Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
"Групповые преступления несовершеннолетних" у352422 ID работы - 677586 уголовное право (курсовая работа) количество страниц - 43 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Введение 1. Причины, условия возникновения противоправного поведения 2. Групповая психология. Особенности групповых преступлений 3. Возрастные индивидуально - психологические особенности подростка, способствующие формированию форм девиантного поведения 4. Особенности самооценки подростков - девиантов 5. Ценностные ориентации, лежащие в основе противоправного поведения 6. Способы коррекции девиантного поведения подростков Заключение Список литературы 3 4 10 14 28 29 32 40 42 ВВЕДЕНИЕ: Проблема преступности среди несовершеннолетних становится особенно актуальной в периоды социально - экономических перемен, смены общественных идеалов. Именно дети и подростки - наиболее уязвимая в социальном и психологическом плане часть общества. Именно перед данным контингентом населения, в то время, когда в обществе происходит смена идеалов, ломка прежних стереотипов, особено остро встает вопрос о том, как жить дальше, каким образом адаптироваться к социуму. Вполне очевидно, в связи с этим, в условиях социальной нестабильности дети могут усваивать ценности, идеалы, являющиеся в дальнейшем мотивами противоправного поведения. Особое внимание в этом отношении необходимо уделять изучению условий формирования противоправного поведения. Референтные малые группы для подростков являются средой формирования социальных ценностей и норм поведения, переходящих в индивидуальный, внутриличностный план. Девиантное, делинквентное поведение подростков может являться также своеобразной реакцией протеста на противоречивые требования, предъявляемые к ним социумом. Данные о состоянии преступности несовершеннолетних в Удмуртской Республике в период с 1994 по 1998 год наглядно доказывают приведенные выше предположения. Так, например, наблюдаются высокие показатели по подростковой преступности в целом (1994 г. - 2287; 1995 г. - 2009; 1996 г. - 2054; 1997 г. - 1890; 1998 г. - 1952) /14, с. 194/. Все это доказывает важность и необходимость изучения и решения проблемы делинквентного поведения подростков. В связи с этим необходимо также комплексное обеспечение коррекции противоправного поведения подростков, т.к. в противном случае образцы, ценности преступного поведения будут усвоены следующими поколениями детей, но уже в более широком масштабе. 1. Причины, условия возникновения противоправного поведения Приступая к изучению проблемы противоправного поведения, необходимо развести понятия девиантного и делинквентного поведения. Девиантное (отклоняющееся) поведение - система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам /11/. Под термином "склонность к делинквентному поведению" понимается психологическая склонность к ненормативному поведению, стремление выйти за пределы социальной регламентации /9/. Таким образом, делинквентное поведение является крайним вариантом девиантного поведения. Девиантное поведение в той или иной степени проявлялось большинством людей в различные моменты жизни (переход улицы на красный сигнал светофора, неоплаченный проезд в общественном транспорте, прогул школьником урока и т.п.). Делинквент (от лат. "правонарушитель") - субъект, чье отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях представляет собой уголовно наказуемое действие. Процесс усвоения индивидом форм девиантного поведения зачастую бывает вызван (или спровоцирован) целым рядом индивидуальных, психологических и социальных причин. В настоящее время в психологии нет неоднородное понятие. Сюда относятся дети, которые встречают трудности в освоении теоретических знаний программного материала. Ученик, который понимает, что ему не удается то, что другим дается легко, чувствует себя униженным. Это влияет на его моральное состояние. Есть ученики, которые являются трудными в моральном смысле, они могут быть смышлеными, способными, иметь хорошую память, но в их моральном воспитании педагог сталкивается с очень большими трудностями. Есть дети, которые с самого раннего детства находятся в атмосфере, где царит грубость, это отражается на формировании моральных качеств ребенка. Есть и такие ученики, которые не могут владеть своими желаниями, переходящими в капризы. Это приводит к тому, что ученик становится нервным, впечатлительным, остро реагирует даже на справедливые замечания, ему жаль себя, ему кажется, что с ним поступают несправедливо, встречая сочувствие своих родных, его жалость к самому себе становится еще острее. Здесь причиной чаще всего выступает семья, ошибки и низкая педагогическая культура родителей. По мнению Л.С.Славиной /15/, одна из причин недисциплинированности связана с мотивационно-аффективной стороной личности ученика: аффекты и конфликты из-за не сложившихся отношений в коллективе и стремления завоевать в нем определенную позицию. Недисциплинированность может быть связана с тем, что главным интересом для подростка стала какая-либо посторонняя для школы деятельность; стремление привлечь к себе внимание одноклассников нарушением правил поведения, бравирование, шутовство и т.д. Другую группу недисциплинированных составляют дети, не усвоившие правил поведения и не выработавшие у себя соответствующих умений и навыков; импульсивные, двигательно беспокойные. Причинами девиантного поведения ребенка могут являться недостаточное интеллектуальном развитие, невоспитанное чувство ответственности, неумение или нежелание считаться с другими людьми, выполнять и доводить до конца конкретное дело. В настоящее время в рамках криминологиии, социологии, психологии, педагогики сложились различные подходы к анализу девиантного поведения, направлениям его изучения и коррекции. В рамках социологического подхода выделяются два направления. Первое сосредоточивает внимание на качественных характеристиках личности преступника, обосновывает положение о том, что преступник как личность отличается от других людей. Сторонники другого направления отводят основную роль особенностям механизма взаимодействия личности с социальной средой, полагая, что дело не столько в нравственных и других личностных характеристиках субъекта, сколько в типе его взаимодействия с социальной средой. Социальные ценности, нормы поведения, вкусы, взгляды, предпочтения, их восприятие и условия есть результат и содержание процесса социализации человека /1/. При криминологическом изучении важен анализ личности во взаимодействии с социальной средой, поскольку преступное поведение рождает не сама по себе среда либо личность, а именно их взаимодействие. Социальная среда - это общество, не только объективные условия и обстоятельства, определяющие поведение человека, но постоянно происходящая деятельность людей, созидающих и изменяющих указанные обстоятельства, - людей как источников и продуктов социального развития. Влияние социальной среды на преступное поведение носит сложный характер, однако при этом нельзя не учитывать и участие в соответствующем взаимодействии личности как относительно самостоятельного феномена. Наиболее полное выявление механизмов социальной детерминации преступности требует сочетания двух подходов: социально - типологического и социально - ролевого. При социально - ролевом подходе анализируются прежде всего социальные позиции личности, социальные нормы, соответствующие этим позициям, их восприятие и исполнение личностью, которая здесь рассматривается в единстве с социальной средой. Акцент делается на социальной обусловленности ее поведения, она берется как объект социальных влияний. Социально - ролевой подход позволяет увидеть позиции и функции, являющиеся криминогенными объективно; налагают на личность обязанности, противоречащие действующему праву, которые она может выполнять лишь ценой правонарушений; предъявляют к ней взаимоисключающие требования, что ведет к социально - правовым конфликтам; исключают личность из сферы необходимой для нее совокупности положительных воздействий и т.п. При социально - типологическом подходе имеются в виду уже сформированные под влиянием определенных социальных позиций и ролей личностные качества, типичные для соответствующих условий, являющиеся как бы итогом формирования и деятельности личности, хотя и не остающиеся неизменными. При этом личность рассматривается прежде всего как активный деятель, субъект общественных отношений. Социально - типологический подход позволяет понять, какую личность формируют обстоятельства и к каким социальным позициям и ролям она бывает готова, как в соответствующих типичных ситуациях намерена преодолевать препятствия, разрешать конфликты и т.п. /4/. Некоторые авторы придерживаются так называемого категориального подхода, считая, что решать проблему трудных детей следует в зависимости от их категорий. Так, английские психологи Хевитт и Дженкинс выделяют две большие категории трудных детей: дети с так называемыми социализированными формами антиобщественного поведения, для которых не характерны эмоциональные расстройствам и которые легко приспосабливаются к социальным нормам внутри тех антиобщественных групп друзей или родственников, к которым они принадлежат; дети с несоциализированным антиобщественным агрессивным поведением; которые, как правило, находятся в очень плохих отношениях с другими детьми и со своей семьей и имеют значительные эмоциональные расстройства, проявляющиеся в негативизме, агрессивности, дерзости и мстительности. Другие исследователи, М. Раттер /13/, П. Скотт, уточняя данную классификацию, показали, что категорию социализированных трудных подростков составляют две группы детей: дети, не усвоившие никакой системы норм поведения, и дети, усвоившие антиобщественные нормы. Каждая из выделенных групп детей требует специального подхода. При этом социализированные трудные подростки (1 категория) практически не нуждаются в психологической работе, а требуют активного педагогического, воспитательного воздействия, в то же время как представители 2-й категории чувствительны прежде всего к собственной психологической коррекции. И. В. Дубровина "трудных детей" подразделяет на три группы, причем с каждой из этих групп детей существует своя система работы: 1. "Трудные дети", требующие медицинской помощи. В современной массовой школе обучается достаточно большое количество детей с различными отклонениями от нормы. Прежде всего необходимо своевременно выявить тех детей, которые нуждаются в консультации дефектолога, психоневролога, психиатра или терапевта (для постановки медицинского диагноза и оказания медицинской помощи). Обращению к специалисту-врачу должна предшествовать психологическая диагностика, определяющая характер и степень выраженности дефектов развития. Следующим этапом работы является правильная ориентация родителей ребенка. Важно четко аргументировать и объяснить ситуацию, важность и необходимость обращения к специалисту - медику или дефектологу. Основной функцией работы психолога с этой группой детей является адаптация ребенка к условиям обучения в массовой школе. 2. "Трудные дети", требую СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: Просвещение. 1984. 9. Проблемы молодежи // Под ред. Копотева С.Л. Ижевск, 1989. 10. Психологическая служба школы. Под ред. И.В.Дубровиной. М., 1995. 11. Психология. Словарь. /Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. 12. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер. - 2000. 13. Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987. 14. Сарыгина Л.В. Отклоняющееся поведение детей и подростков. //В сб. Дети и подростки в современном мире: защита, помощь, поддержка. г. Ижевск, №9, 1999. 15.Славина Л.С. Трудные дети. М., 1998. 16. Васильев А.Н. Пролемы методики расследования отдельных видов преступлений. - М.: Изд-во МГУ, 1978. - 70 с. Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru