. - 2001г. - №4. - С.7. 7. Антонян Ю.М. Криминальная патопсихология. М., 1991. С. 4. 8. Антонян Ю.М. Преступное поведение и психические аномалии / Под ред. В.Н. Кудрявцева. М.: Спарк, 1998. С. 125. 9. Бабушкин А. Дети малые, а сроки большие // Юридический вестник, март - 2001. - №5. - С.8. 10. Багаутдинов Ф. Ювенальная юстиция начинается с предварительного следст-вия // Российская юстиция. 2002. N 9. 11. Богдановский А. Молодые преступники. Вопросы уголовного права и уголов-ной политики. СПб., 1891. С. 2 - 3. 12. Ветров Н.И. Уголовное право. - М., 1999г. - С.391. 13. Головко Л.В. Альтернативы уголовному преследованию в современном праве. СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. С. 388. 14. Дозорцева Е.Г. История и современное социально-правовое положение детей и подростков в призме уголовного законодательства для несовершеннолетних // Дети России: насилие и защита. М., 1997. 15. Емельянов В.П. Преступность несовершеннолетних с психическими анома-лиями. Саратов, 2005. С. 9, 10. 16. Еникеев З.Д. Принципы применения мер пресечения по уголовным делам. Уфа, 1997. 17. Ефимов М. А. Лишение свободы и его сущность. - М., 1967. 18. Завидов Б.Д., Борбат А.В. Общие проблемы и отдельны особенности некото-рых положений уголовного права России. М., 2005. 19. Кошелева И.С. Некоторые особенности расследования по делам несовершен-нолетних // Социально-экономические и правовые проблемы борьбы с пре-ступностью. В 2 ч. Ч. II. Уфа, 2004. 20. Кудрявцев И, Морозова М. Ответственность несовершеннолетних: некоторые парадоксы нового УК // Российская юстиция. - 1997г. - №1. - С.99. 21. Кудрявцев И. Ответственность несовершеннолетних: некоторые парадоксы нового УК // Российская юстиция. 1997. N 8. 22. Кузнецова Н.Ф. Преступление и преступность. - М., 2003. 23. Ларин А.М., Мельникова Э.Б., Савицкий В.М. Уголовный процесс России. М., 1997. С. 309. 24. Макаренко И. К вопросу о применении меры пресечения в отношении несо-вершеннолетних // Уголовное право, 2007, №2. 25. Марковичева Е.В. Прекращение уголовного преследования в отношении не-совершеннолетних с применением принудительных мер воспитательного воздействия // Российский судья, 2007, №9. 26. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т. 1. - М., 1987. 27. Международные акты о правах человека: Сборник документов. М.: Издатель-ство НОРМА, 2000. С. 291 - 297. 28. Мельникова Ю.Б. Дифференциация ответственности и индивидуализация на-казания. Красноярск, 1989. С. 38, 39. 29. Минина С.П. Преступность несовершеннолетних: Серия "Современные стан-дарты в уголовном праве и уголовном процессе" / Научн. ред. Б.В. Волженкин. СПб., 1998. С. 7. 30. Михеев Р.И. Проблемы вменяемости и невменяемости в советском уголовном праве. Владивосток, 1983. С. 61. 31. Научно-практический комментарий к УПК РФ / Под общ. ред. В.М. Лебедева. М., 2007. С. 1006. 32. Научно-практическое пособие по применению УК РФ / Под ред. В.М.Лебедева. М.: Норма, 2005. 33. Ной И.С. Спорные вопросы общих начал назначения наказания // Актуаль-ные проблемы отраслевых юрид. наук. - Саратов, 2002. 34. Обзор деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых су-дей в первом полугодии 2005 года // Российская юстиция. 2006. N 1. 35. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ, 1993. 36. Определение по делам Вараксина и Банникова // Бюллетень Верховного суда РФ. - 1998г. - №4. - С. 8-9. 37. Примаченок А.А. Совершенствование уголовно-правовой борьбы с право-нарушениями несовершеннолетних. Мн., 1990. С. 142. 38. Прохоров Л.А. Общие начала назначения наказания и предупреждения ре-цидивной преступности. - Омск, 2005. 39. Пудовочкин Ю.Е. Ювенальное уголовное право: понятие, структура, источни-ки. // Журнал российского права. - 2002г. - №3. - С. 45. 40. Ситковская О.Д. Психологический комментарий к Уголовному кодексу Рос-сийской Федерации. М., 1999. С. 7. 41. Ситковская О.Д. Психология уголовной ответственности. М., 1998. С. 130. 42. Судите и судимы будете // Российская газета. 2006. 10 марта. N 48 (4014). 43. Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Лекции. Часть общая. - М., 1994. Т.2. 44. Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Часть общая. В 2-х т. Т. 1. М., 1994. 45. Тишковец Е.И. Следователь как субъект уголовного преследования. - Воро-неж, 2003. С. 149. 46. Трунов И.Л., Айвар Л.К. Вопросы уголовного права и уголовной политики в отношении несовершеннолетних // Журнал российского права, 2005, №10. 47. Уголовная ответственность несовершеннолетних: Научно-практическое посо-бие / Отв. ред. В.П. Кашепов. М.: Юрид. лит., 1999. С. 23. 48. Уголовное право России. Отв. редакторы Игнатов Л.Н., Красиков Ю.А. - М., 2000г. - С.535. 49. Уголовное право РФ. Под ред. Здравомыслова Б.В. - М., 1999г. - С. 446. 50. Фагманов И.Н. Некоторые вопросы, возникающие перед органами предвари-тельного следствия, дознания и судом при избрании меры пресечения в отно-шении несовершеннолетних // Проблемы правовой защиты общечеловеческих ценностей в современной России. Ч. III. Уфа, 2005. С. 255. 51. Фисенко Л.А. Некоторые вопросы применения наказаний, назначаемых несо-вершеннолетним по УК РФ 1996г. // Юридический вестник. - 1999г. - № 1. 52. Халиков А.Н. Вопросы соблюдения прав и свобод человека в деятельности следователя // Проблемы правовой защиты общечеловеческих ценностей в со-временной России. Ч. III. Уфа, 2005. С. 245. 53. Ювенальное право: учебник для ВУЗов / Под ред. А.В.Заряева, В.Д.Малкова. М.: Юстицинформ, 2005.
Цена: 8000.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru