www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

Современные технологии в социальной работе с молодежью


ID работы - 684979
социальная работа (дипломная работа)
количество страниц - 102
год сдачи - 2012



СОДЕРЖАНИЕ:



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. УПОТРЕБЛЕНИЕ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА 6
1.1. Особенности приобщения подростков к употреблению психоактивных веществ 6
1.2. Основные принципы медико-социальной работы по профилактике подростковой наркозависимости 27
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ И ПОДРОСТКАМИ В РАМКАХ ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ 38
2.1. Особенности построения технологии социальной работы с молодежью и подростками 38
2.2. Теоретические основы разработки технологии социальной работы с подростками, направленной на профилактику приобщения к употреблению психоактивных веществ 51
ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ПРОФИЛАКТИКУ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ 65
3.1. Описание выборки и методов исследования 65
3.2. Описание результатов констатирующего эксперимента 65
3.3. Реализация технологии социальной работы по профилактике употребления ПАВ 75
3.4. Анализ результатов контрольного этапа исследования 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 98
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 102




ВВЕДЕНИЕ:



ВВЕДЕНИЕ

Проблема подростковой и молодежной наркомании и алкоголизма является одной из наиболее острых социальных проблем современного общества. Пагубность влияния наркосодержащих веществ на организм и личность в настоящее время уже не вызывает сомнения. Психоактивные вещества (ПАВ) - наркотик и алкоголь действует исподволь, поначалу предлагая определенный путь отвлечения от проблем, а затем становясь неотъемлемой частью жизни. Процесс привыкания организма к наркотику является, таким образом, закономерным явлением.
Как показывают данные криминальной статистики и повседневная реальность, наиболее подверженными наркотизации становятся дети и подростки. Это не случайно, ибо подросток, испытывая тягу ко всему необычному, запретному, а потому интересному для него, проявляет любопытство, смешанное со страхом, к наркотикам и наркосодержащим веществам. Другим фактором, толкающим подроста на путь употребления наркотиков, является реакция подросткового негативизма. Если взрослые проявляют резко негативное отношение к наркотику, то, даже не испытывая особого интереса, подросток может попробовать его, побуждаемый именно данным мотивом. Немаловажное влияние на предпочтения, интересы и увлечения подростка оказывает референтная группа сверстников. Группа, имеющая среди ценностей получение «кайфа», втягивает в употребление наркотика всех своих членов. Наркомания становится неотъемлемым атрибутом данной группы. Ценностная, волевая сферы подростка зачастую не оказываются сформированными настолько, чтобы противостоять влиянию и отказаться от наркотика.
В силу индивидуально-психологических и физиологических особенностей и психическая, и физическая зависимость от алкоголя и наркотиков у подростка вырабатываются гораздо быстрее. Излечиться от пагубной страсти подростку намного сложнее, чем взрослому, если, конечно, родители не забьют тревогу уже в самом начале заболевания.
Изучение особенностей влияния ПАВ на организм имеет давние научные традиции. Механизм формирования алкогольной и наркотической зависимости у подростков описан в исследованиях таких авторов как Н.И.Григорьев, А.М.Коровин, В.Ю.Завьялов, И.Г.Ураков, М.С.Попова, О.Л.Романова, Т.И.Петракова, У.Брем, Р.Мос и других.
Алкоголизация и наркотизация подрастающего поколения большинством исследователей рассматривается как существенный индикатор неблагополучия микросоциальной среды. Кроме того, раннее употребление ПАВ наносит необратимый вред психическому и физическому здоровью личности, быстрыми темпами формируется зависимость. Этим и определяется постоянный интерес к изучению проблемы распространенности и характера ранней наркотизации.
Особое место в снижении подростковой наркотизации и алкоголизации должна занимать профилактика. Профилактические мероприятия должны включать комплекс технологий социальной работы, направленной на снижение риска приобщения подростков к употреблению психоактивных веществ.
В рамках данной дипломной работы изучается специфика деятельности социальной службы по профилактике употребления ПАВ среди подростков.
Целью работы является изучение технологии социальной работы с подростками, направленной на профилактику употребления психоактивных веществ.
Объект исследования – подростковая алкоголизация и наркотизация.
Предмет исследования – особенности работы социальной службы, направленной на снижение уровня алкоголизации и наркотизации среди подростков.
Задачи исследования:
1. Изучение теоретических исследований, описывающих факторы употребления ПАВ подростками и механизмы формирования наркозависимости.
2. Анализ современных технологий социальной работы с молодежью.
3. Проведение исследования, направленного на определение уровня наркотизации подростков и отношения подростков к ПАВ (анкетирование).
4. Составление и реализация программы профилактических занятий с подростками, родителями и педагогами в рамках деятельности социальной службы.
5. Изучение уровня эффективности проведения программы занятий.
Гипотеза исследования заключается в предположении о низком уровне знаний подростков о вреде употребления психоактивных веществ, о недостаточной роли собственного решения о противодействии наркотикам.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме, анкетирование подростков.




СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства в контексте отноше¬ний ребенка в мире. // Вопросы психологии 2005 №1 с.4-16.
2. Александров А.А., Александрова В.Ю. Профилактика курения: роль и место психолога // Вопросы психологии, 2005, №4, с. 13-18
3. Асанова Л.М., Машанцева Н.В. Девиантное поведение подростков, злоупотребляющих наркотическими и токсическими веществами // Сб. «Проблемы контроля наркотических средств и профилактики наркоманий» (ред. Э.А. Бабаян)// М. - 2002. - 290 с.
4. Битенский В.С., Херюнский Б.Г., Дворяк С.В., Глушков В.А. Наркомании у подростков. - Киев. - 2006. - 200 с.
5. Бузина Т.С., Должанская Н.А., Лозовская И.С. Употребление подростками наркотиков и риск ВИЧ-инфицирования // Вопросы наркологии. - 2006, № 2. - С.64-67.
6. Булыгина И.Е., Цетлин М.Г., Павлова А.А., Захаров В.Н. Потребление психоактивных веществ учащейся молодежью Чебоксары. // Вопросы наркологии. - 2007. - № 1. - С.66-69.
7. Валентик Ю,В., Зыков О.В., Мартыпеико А,В., Цетлин М.Г. Теория и практика медико-социальной работы в наркологии. — М.: Центр программно-технич. управл. Федер. системы информ. обеспеч. молодежи, 2006, с. 20—22.
8. Венгер А.Л. Структура психологического синдрома. // Вопросы психологии. №4, 2004.
9. Веселовская Н.В., Коваленко А.Е. Наркотики – М.: «Триада-Х», 2003. – 206 с.
10. Вострокнутов Н. В., Харитонова Н. К., Пережогин Л. О., Девятова О. Е. Методическое обеспечение социального партнерства при проведении профилактической и реабилитационной работы в семье / Под. ред. Н.В. Вострокнутова. М.: Изд-во 2005 г. 256 с.
11. Габиани А.А. Наркомания: горькие плоды сладкой жизни. // Социологическое исследование. - М. - 2007. - № 1. - С.48-53.
12. Глоссарий социальной работы / Автор-составитель Е.И. Холостова. – М., 2007.
13. Гречаная Т.Б., Романова О.Л. Распространенность употребления психоактивных веществ среди учащихся 9-х классов средних школ г. Москвы. // Вопросы наркологии. - 2007. - № 4. - С.83-89.
14. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации и 1998 г. — М., 2005, с. 39.
15. Гульдан В.В., Романова О.Л., Сиденко О.К. Подросток-наркоман и его окружение // Вопросы психологии, 2003. № 2.
16. Данилин А., Данилина И. Героин – «Врачи предупреждают». – М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2000. – 184 с.
17. Документы и материалы встречи Президента Российской Федерации с представителями детских и молодежных объединений. — М., 2005, с. 9.
18. Драган Г.Н. Наркомания среди несовершеннолетних. //Вопросы наркологии. - 2007. - № 2. - С.77-83.
19. Егоров В.Ф., Кошкина Е.А., Корчагина Г.А., Шамота А.З. Наркологическая ситуация в России. // Русский медицинский журнал. - М. - 2007. - С.109-114.
20. Ильинский И.М. Молодёжь и молодежная политика. – М.: Голос, 2007 – 120 с.
21. Запорожченко В.Г. О динамике употребления наркотиков учащимися ПТУ. // Медицина труда и проблемы экологии на ж/д транспорте. - 2003. - № 9. - С.121-126.
22. Иванец Н.Н., Анохина И.П., Стрелец Н.В. Современное состояние проблемы наркоманий в России. // Вопросы наркологии. - 2007. - № 3. - С.3-13.
23. Казаков Л.Х. Характеристика информированности учащихся о наркотических и токсических веществах. // Вопросы наркологии. - 2008. - № 3. - С.25-28.
24. Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. — М.: Социум, 2004. – 312 с.
25. Кошкина Е.А., Кузнец М.Е. Распространенность употребления психоактивных веществ среди учащихся СПТУ. // Сб. Проблемы наркологии - М. - 2004.
26. Кошкина Е.А., Паронян И.Д. Распространенность употребления наркотических и токсических веществ среди подростков-учащихся СПТУ. // Вопросы наркологии. - 2004. - № 2. - С.79-84.
27. Курек Н.С. Эмоциональное общение матери и дочери как фактор формирования аддиктивного поведения в подростковом возрасте // Вопросы психологии, 2007, №2
28. Левин Б.М., Левин М.Б. Наркомания и наркоманы. - М. - 2003. – 204 с.
29. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. В сб. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982.
30. Марковская И.М. Практика групповой работы с родителями./ Методическое пособие. СПб, Институт тренинга, 2007. - 114 с.
31. Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. / Отв. ред. В.А, Лукон, В.А. Родионов, БД. Ручкин — М, 2000. с, 27-29.
32. Основы социальной работы: Учебник / Отв. Ред. П.Д. Павленок. – М., 2007.
33. Петракова Т.И., Лимонова Д.Л., Меньшикова Е.С. Ситуационная мотивация употребления наркотиков у подростков // Вопросы психологии, 2003, №5
34. Психология социальной работы О.Н. Адександрова, О.Н. Боголюбова, Н.Л. Васильева и др.; Под общей ред. М.А. Гулиной. — СПб.; Питер, 2002. — 352 с.
35. Пятницкая И.Н. Наркомания: Руководство для врачей. – М.: Медицина, 2004. – 544 с.
36. Реан А.А. Характерологические особенности подростков-делинквентов. //Вопросы психологии, 1991, №4.
37. Сборник нормативных документов по тарификации труда работников системы органов по делам молодежи. — М., 2003.
38. Скворцова Е.С., Кутина Л.С., Ушакова И.И. Сравнительная характеристика потребления психоактивных веществ и курения среди школьников и учащихся ПТУ г. Москвы. // Вопросы наркологии. - 1995. - № 4. - С.63-67.
39. Социальная педагогика: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб, заведе¬ний./ Под ред. В.А. Никитина. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. -272с.
40. Теория и методология социальной работы. Учебное пособие. – М: Изд. – Союз, 2004. – 325 с.
41. Тетерский С.В. Введение в социальную работу: Учебное пособие. – М., 2006.
42. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 400 с.
43. Чарлтон Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни // Вопросы психологии, 2007, №2.
44. Шабанов П.Д., Штакельберг О.Ю. Наркомания: патопсихология, клиника, реабилитация. – СПб.: «Лань», 2001. – 464 с.
45. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 1999. – 656 с.

Цена: 8000.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru