Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
ЛИЧНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ID работы - 756056 социология (реферат) количество страниц - 22 год сдачи - 2004 СОДЕРЖАНИЕ: I. МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИИ (Анализ сравнительно-исторического метода) (С. 3) Введение. Общая характеристика социологических методов (С. 3). 1. Объяснительный характер исторического метода в социологии (С.5) 2. Исторический метод для социологического изучения ценност-ных сфер культуры (С. 8) Заключение (С. 10) Список литературы (С. 11) II. ЛИЧНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ (с. 12) Введение (с. 12) 1. Социологический портрет личности как "человека действую-щего" (с. 13) 2. Ролевая концепция личности (с. 15) 3. Проблемы функционирования личности внутри социальной группы (по П. Сорокину) (с. 17) Заключение (с. 2) Список литературы (С. 22) ВВЕДЕНИЕ: На каждом уровне социологического знания существует своя методика исследования. На эмпирическом уровне проводятся социологические исследования, представляющие собой систему логически последовательных методологиче-ских, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социаль-ном явлении. На теоретическом уровне значительное место в социологии занимает структурно-функциональный метод. С позиции этого метода общество рас-сматривается как функциональная система, которая характеризуется такой функцией любой системы, как устойчивость. Эта устойчивость обеспечива-ется за счет воспроизводства, поддержки равновесия системы элементов. Структурно-функциональный подход позволяет установить общие, универ-сальные закономерности функционального действия социальных систем. В качестве системы может быть рассмотрен любой социальный институт или организация, а именно государство, партии, профсоюзы, церковь. Структур-но-функциональный подход характеризуется следующими чертами: - в центре внимания оказываются проблемы, связанные с функциониро-ванием и воспроизводством социальной структуры. - структура понимается как всесторонне интегрированная и гармонизи-рованная система. - функции социальных институтов определяются по отношению к со-стоянию интеграции или равновесия социальной структуры. - динамика социальной структуры объясняется исходя из "принципа кон-сенсуса" - принципа сохранения социального равновесия. Дополнением и корректировкой структурно-функциональной методоло-гии служит сравнительный метод. Этот метод опирается на предпосылку, что имеются определенные общие закономерности проявления социального поведения, поскольку в социальной жизни, культуре, политической системе различных народов мира много общего. Сравнительный метод предполагает сопоставление однотипных социальных явлений: социальной структуры, го-сударственного устройства, форм семьи, власти, традиций и т.д. Применение сравнительного метода расширяет кругозор исследователя, способствует плодотворному использованию опыта других стран и народов. Выдвижение и проверка гипотез. Гипотеза в социальном исследовании - это научно обоснованное предположение о структуре социальных объек-тов, о характере элементов и связей, образующих эти объекты, о механизме их функционирования и развития. Научная гипотеза может быть сформули-рована только в результате предварительного анализа изучаемого объекта. В результате исследования гипотезы либо опровергаются, либо под-тверждаются и становятся положениями теории, истинность которой уже до-казана. Наблюдение. В социологических исследованиях под наблюдением по-нимается метод сбора первичных эмпирических данных, который заключает-ся в преднамеренном, целенаправленном, систематическом непосредствен-ном восприятии и регистрации социальных факторов, подвергающихся кон-тролю и проверке. В наблюдении заложена определенная доля объективности, которая за-дается самой установкой фиксирования происходящих ситуаций, явлений, факторов. Однако в этой процедуре имеется и субъективный элемент. На-блюдение предполагает неразрывную связь наблюдателя с объектом наблю-дения, которая накладывает отпечаток и на восприятие наблюдателем соци-альной действительности, и на понимание сути наблюдаемых явлений, их интерпретацию. Чем сильнее наблюдатель связан с объектом наблюдения, тем больше элемент субъективизма, тем больше эмоциональная окрашен-ность его восприятия. Еще одной важной особенностью метода наблюдения, ограничивающей его применение, является сложность, а порой и невозмож-ность проведения повторного наблюдения. Опрос. Самый распространенный метод сбора первичной информации. С его помощью получают почти 90% всех социологических данных. В каж-дом случае опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или вообще не поддаются прямому наблюдению. Вот почему опрос не заменим, когда речь идет об исследовании тех содержательных характеристик общественных, коллективных и межличностных отношений, которые скрыты от посторонне-го взгляда и проявляются лишь в определенных условиях и ситуациях. Точ-ную информацию дает сплошной опрос. Более экономичным и в тоже время менее надежным способом получения информации является выборочное об-следование. Выборочное обследование. Принципы выборочного лежат в основе всех методов социологии - анкетного опроса, интервью, наблюдения, экспе-римента, анализа документов. Существует две основные разновидности со-циологического опроса - анкетирование и интервьюирование. При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присут-ствии анкетера или без него. По форме проведения оно может быть индиви-дуальным или групповым. В последнем случае за короткое время можно оп-росить значительное число людей. Интервьюирование предлагает личное общение с опрашивающим, при котором исследователь (или его полномоч-ный представитель) сам задает вопросы и фиксирует ответы. В зависимости от источника первичной социологической информации различают опросы массовые и специализированные. В массовом опросе ос-новным источником информации выступают представители различных соци-альных групп, деятельность которых непосредственно не связана с предме-том анализа. Участников массовых опросов принято называть респондента-ми. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: Бруннер К. Представление о человеке и концепция социума: два под-хода к пониманию общества // THESIS. 1993. Вып. 3. С. 51 - 72. Сорокин П. А. Человек, цивилизация, общество. М., 1992. Смирнов П. И. Социальная значимость как основная личностная цен-ность // Вестник Ленингр.ун-та. Серия 6.1990. №3. Человек в зеркале наук. Л., 1991. Цена: 600.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru