Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Теоретические основы технологии работы с пожилыми людьми ID работы - 732297 социальная работа (курсовая работа) количество страниц - 43 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Введение 1. Теоретические основы технологии работы с пожилыми людьми -------------- 6 1.1. Основные положения геронтологии как науки о пожилых людях --------- 6 1.2. Социально-культурные запросы пожилых людей и их психологические особенности ---------------------------------------------------------------------------11 2. Социально-культурная деятельность в Домах-интернатах для престарелых и инвалидов№1 и №2 г. Хабаровска --------------------------------------------------- 21 2.1. Краткая сравнительная характеристика Домов-интернатов для инвалидов №1 и №2 --------------------------------------------------------------------------------------- 21 2.2. Содержание социально-культурной работы в Доме-интернате для престарелых и инвалидов №1 и №2 ----------------------------------------------------- 24 2.3. Анализ социально-культурной работы в Доме-интернате для престарелых и инвалидов №1 и №2 по данным социологического опроса ------------------------ 34 3. Рекомендации по совершенствованию социально-культурной работы в Доме-интернате для престарелых и инвалидов №1 и №2 Заключение Список литературы--------------------------------------------------------------------------36 Приложения ВВЕДЕНИЕ: Последняя стадия жизненного цикла (от 65 лет до смерти) завершает жизнь человека. Это время, когда люди оглядываются назад и пересматривают свои жизненные решения, вспоминают о своих достижениях и неудачах. Практически во всех культурах этот период знаменует начало старости, когда человека одолевают многочисленные нужды: приходится приспосабливаться к тому, что убывает физическая сила и ухудшается здоровье, к уединенному образу жизни и более скромному материальному положению, к смерти супруга и близких друзей, а также к установлению отношений с людьми своего возраста[92]. К сожалению, эти обстоятельства порой складываются таким образом, что к перечисленным проблемам добавляется еще и одиночество. Как следствие, пожилой человек, состояние которого отягощено инвалидностью, может рассчитывать лишь на государственную помощь и поддержку. Пожилому человеку просто необходимо самое пристальное и искреннее внимание, внимание как к его физическому здоровью, так и к душевному состоянию. Это очень деликатная сфера, и важно, чтобы врач-геронтолог, осуществляющий наблюдение и лечение престарелых пациентов, был не просто специалистом-терапевтом, но и тонким психологом. Но и этого недостаточно, поскольку нужды пожилых людей отнюдь не ограничиваются потребностью в достойном материальном содержании, в медицинском уходе и лечении. В современных условиях перед учреждениями социальной защиты населения стоит задача не только создать условия для достойной жизни граждан, но и установить гармоничные отношения с социальным окружением, в том числе значительно расширить возможности социальной коммуникации, социальной активности граждан старшего поколения. В этой связи усиливается значение системы социальной работы с данной социально-демографической группой, внедрение в практику социальных служб эффективных форм и методов комплексной поддержки пожилых, которая, согласно позиции геронтолога академика Д.Ф. Чеботарева, "не только добавит годы к жизни, но и жизнь к годам". Эффективная организация деятельности социальной службы и специалиста социальной работы зависит от степени овладения инновационными технологиями социальной работы, к которым относятся технологии образования пожилых. Все это, в свою очередь, актуализирует внедрение технологий социально-педагогической поддержки пожилых, активизирующих их возможности в решении социальных проблем, позволяющих реально включиться в социальные отношения, эффективно организовать деятельность социальной службы и специалиста социальной работы, учитывая социальные потребности клиента. Спецификой социально-педагогической работы с пожилыми является то, что она реализуется в учреждениях социальной защиты, специалистами социальной работы, социальными работниками, волонтерами и является педагогическим компонентом социальной работы. В теории и практике социальной работы идет активная разработка проблемы поддержки незащищенных слоев населения, она предполагает междисциплинарное исследование. Проблемами пожилых занимались: в аспекте социологии М.Д. Александрова, А.В. Дмитриев, З.М. Саралиева, В.Д. Шапиро, Л.С. Шилова; в русле медицины - В.М. Дильман, А.А. Дыскин, А.Н. Рубакин, З.Г. Френкель, Д.Ф. Чеботарев; в демографии - М.С. Бедный, Д.И. Валентей, А.Я. Кваша, Б.Ц. Урланис; в семье-ведении и феминологии - И.С. Кон, Ю.Б. Рюриков, А.Г. Харчев, Л.Т. Шинелева. Значительный вклад в развитие социальной геронтологии внесли: выдающийся отечественный психолог Б.Г. Ананьев[6], обосновавший необходимость комплексного подхода к процессу старения; современные геронтологи Г.С. Абрамова, В.А. Альперович, А.Г. Лидерс, А.А. Козлов, Р.С. Яцемирская, а также зарубежные авторы А. Адлер, Э. Берн, К. Хорни, Э. Фромм, Т. Шибутани. Накоплен теоретический материал и эмпирический опыт социальной работы с пожилыми людьми (Р.М. Вебер, Н.Ф. Дементьева, И.П. Лотова, Э.В. Карюхин, О.В. Краснова, Э.С. Пушкова, А.И. Тащева, Е.И. Холостова, Н.П. Щукина и др.). Появился ряд работ, исследующих социально-педагогический компонент в системе социальной защиты (В.Г. Бочарова, М.П. Гурьянова, И.А. Липский, Р.М. Куличенко, В.А. Никитин); социально-педагогическую поддержку пожилых (М.Д. Горячев, Н.Ф. Басов, В.А. Фокин, И.В. Фокин, Н.А. Шайденко, Н.Б. Шмелева); технологии социально-педагогической работы (Б.А. Алмазов, М.А. Галагузова, Л.В. Мардахаев, Л.Е. Никитина)[25]. Данная работа посвящена вопросам социально-культурной работы в Доме-интернате для престарелых и инвалидов, на сравнительном материале двух таких учреждений г. Хабаровска. Цель работы: Исследование социально-культурной работы в Доме-интернате для престарелых и инвалидов, сравнительная характеристика различных методов и подходов к данному вопросу. Задачи работы: 1. Исследовать общих характеристик социально-психологической ситуации пожилого и старческого возраста. 2. Изучить современное состояние вопроса социально-культурной работы среди пожилых людей. 3. Рассмотреть сравнительную характеристику социально-культурной работы в домах интернатах для престарелых г. Хабаровска с оценкой ее эффективности на основании социологических опросов. 4. Выработать рекомендации по совершенствованию характеристику социально-культурной работы в домах интернатах для престарелых и инвалидов. Предмет исследования - потребности одиноких пожилых людей в социально-культурной работе и методы ее удовлетворения. Объект исследования - формы и методы социально-культурной работы в Доме-интернате для престарелых и инвалидов. Первоначальная гипотеза исследования - успешность и эффективность методов социально-культурной работы в Доме-интернате для престарелых и инвалидов обусловлена использованием комплексного социально-педагогического подхода в геронтологии. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991.-299с. 2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие. -М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. -623с. 3. Албегова И.Ф. Социальная работа: история, теория и технология / Междунар. акад. псих. наук; Каф. соц. технологий ЯрГУ; Под ред. И.Ф. Албеговой, В.В. Козлова. - Ярославль: Социум, 1997.- 137с. 4. Алъперович В.Д. Социальная геронтология: Пожилым и молодым о старости и старении. - Ростов н/Д.: Изд-во Феникс, 1997. - 576 с. - (Сер. Учебники и учеб. пособия). 5. Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. - Л., 1974. - 150 с. 6. Ананъев Б.Г. О проблемах современного человекознания. -СПб.:Питер, 2001.-272с. 7. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Изд-во МГУ, 1978.-416с. 8. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. - М.: МГУ, 1984. - 95 с. 9. Асмолов А.Г. Мир образования // Культурно-историческая психология и конструирование миров. - Воронеж, 1996. -589с. 10. Басов Н.Ф. Словарь-справочник по геронтологии. - М., 2000. - 50 с. 11. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М.: Соц. здоровье России, 1993. - 199 с. 12. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр "Академия", 2000. - 192 с. 13. Белорезова Л.М. Учитесь стареть. - М.: ОЛМА-ПРЕСС Экслибри, 2002. - 15 с. 14. Беляев И.И. Третий возраст. - Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1976. - 103 с. 15. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с. 16. Бим-Бад Б.М., Петровский А.В. Образование в контексте социализации // Педагогика. - 1996. - № 2. - С. 2-9. 17. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. -672 с. 18. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. - 1997. - № 6. - С. 7-15. 19. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. - М.: Аргус, 1994. -207с. 20. Вебер Р.М. Подростки и пожилые люди: сотрудничество в социальной работе / Науч. ред. М.П. Гурьянова. - М.: Изд-во АСОПиРРФ, 1998.-139с. 21. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций: Избр. тр. - М., 1984. - Т. 4. - 198 с. 22. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учеб. пособие для вузов. - 2-е изд. - М.: Книжный дом "Университет", 2000. -336с. 23. Гарашкина Н.В. Введение в специальность: Программа курса. -Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. -9с. 24. Гарашкина Н.В. Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов социальной работы: Методологический анализ // Гаудеамус. - Тамбов, 2002. - № 2. -С. 30-39. 25. Гарашкина Н.В., Курилович Н.В. Технологии образования пожилых: социально-педагогический подход: Учебное пособие /Н.В. Гарашкина, Н.В. Курилович; Министерство образования и науки РФ, Тамбов, гос. Ун-т им. Г.Р. Державина. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина; ООО "Центр-пресс", 2004. - 84 с. 26. Гибш Г., Форвег М. Введение в марксистскую социальную психологию. - М.: Прогресс, 1972. - 296 с. 27. Глуханюк /1.С., Гершкович Т.Б. Поздний возраст и стратегия его освоения. - 2-е изд., доп. - М.: Моск. психолого-соц. ин-т, 2003.- 112с. 28. Государственный доклад о положении граждан старшего поколения в Российской Федерации. - М., 2001. - 226 с. 29. Дьячек Т.П., Гарашкина Н.В. Диагностические методы в социальной работе: Учеб.-метод. пособие. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002. - 66 с. 30. Ерусланова Р.И. Социальная проблема - старение // Ученые записки. - 2000. - № 3 (19). - С. 20. 31. Жмуров В.А. Психопатология. - М.: Медицинская книга, Н.Новгород: Издательство НГМА, 2002. - 668 с. 32. Змеев С.И. Андрогогика: основы теории и технологии обучения взрослых. - М.: ПЕРСЭ, 2003. - 207 с. 33. Иванов В.Н., Патрушев В.И. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления. -М.: Экономика, 2001. - 325 с. 34. Каган М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). - М.: Политиздат, 1974. - 328 с. 35. Киселев С.Г. Социальное обслуживание - вклад в социальное благосостояние граждан пожилого возраста: Выступление на Европейском семинаре "Работа, экономика и благосостояние: профессиональная социальная работа во имя создания гуманного общества для всех". - М., 1999. - 20 с. 36. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М.: Арена, 1994. -222 с. 37. Кон И.С. Открытие "Я". - М.: Просвещение, 1978. -271 с. 38. Козлов А.А., Иванова Т.Б. Практикум социального работника. - Ростов-н/Д: Феникс, 2001. - 320 с. 39. Кононова Л.И. Опыт старшего поколения - молодым // Ученые записки. - 2000. - № 1 (17). - С. 19-24. 40. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2002. - 992 с. 41. Краснова О.В. Практикум по работе с пожилыми людьми: опыт России и Великобритании. - М., 2001. - 231 с. 42. Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издат. центр "Академия", 2002. - 288 с. 43. Куличенко Р.М. Социальная работа и подготовка социальных работников в современной России: Учеб. пособие. -Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 1997. -289 с. 44. Куличенко Р.М. Социальный педагог: профессиональная деятельность: Моногр. - М.; Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 199,8.-240с. 45. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования: Учеб. пособиё для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр "Академия", 2001. - 272 с. 46. Леонтьев А.Н. Психологическая теория деятельности: Избр. псих. произв. - М.: Педагогика, 1983. -318с. 47. Лидерс А.Г. Кризис пожилого возраста: Гипотеза о его психологическом содержании // Психология зрелости и старения. - 2000. -№ 2 (10). - С. 6-11. 48. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М: Наука, 1984. - 444 с. 49. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Гардарики, 2003. - 269 с. 50. Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б.Н. Алмазов, М.А. Беляева, Н.Н. Бессонова и др.; Под ред. М.Л. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. - М.: Издат. центр "Академия", 2002. - 192 с. 51. Милославова И.А. Понятие и структура социальной адаптации: Автореф. дис. канд. псих. наук. - Л.: Ленинград. гос. пед. ин-т им. А.И. Герцена, 1974. -9с. 52. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издат. центр "Академия", 2002. - 200 с. 53. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1960.-426с. 54. Никитин В.А. Начала социальной педагогики. - М.: Флинта, 1999.-72с. 55. Новиков А.М. Интеграция базового профессионального образования // Педагогика. - 1996. - № 3. - С. 3-8. 56. Образование взрослых: опыт и проблемы / Петербургский ун-т пед. мастерства; Ин-т образования взрослых РАО; Под ред. С.Г. Вершловского. - СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2002. - 167 с. 57. Образование для третьего возраста: опыт, проблемы, перспективы: Матер. междунар. науч.-практ. конф. - Орел, 1999. -110с. 58. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. -М.: ТЦ "Сфера", 2001. - 480 с. 59. Панина Н.В. Роль семьи в проведении досуга пенсионеров и их социальной адаптации // Геронтология и гериатрия: Пожилой человек, медицинская и соц. помощь. - Киев, 1982. -С. 156-160. 60. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с. 61. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. - М.: МГУ, 1989. - 216 с. 62. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. -М.: Прогресс, 1982.-241 с. 63. Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. / Под ред. М.А. Галагузовой. - Екатеринбург: Изд-во "СВ-96", 2001. - Вып. 4. - 432 с. 64. Понятовская О. Старшее поколение в 3-м тысячелетии // Социальная защита. - 2002. - № 1. - С. 2-5. 65. Попов Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия. - СПб.: ООО Изд-во "Речь", 2002. - 402 с. 66. Психология старости и старения: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. псих. фак. высш. учеб. заведений / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Издат. центр "Академия", 2003.-416с. 67. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Прогресс, 1994. - 480 с. 68. Рубинштеин С.Л. Теоретические вопросы психологии и проблемы личности // Проблемы общей психологии. - М., 1973. -С. 241-342. 69. Секарева Н.Б. Социально-педагогическая реабилитация пожилых людей в учреждениях социальной защиты: Автореф. канд. пед. наук: 13.00.02. - М., 2002. - 23 с. 70. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с. 71. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина: В 2 ч. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Ч. 1.- 288с. 72. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. -М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с. 73. Социальная работа: Словарь-справочник / Под ред. В.И. Филоненко; Сост. Е.П. Агапитов и др. - М., 1998. - 300 с. 74. Социальная работа с пожилыми в США: Сб. ст. / Отв. ред. В.А. Фокин; Сост. И.В. Фокин, Н.А. Шайденко; Пер. с англ. В.А. Фокина, И.В. Фокина, В.П. Булатова, В. Андреева, Д.О. Хавронюка. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед: ун-та им. Л.Н. Толстого, 2002. - 308 с. 75. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы: Сб. науч. очерков. -М., 1998. - 120 с. 76. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. - М.: ИНФРА-М, 2001. -427с. 77. Социально-психологические особенности третьего возраста // Материалы семинара ЦСПСД "Дом Милосердия". -Тамбов, 2003. - С. 30-35. 78. Специфика положения и социальное самочувствие женщин пожилого возраста в современных условиях. - М.: Соц.-технол. ин-т МГУС, 2002. - 320 с. 79. Справочник по психиатрии/ Под ред. А.В. Снежневского. - М.: Медицина, 1985. - 416 с. 80. Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. - СПб.: Питер, 2002. - 256 с. - (Сер. Мастера психологии). 81. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. -М.: Педагогика, 1975. - 268 с. 82. Темичева Е. Новый выход "социалки" // Социальная защита. - 2002. - № 1.-С. 12-14. 83. Теория и методика социальной работы / Под общ. ред. академика Академии соц. наук В.И. Жукова. - М.: МГСУ Изд-во "Союз", 1994. -200с. 84. Теория социальной работы: Учеб. // Под ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: Юристъ, 2001. - 334 с. 85. Технологии социальной работы: Учеб. / Под ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 400 с. - (Сер. Высшее образование). 86. Технология социальной работы. Учеб. пособие для студ. вузов / Под ред. И.Г. Зайнышева. - М.: Владос, 2000. - 240 с. 87. Топчий Л.В. Социальное обслуживание пожилых людей: новые шаги к инновационным технологиям и созданию благополучной обстановки // Работник соц. службы. - 2002. - № 1. -С. 49-57. 88. Торохтий В.С. Технологии психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей.: Учеб. пособие. - М.: МГСУ, 2000.-216с. 89. Ускова Н.Е. Институциональное обеспечение социальной активности пожилых людей: Автореф. канд. соц. наук: 22.00.04.-М., 2000.-23с. 90. Успехи геронтологии в России и США: Матер. междунар. геронтол. конф. (23-25 апр. 2003 г.) / Отв. ред. В.А. Фокин. -Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2004. - 237 с. 91. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учеб. пособие. - 2-е изд. - М.: Издат.-торговая корпорация "Дашков и К°", 2003. - 296 с. 92. Холостова Е.И., Егоров В.В., Рубцов А.В. Социальная геронтология: Учеб. пособие. - М.: Издат.-торговая корпорация "Дашков и К°", 2004. - 296 с. 93. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер, 2001. - 608 с. 94. Чошапов М.А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения // Педагогика. - 1997. -№ 2. - С. 21-29. 95. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведе-ний. - М.: Издат. центр "Академия", 2002. - 272 с. 96. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. - М.: Владос, 1995. - 544 с. 97. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие / Под ред. В.А. Сластенина. - М: Академия, 2001. -208 с. 98. Щукина Н.П. Институт взаимопомощи в системе социальной поддержки пожилых людей: Науч. изд. - М.: Издат.-торговая корпорация "Дашков и К°", 2004. -412 с. 99. Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса. - М.: Новая шк., 1994. -111с. 100. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Изд-во Питер, 1999. - 656 с. - (Сер. Мастера психологии). 101. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. - М., 1996. - С. 75-82. 102. Яцемирская Р.С. Психопатология пожилого и старческого возраста: Курс лекций. - М.: Изд-во МГСУ, 2002. - 192 с. 103. Ericson E.H. Childhood and society (2nd ed.). New York, 1963, p. 268. 104. Ericson E.H. The life cycle completed. New York: Norton, 1982, p. 61. 105. Ericson E.H. Life cycle. In international Encyclopedia of the Social Sciences (Vol.9, pp. 286-292) New York: Crowell Coller & Macmillan, 1982. Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru