Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Социология и творчество Ф.Тенниса ID работы - 750965 социология (контрольная работа) количество страниц - 13 год сдачи - 2003 СОДЕРЖАНИЕ: Формальная социология 3 Социология и творчество Ф.Тенниса 3 Формальная социология Г. Зиммеля 7 Список литературы 13 ВВЕДЕНИЕ: Формальная социология Социология и творчество Ф.Тенниса Теннис не случайно дал своей главной работе подзаголовок "Теорема философии культуры". Выработанные в ней понятия "общность" и "общество" стали первым шагом в направлении разработки формальной, в некотором смысле "геометризированной" концепции социологии, которую сам Теннис именовал чистой социологией. В своих историко-философских работах Теннис детально анализировал выработанные мыслителями XVII в. представления о чертах и особенностях социального познания. Так, по Гоббсу, писал он, чистая, т.е. a priori доказательная наука возможна: а) о мысленных вещах, абстрактных предметах (геометрия); б) о "политических телах", т.е. о принципах социальных институтов, произошедших из человеческого мышления, которые нельзя воспринять чувственно, но "тип которых мы конструируем". Точно такой же принцип лег в основу собственного наукоучения Тенниса. Как Гоббс и Спиноза были убеждены в безграничных возможностях познания mode geometrico, так и Теннис полагал, что формальная, незамутненная интересами и склонностями индивидов, а также корыстью и целями групп и классов дедукция различных форм социальной жизни позволит достичь универсального и общезначимого социального познания. Поэтому-то и появилось в его работе слово "теорема" как утверждение прав понятийного, конструктивного мышления в противовес набирающим силу тенденциям эмпиризма и иррационализма. Первостепенным требованием метода рационалистической методологии было требование объективизации социальных явлений в смысле обеспечения логически строгого исследования, достижения общезначимого познания. Орудиями объективации были абстрагирование, идеализация, конструирование идеальных типов. Полученные типы не абсолютизировались, им не приписывалась действительность, наоборот, сами эти типы - понятийные "мерки" - прикладывались к живой действительности социальной жизни, открывая возможности ее собственно социологического изучения. Последнее особенно важно, ибо, подчеркивая невозможность отождествления конструированных понятий и эмпирической действительности, Теннис стремился поставить социологию на научные рельсы, порывал с многовековой традицией произвольной философско-исторической спекуляции. Началом социологии становилась, таким образом, абстракция. Ясно, что такой подход был направлен против исторической школы и субъективного эмпиризма философии жизни. Ясно также, что реабилитация рационализма такого рода должна была повести к реабилитации просвещенческой идеи естественного права и, следовательно, к игнорированию истории, развития. Теннису, однако, удалось избегнуть этой опасности. Дело в том, что начальная идеализация, на которой основывал свою социологию Теннис, включала в себя не один, а два абстрактных понятия. В основе социологического мышления Тенниса лежит принцип понятийной антиномии: как любое конкретное проявление социальной воли представляет собой одновременно явление воли и явление разума, так и любое социальное образование одновременно содержит в себе черты и общины и общества. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. История социологии в Западной Европе и США, учебник для вузов, М., 1999 2. Философский словарь, под ред. И.Т. Фролова, М., 1999 3. Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая Социология, М., 1999 Цена: 450.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru