Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ ID работы - 621401 социология (дипломная работа) количество страниц - 75 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: ОГЛАВЛЕНИЕ: Введение 2 Глава 1. Теоретические основы коррекционной деятельности социального педагога с семьей 5 1.1. Социальные проблемы семьи и причины их возникновения 5 1.2. Организация социальной защиты семьи в России 10 1.3. Современная российская семья как объект социально-педагогической коррекции 13 Глава II. Организация социально-педагогической коррекции семейных отношений 18 2.1. Семья как объект психокоррекционного воздействия 18 2.2. Психолого-педагогические особенности коррекционной работы социального педагога с семьей 31 2.3. Закономерности, принципы и методы социально-педагогической коррекции семейных отношений 35 Глава III. Коррекционная программа работы с семьей 44 3.1. Первичная диагностика супружеских и детско-родительских отношений 44 3.2. Социально-педагогическая коррекция супружеских и детско-родительских отношений 48 3.3. Контрольная диагностика супружеских и детско-родительских отношений 51 Заключение 54 Список литературы 56 Приложение 1. 62 Приложение 2. 64 Приложение 3. 65 Приложение 4. 73 Приложение 5. 75 ВВЕДЕНИЕ: ВВЕДЕНИЕ На всемирных конгрессах Международной ассоциации школ социальной работы в качестве приоритетной сферы деятельности социальных педагогов были обозначены семья и семейно - соседская общность. Однако, понятие «семья» до сих пор не имеет единого толкования в литературе. Мы опираемся на одну из многих формулиро¬вок, которая определяет семью как общность (двух или более) людей, в которую они объединяются на основе юридически оформлен¬ного брака и разделяют между собой общее жизненное прост¬ранство и определенные обязанности, выполняя при этом разнообразные функции - генеративную, рекреативную, коммуникативную, регулятивную, экономическую, хозяйственно-бытовую и др. Семья является одним из пяти фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой - самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп - в группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовой коллектив, в клуб по интересам или спортивную команду, - но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает. Семья - самый распространенный вид социальной организации. Когда мы говорим о важнейших социальных институтах - столпах общества, то в числе первых называем семью. Семья - главный институт человеческого общества. В свою очередь институт семьи включает множество более частных институтов, а именно институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт собственности, институт социальной защиты детства и опеки и другие. Выделение института семьи из других институтов общества и тщательное его изучение не случайно. Именно семья признается всеми исследователями основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения. Свои специфические особенности присущи каждой семье. В лю¬бой семье они отражаются, прежде всего, в основных сферах ее жизнедеятельности, находящихся под постоянным влиянием различных факторов социума. В свою очередь, как нигде, они проявляются в отношениях между членами семьи. По-своему сказываются они и на эффективности профессиональной деятель¬ности каждого из них. Необходимость познания закономерностей образования и функционирования психологических механизмов взаимодействия семьи, и социальной работы, предполагает более пристальное внимание социальных работников к проблемам семьи, обстоятельное ее социально-психологическое изучение и учет на практике. Сегодня на фоне общего снижения «жизненного потенциала» российской семьи отмечается устойчивая тенденция падения уровня её психологического здоровья и соответственно её воспитательных возможностей. Поэтому тему моей работы «Социально-педагогическая коррекция семейных отношений» можно считать актуальной. Среди наук, составляющих базовую основу социальной ра¬боты, важное место занимает социальная педагогика. Представляя собой одну из научных основ этого специфического вида человеческой деятельности, она раскрывает перед специалистами широкие возможности социально-педагогической практики по различным проблемам современной семьи. В тоже время в имеющейся сегодня психолого-педагогической литературе деятельность социальных работников, социальных педагогов среди семей, нуждающихся в социальной поддержке, рассматривается лишь в общем виде. В ней нередко усилия различных специалистов, решающих сугубо индивидуальные проблемы отдельных членов семьи, предоставляются тождественными работе с семьёй. Во многом такое упрощение обусловлено, с одной стороны не разработанностью психолого-педагогической теории социальной работы с семьёй, а с другой – не развитостью методик и технологий оказания помощи конкретной семье. Всё это закономерно порождает расширенное толкование самого понятия «социальная работа с семьёй», за которым в реальной практике не учитываются специфические социально-психологические процессы семьи и её воспитательные возможности как активной социальной системы. Решающим фактором, определяющим подобный подход к проблеме является явная спецификация научных интересов различных групп исследователей, целенаправленно изучавших различные аспекты социально-педагогической работы с семьёй: становление и укрепление семьи (А.И. Антонов, И.С. Даниленко, Л.Ц. Иорданова, С.В. Ковалёв и др.); профессиональное становление социального работника (А.И. Ляшенко, А.М. Панов, В.А. Сластёнин, Е.И. Холостова, Б.Ю. Шапиро и др.); воспитательная работа с детьми и подростками в семье (С.А. Беличева, В.А. Гурьян, Н.В. Молярова, Н.Т. Молчанова, М.М. Семаго и др.); психолого-педагогическая помощь семье (А.К. Агишева, Н.В. Поддубный, Ю.С. Моздонова, С.Г. Шуман и др.); социально-психологический климат и воспитательный потенциал семьи (И.В Гребенников, О.А. Добрынина, М.С. Мацковский и др.). Объектом данного исследования является семья как социальный институт. Предметом исследования является социально-педагогическая коррекция семейных отношений. Цель: Проанализировать социально-педагогическую коррекцию семейных отношений через ее формы и методы. Исходя из цели исследования можно выделить ряд задач: 1. Исследовать теоретические основы коррекционной деятельности социального педагога с семьей. 2. Проанализировать и обобщить практический опыт социаль¬но-педагогической коррекции семейных отношений. 3. Разработать программу занятий по социаль¬но-педагогической коррекции семейных отношений. Гипотеза: Социально-педагогическая коррекция способствует созданию условий для успешной реализации внутрисемейных отношений. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М.: Мысль, 1993. - 175 с. 2. Алешина Ю. Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем семейной жизни: Дисс….канд. психол. наук. - М., 1995. - 250 с. 3. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: «Наука», 1994. – 348 с. 4. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. - М.: Проспект, 1996. – 355 с. 5. Антонюк Е. В. Представления супругов о распределении ролей и становление ролевой структуры молодой семьи: Автореф.дисс….канд.психол.наук. - М., 1992. - 24 с. 6. Архиреева Т.В. Сравнительные особенности материнских и отцовских родительских позиций // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Иваново, 2002. – 427 с. 7. Беличева С.А. Служба социальной защиты семьи и детства // Педагогика. - 1992.- № 7/8 - С. 23-27. 8. Бойко В.В. Малодетная семья (социально-психологический аспект). - М.: Мысль, 1988. - 24 с. 9. Бочарова В.Г. Личность - семья - община становится цент¬ром системы социальных служб. // Социальная работа. -1992. - № 1. С.3-9. 10. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. - М.: Аргус, 1994. – 207 с. 11. Брутман В.В., Родионова М.С. Формирование привязанности к ребенку в период беременности // Вопросы психологии. – 1999. – №3. – С. 38-47. 12. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 492 с. 13. Витек А. Проблемы супружеского благополучия. - М.: Наука, 1988. – 266 с. 14. Голод С. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. - Л.: Мысль, 1984. - 325 с. 15. Гурко Т. А. Влияние добрачного поведения на стабильность молодой семьи \ Социологические исследования. - 1982. - №2. - С.88-93. 16. Гуслякова Л.Г., Григорьев С.И., Кувшинникова В.А. Ориентация семьи на новые условия рыночных отношений в обществе (проблемы комплексного исследования): Семья как объект социальной работы // Социальная работа. - Вып.7. - 1993. - С. 57. 17. Гуслякова Л.Г., Демина Л.Д., Кувшинникова В.А. Сельская семья (с позиции женщины): Семья как объект социальной работы // Социальная работа. - Вып.7. - 1993. - С. 62. 18. Гуслякова Л.Г. Кувшинникова В.А. Семья в представлениях молодежи: Семья как объект социальной работы // Социальная работа. - Вып.7. - 1993. – С. 24. 19. Гуслякова Л.Г. Социальная политика и поддержка семьи: проблемы взаимообусловленности в конце XX - XXI веках // Социальная политика и местное развитие: Материалы международной научно-практической конференции. - Кемерово, 2001. – 482 с. 20. Гуслякова Л.Г. Социальная работа в современном обществе: реалии и перспективы // Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Теория, практика и образование в социальной работе: реалии и перспективы». - Барнаул: Общий отдел администрации Алтайского края, 2001. – 573 с. 21. Гурко Т.А. Вариативность представлений в сфере родительства// Социс. – 2000. – № 10. – С. 90 – 97. 22. Гурко Т.А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях // Социологические исследования. - 1997. - № 1. – С. 25. 23. Елизаров А. Н. Введение в психологическое консультирование: Учебное пособие. – М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, Институт сферы социальных отношений, 2002. – 84 с. 24. Елизаров В.В. Семья в условиях демографического кризиса. //Сб.: Защита прав семьи и детей в программе действий президента Российской Федерации на 1996-2000 годы. - М.: Юридическая литература, 1998. – 286 с. 25. Жданов В.И. Вопросы подготовки кадров для социальной работы с семьей. //Сб.: Защита прав семьи и детей в программе действий президента Российской Федерации на 1996-2000 годы. - М.: Юридическая литература, 1998. – 286 с. 26. Захаров С.В., Иванова Е.Н. Рождаемость и брачность в России. // Социальные исследования. - 1997. - № 7. 27. Зенкова Т.М. Специфика мотивации материнства и мотивации отцовства // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Иваново, 2002. – 427 с. 28. Исупова О.Г. Социальный смысл материнства в современной России // Социологические исследования. - 2000. - № 11. 29. Ковалев С.В. Психология современной семьи: Информационно-методические материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1988. – 164 с. 30. Котовская М.Г., Шалыгина Н.В. Сделает ли российская женщина счастливым своего мужа? // Социологические исследования. - 1995. - № 4. 31. Крыгина Н. Н. Диагностика супружеских и детско-родительских отношений. Учебное пособие. - Магнитогорск, 1999.- 88 с. 32. Куликова Н.И. и др. Молодая семья: пути решения проблем // Теория и практика соц. работы на рубеже веков. Материалы и научные доклады 1 международной научно-практич. Конференции, посвященной 10-летию становления профессиональной соц. работы в России. Т.1. - Новосибирск, 2001. – 454 с. 33. Куличенко Р.М. Социальная работа и подготовка социальных работников в современной России. Уч. Пособие. – Тамбов: Изд. ТГУ им. Г.Р. Державина, 1997. – 427 с. 34. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросы психологии. – 2000. – № 5. – С. 18 – 27. 35. Морозова И.С., Суханова К.Н. Некоторые аспекты изучения гендерных различий в структуре родительского отношения // Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов. – Вып. 2. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. – 410 с. С. 302. 36. Мужчина и женщина в современном мире: меняющиеся роли и образы. - М.: Мысль, 1999. – 262 с. 37. Обозова А.Н., Штильбанс В.И. Аксиомы супружества (Психология супружеских отношений). - Л.: Наука, 2004. – 288 с. 38. Обозов Н.Н., Обозова А.Н. Диагностика супружеских затруднений // Психологический журнал. - Т. 3. - 1982. - № 2. - С. 147-151. 39. О положении детей в Российской Федерации. Ежегодный государственный доклад. - М., 1998. – 216 с. 40. Основы социальной работы. Учебник. – М.: Проспект, 1997. – 492 с. 41. Основы социальной работы. Учебник/отв. ред. П.Д. Павленок. - М.: Инфра-М., 1999. – 604 с. 42. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве взрослых. - СПб.: СК Орион, 2000. – 312 с. 43. Потолова Л.М. Некоторые проблемы и особенности организации социально педагогической работы с детьми из неблагополучных семей // Образование и социальное развитие региона. - 1995. - N 2. 44. Потолова Л.М. Проблемы организации региональной системы социальной работы по защите семей с детьми // Актуальные проблемы социологии, психологии и социальной работы. - Вып.2. - Барнаул, 1993. – 118 с. 45. Потолова Л.М. Проблемы семьи в социальной политике и социальной педагогике // Социальная политика и социальная дифференциация: вопросы теории и практики социальной работы: Материалы докладов и выступлений III российско-шведского семинара. - Барнаул-Москва, 1993. – 538 с. 46. Прокопенко Л.Н. Семейная политика как основа для совершенствования организационного аспекта социальной работы // Социальная политика и местное развитие: Тезисы Международной научно-практической конференции. - Кемерово, 2001. – 388 с. 47. Пэйдж С. Супружеская жизнь: путь к гармонии. - М.: Просвещение-АСТ, 1995. – 357 с. 48. Российская энциклопедия социальной работы. В 2т. - М.: Просвещение-АСТ, 1997. 49. Ремнева Н.С. О роли региональной семейной политики в сохранении социального здоровья женщины-матери // Материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Барнаул, 2001. – 318 с. 50. Савинов Л.И. Семья и общество: история, современность и взгляд в будущее. - Саранск, 1992. – 264 с. 51. Семья в представлениях современного человека. - М.: Просвещение, 1990. – 394 с. 52. Семья на пороге XXI века. - М.: Наука, 1999. – 376 с. 53. Семья и община: пути навстречу друг другу: Статьи о социальной работе с семьей, опыты работы. // Социальная работа. - 1993г. - № 2/3. - С. 14-25. 54. Семья: книга для чтения в двух томах. - М.: Изд. центр «Гармония», 1990. 55. Скиннер Р., Клинз Дж. Семья и как в ней уцелеть. - М.: Прогресс, 1995. – 352 с. 56. Сластёнин В.А. Социальный педагог и социальный работник: личность и профессия // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. / Под ред. Т.Ф. Яркиной и В.Г. Бочаровой. - Т.2. - Москва-Тула. 1993. – 436 с. 57. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Структура и динамика родительского отношения//Вопросы психологии. – 1999. – № 6. – С. 29 – 35. 58. Социальная работа./Под общей редакцией проф. В.И.Курба¬това. - Ростов на Дону.: «Феникс», 1999. – 618 с. 59. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. - М.: Просвещение, 1993. – 219 с. 60. Тащева А.И. Образы идеальных и реальных партнеров по браку и детей в семье // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Иваново, 2002. – С.47 – 51. 61. Теория и методика социальной работы. (Краткий курс) – М.: издательство «СОЮЗ», 1994. - 192 с. 62. Титова М.А. Социально-символическая интерпретация функции отца в процессе социализации ребенка // Вестник Моск. ун-та. - Сер. 18. - Социология и политология. - 1997. - № 3. 63. Торохтий В.С. Психология социальной работы с семьей. - М.: ТЦ Сфера, 1996. – 488 с. 64. Торохтий В.С. Основы психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей. Учебное пособие, (часть I) - М.: МГСУ, 2000. - 240 с. 65. Теория и методика социальной работы. - М.: «Академический Проект», 1993. – 294 с. 66. Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. /Под ред. В.М. Сафроновой. - М.: РГСИ, 1992. – 357 с. 67. Теория и методика социальной работы. Краткий курс. /Под ред. В.И. Жукова. - М.: Союз, МГСК, 1994. – 224 с. 68. Тюгашев Е.А., Попкова Т.В. Семьеведение: Учебное пособие. – Новосибирск: СибУПК, 2002. – 183 с. 69. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. – М.: Мысль, 1979. – 248 с. 70. Чудова С.Г. Планирование семьи: Методические рекомендации к курсу. - Барнаул, 1998. – 52 с. 71. Шамраев В.С., Лукьянова Т.А. Отцы и дети // Социологические исследования. - 1996. - № 4. 72. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Семейная психотерапия. - Л.: Медицина, 1990. – 469 с. Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru