www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

Изучение особенностей среднего класса в современной России


ID работы - 640037
социология (реферат)
количество страниц - 21
год сдачи - 2012



СОДЕРЖАНИЕ:



Процесс формирования и развития среднего класса относится к числу ба-зовых социальных процессов в трансформационных экономиках. В начале эко-номических реформ предполагалось, что они приведут к рождению масштабно-го среднего класса - экономически самостоятельного социального субъекта, способного эффективно выполнять традиционные для него функции – инвести-ровать российскую экономику, играть роль основного налогоплательщика, вы-ступать в качестве стабилизатора общественно-политических процессов. Факт формирования среднего класса можно было бы рассматривать в качестве важ-ного критерия эффективности реформ, свидетельствующего о прочности всей системы экономических, социальных и политических институтов.
Научный и практический интерес к проблеме среднего класса резко возрос в начале 1998 г. Действительно, ход и результаты экономического развития в 1996-97 гг. давали основания полагать, что формирование среднего класса в России идет достаточно успешно. Несмотря на рост напряженности на рынке труда, формирование феномена задолженности по денежным выплатам населе-нию, кризис бюджетной и пенсионной сфер, достаточно отчетливо проявили себя и позитивные тенденции - оживление на потребительском рынке, рост платежеспособного спроса со стороны населения, увеличение объема сбереже-ний, реструктуризация потребления в пользу снижения доли расходов на пита-ние в общей структуре потребительских расходов, что являлось косвенным свидетельством существования и развития российского среднего класса.
Финансовый кризис августа 1998 г. не мог не осложнить экономическое положение слоев населения, которые могут быть отнесены к среднему классу. Общественная тональность в отношении его судьбы резко изменилась – от ма-жорно-бравурных деклараций о формировании устойчивого среднего класса в начале 1998 г. до столь же поспешной тризны по поводу его кончины в конце того же года. В этой связи большинство существующих исследований по про-блемам среднего класса заражены различного рода идеологемами.
Проблема в значительной мере осложняется тем, что в течение длительно-го периода в России проблемы социальной стратификации вообще и понятие "средний класс" как ее элемент практически игнорировались общественными науками. Хотя термин "средний класс" в настоящее время прочно вошел и в общественное сознание, и в научный оборот, эта категория длительное время использовалась как публицистический термин и не имела ни научного описа-ния, ни методологии исследования. Еще менее ясными являются количествен-ные оценки размера и структуры среднего класса. Представления о границах и составе этого слоя существенно варьируются – различные исследователи оце-нивают их от 15 до 60-70% населения страны.
Таким образом, исследование особенностей социальной стратификации и в частности структуры среднего класса в России сегодня является очень актуаль-ным для стабилизации социально-экономического положения.
Целью работы является изучение особенностей среднего класса в совре-менной России:
Для достижения данной цели, необходимо решение следующих задач:
- Определить сущность среднего класса в целом;
- Изучить размеры среднего класса в стране;
- Рассмотреть основные параметры среднего класса: образование, социальный статус; малый бизнес и т.п.;
- Изучить особенности среднего класса в период кризиса в 1998 году и после него.




ВВЕДЕНИЕ:



Процесс формирования и развития среднего класса относится к числу ба-зовых социальных процессов в трансформационных экономиках. В начале эко-номических реформ предполагалось, что они приведут к рождению масштабно-го среднего класса - экономически самостоятельного социального субъекта, способного эффективно выполнять традиционные для него функции – инвести-ровать российскую экономику, играть роль основного налогоплательщика, вы-ступать в качестве стабилизатора общественно-политических процессов. Факт формирования среднего класса можно было бы рассматривать в качестве важ-ного критерия эффективности реформ, свидетельствующего о прочности всей системы экономических, социальных и политических институтов.
Научный и практический интерес к проблеме среднего класса резко возрос в начале 1998 г. Действительно, ход и результаты экономического развития в 1996-97 гг. давали основания полагать, что формирование среднего класса в России идет достаточно успешно. Несмотря на рост напряженности на рынке труда, формирование феномена задолженности по денежным выплатам населе-нию, кризис бюджетной и пенсионной сфер, достаточно отчетливо проявили себя и позитивные тенденции - оживление на потребительском рынке, рост платежеспособного спроса со стороны населения, увеличение объема сбереже-ний, реструктуризация потребления в пользу снижения доли расходов на пита-ние в общей структуре потребительских расходов, что являлось косвенным свидетельством существования и развития российского среднего класса.
Финансовый кризис августа 1998 г. не мог не осложнить экономическое положение слоев населения, которые могут быть отнесены к среднему классу. Общественная тональность в отношении его судьбы резко изменилась – от ма-жорно-бравурных деклараций о формировании устойчивого среднего класса в начале 1998 г. до столь же поспешной тризны по поводу его кончины в конце того же года. В этой связи большинство существующих исследований по про-блемам среднего класса заражены различного рода идеологемами.
Проблема в значительной мере осложняется тем, что в течение длительно-го периода в России проблемы социальной стратификации вообще и понятие "средний класс" как ее элемент практически игнорировались общественными науками. Хотя термин "средний класс" в настоящее время прочно вошел и в общественное сознание, и в научный оборот, эта категория длительное время использовалась как публицистический термин и не имела ни научного описа-ния, ни методологии исследования. Еще менее ясными являются количествен-ные оценки размера и структуры среднего класса. Представления о границах и составе этого слоя существенно варьируются – различные исследователи оце-нивают их от 15 до 60-70% населения страны.
Таким образом, исследование особенностей социальной стратификации и в частности структуры среднего класса в России сегодня является очень актуаль-ным для стабилизации социально-экономического положения.
Целью работы является изучение особенностей среднего класса в совре-менной России:
Для достижения данной цели, необходимо решение следующих задач:
- Определить сущность среднего класса в целом;
- Изучить размеры среднего класса в стране;
- Рассмотреть основные параметры среднего класса: образование, социальный статус; малый бизнес и т.п.;
- Изучить особенности среднего класса в период кризиса в 1998 году и после него.




СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:



1. Авраамова Е. К проблеме формирования среднего класса в России // Вопро-сы экономики 1998г. №7 с.43-54.
2. Андреев А.Л. "Два средних класса" в российском обществе? // Средний класс в современном российском обществе. М.: РОССПЭН, 1999. С.39-51.
3. Беленький В.Х. О среднем классе в России // Социально-политический жур-нал 1997г. №11-12 с.15-26.
4. Беляева Л.А. Критерии выделения российского среднего класса // Средний класс в современном российском обществе. М.: РОССПЭН, 1999. С.12.
5. Заславская Т.И., Громова Р.Г. К вопросу о "среднем классе" российского общества // Мир России. 1998. №4. С.5-6.
6. Здравомыслов А.Г. Несколько замечаний по поводу дискуссии о среднем классе // Средний класс в современном российском обществе. М.: РОС-СПЭН, 1999. С.30-35.
7. Средний класс в России: количественные и качественные оценки. М.: ТЭИС, 2000. С. 11-12; Григорьев Л., Малева Т. Средний класс в России на рубеже этапов трансформации // Вопросы экономики. 2001. №1. С.52-53.
8. Средний класс в современном российском обществе / РНИСиПН. М.: РОС-СПЭН, 1999.
9. Чепуренко А.Ю. Средний класс в российском обществе: критерии выделе-ния, социальные особенности // Средний класс в современном российском обществе. М.: РОССПЭН, 1999. С.8-9.

Цена: 1000.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru