Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
РОЛЬ ЯЗЫКА В МЕЖЛИЧНОСТНОЙ И МЕЖГРУППОВОЙ КОММУНИКАЦИИ ID работы - 748381 социология (курсовая работа) количество страниц - 26 год сдачи - 2010 СОДЕРЖАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2 ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ И МЕЖГРУППОВОЙ КОММУНИКАЦИИ………………………………………………………………4 1.1. Коммуникация: понятие и основные особенности ……………….4 1.2. Типология коммуникации…………………………………………..7 ГЛАВА 2. РОЛЬ ЯЗЫКА В МЕЖЛИЧНОСТНОЙ И МЕЖГРУППОВОЙ КОММУНИКАЦИИ………………………………………………..……………11 2.1. Коммуникативная функция как важнейшая функция языка...……11 2.2. Понятие языковой коммуникации…………………………………..12 2.3. Язык и речь: их роль в коммуникации………………………...……17 2.4. Особенность речи межличностной коммуникации………..………21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….23 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………25 ВВЕДЕНИЕ: Введение Проблема коммуникации привлекает в наши дни особенно пристальное внимание в связи противоречивыми тенденциями развития коммуникативных процессов в современной культуре. С одной стороны, количество личных контактов индивида с окружающими за последнее столетие увеличилось в несколько раз. В невиданных масштабах возросла роль средств массовой коммуникации, их разнообразие и объем транслируемой ими информации. Мир превращается в "глобальную деревню", где возможно общение людей, живущих на любых расстояниях друг от друга. А с другой стороны, связи между людьми все больше складываются на почве функционального, ролевого, делового общения. Наблюдается заметное обеднение эмоционально-личностного содержания человеческих контактов, усиление их стандартизации и формализации. Это вызывает у растущего числа людей психологический дискомфорт, чувства одинокости в мире. Парадоксальное сочетание массовости коммуникативных связей и дефицита человеческого общения - характерное противоречие культуры формирующегося ныне информационного общества, делающее актуальным исследование особенностей современной межличностной коммуникации и поиск путей гармоничного синтеза отмеченных противоречивых тенденций в развитии культуры. Теория коммуникации опирается на психологию, антропологию, философию, социологию, лингвистику, кибернетику, конструктивизм, теорию информации, педагогику и др. Важное место в изучении коммуникации принадлежит культурологии. Она заимствует из других областей научного познания концептуальный аппарат, данные эмпирических и теоретических исследований, методы анализа и модельной репрезентации коммуникативных процессов. Культурологическое исследование коммуникации тесно связано с философским осмыслением ее сущности и роли в жизни личности и общества и выступает в качестве соединительного звена между философией, подвергающей дискурсу общие принципы понимания коммуникации, и частнонаучными подходами, направленными на ее отдельные формы, грани, элементы. До сих пор различные аспекты рассмотрения коммуникации как предмета философско-культурологического анализа остаются разрозненными и недостаточно скоординированными. Этим обусловлена актуальность проблематики, связанной с задачами их интеграции и дальнейшей разработки общей теории человеческой коммуникации, а также роли языка и речи в осуществлении данной коммуникации. Цель данной курсовой работы - изучить роль языка в межличностной и межгрупповой коммуникации. Для достижения поставленной цели можно выделить следующие задачи исследования: 1. Дать определение понятий межличностная коммуникация", "межгрупповая коммуникация"; 2. Привести существующую типологию коммуникаций; 3. Рассмотреть коммуникативную функцию как важнейшую функцию языка; 4. Изучить роль языка и речи в процессе межличностной коммуникации. Объект исследования: процесс межличностной и межгрупповой коммуникации. Предмет исследования: роль языка в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации. ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ И МЕЖГРУППОВОЙ КОММУНИКАЦИИ 1.1. Коммуникация: понятие и основные особенности Несмотря на частое употребление слова "коммуникация", единого общепризнанного определения этого термина не существует. Это слово широко используется в самых различных областях человеческого знания, человеческой деятельности. И в разных областях под "коммуникацией" понимают разные объекты и/или процессы. Так, в сфере строительства слово "коммуникации" подразумевает технические соединения - подводку труб, по которым идет вода, и труб канализации. В сфере транспорта коммуникации - это транспортные сообщения, то есть дороги (автомобильные, железные), а также разного рода трубопроводы (нефтяные, газовые). В современном общенаучном русскоязычном контексте термин "коммуникация" имеет два основных семантических полюса. Один из них распространен в технических науках и трактует коммуникацию как "путь сообщения", "связь одного места/объекта с другим", т.е. как некую техносоциальную пространственно-временную связь (транспортные коммуникации, строительные коммуникации, телекоммуникации и т.п.). На другом полюсе, образованном гуманитарными, в частности общественными науками, коммуникация часто трактуется как "общение", "передача информации от человека к человеку", "обмен смыслами", "смысловое взаимодействие", т.е. как "специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка". К этому кругу принято относить следующее: межличностная коммуникация, личностно-групповая коммуникация, деловая коммуникация, маркетинговая коммуникация, политическая коммуникация, педагогическая коммуникация, массовая коммуникация и т.п. Сюда же примыкает и биологическое понимание коммуникации как способов связи в живой природе, основанной на информационном обмене. На добиологическом уровне, т.е. уровне неживой природы о коммуникации говорить не принято, хотя информационный обмен между физическими объектами допускается [14, с.81]. В социологии массовых коммуникаций также существует много различных определений коммуникации. По одному из них под коммуникацией понимается смысловое взаимодействие между людьми. В таком определении на первый план выходит не информация и не акцентирование информационных процессов, а смыслы, понимание переданной информации, возможность двустороннего или даже многостороннего обмена смыслами. Рассматриваются лишь процессы социального уровня. Следовательно, вне рассмотрения в таком подходе СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: Список литературы 1. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. СПб.: Питер, 1997.- 342 с. 2. Богомоловой Н.Н. Массовая коммуникация и общение. М., 1988. - 393 с. 3. Веденина Л.Г. Теория межкультурной коммуникации и значение слова // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 5. - С. 72-76. 4. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий: Варианты речевого поведения. М., 1993. - 326 с. 5. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. М.: Инфра-М, 1997. - 344 с. 6. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982. - 422 с. 7. Зарецкая Е.Н Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. М., 1998. - 366 с. 8. Конецкая В.П. Социология коммуникации. - М.: МУБУ, 1997. - 456 с. 9. Клюев Е.В. Речевая коммуникация. М.: ПРИОР, 1998. - 327 с. 10. Красных В.В. Основы психолингвистики и теории коммуникации: Курс лекций. - М.: Гнозис, 2001. - 270 с. 11. Лурия А. Р. Язык и сознание./ Под редакцией Е. Д. Хомской. - М: Изд-во Моск. ун-та, 1979 - 320 с. 12. Маслова А.А. Лингвокультурология. - М.: Академия, 2001. - 208 с. 13. Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 207 с. 14. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М., 2000. - 325 с. 15. Основы теории коммуникации. Учебно-методическое пособие для студентов специальности 350400 "Связи с общественностью" / Сост. Ж.В.Николаева.- Улан-Удэ: ВСГТУ, 2004. - 274 с. 16. Парыгин Б.Д. Анатомия общения. СПб., 1999. - 354 с. 17. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. - М., Киев: Рефл-бук, Ваклер, 2001. - 656 с 18. Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. - М.: Наука, 1988. - 216 с 19. Русский язык и культура речи: Учебник./ Под ред проф В.И.Максимова. - М.Гардарики. - 2004. - 413 с 20. Станкин М.И. Психология общения. М., 1996. - 322 с. Цена: 1500.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru