Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С МНОГОДЕТНЫМИ СЕМЬЯМИ ID работы - 690168 социальная работа (дипломная работа) количество страниц - 79 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения многодетной семьи 1.1.Типы современных семей и их особенности 8 1.2. Многодетная семья и ее проблемы 16 1.3. Государственная семейная политика как основа решения проблем многодетных семей 25 Глава 2. Особенности социальной работы с многодетными семьями 2.1. Социальная поддержка многодетных семей 32 2.2.Социальное обслуживание многодетных семей 36 Глава 3. Модели повышения эффективности социальной защиты многодетных семей 3.1. Модель социальной защиты многодетных семей 45 3.2. Модель деятельности социального работника 53 Заключение 61 Список использованных источников и литературы 65 Приложения 70 ВВЕДЕНИЕ: ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. Россия переживает сегодня один из самых сложных периодов в своей истории. Падение уровня жизни большинства многодетных семей было предопределено самим характером реформ, либерализацией цен при сохранении монополизма производителей и отсутствия полноценного рынка товаров и услуг. Начиная, с 1992 года происходит глубокий спад производства, экономический кризис приобрел особую глубину. Цены на основные виды потребительских товаров и услуг в сравнении с началом 1991 года увеличились в 6000 раз. Цена рыночных преобразований оказалась более высокой, чем ожидало общество. Возникает массовая безработица, что особенно выражается в современном кризисе. "Три четверти населения либо попали в зону застойной бедности, когда стоит проблема физического выживания, либо в приграничные зоны временной бедности, преодоление которой требует определенных усилий, как со стороны государства, так и самой личности" . Кризисное состояние всех сфер жизнедеятельности нашего общества сказывается на состоянии и функционировании, прежде всего института семьи, и особенно многодетных семей, чье тяжелое положение в свою очередь отягощает кризис общества. "В России проживает 34 млн. семей, из них всего 3 млн. состоят в гражданском браке. Рождаемость падает. Число детей до 16 лет резко сокращается" . По данным статистики за 2007 год в России 1 млн. 396 тыс. многодетных семей - 2,6 % от общего числа домохозяйств. Три ребенка имеют 5,6 миллиона женщин, четыре - 1,6 миллиона, пять - 845 тысяч, шесть - 370 тысяч, семь и более детей - 490 тысяч . В Москве живут 25 тысяч многодетных семей. Среди них троих детей имеют 20,9 тысячи семей, четверых - 2,9 тысячи, пятерых - 744 семьи, шестерых - 241, семерых - 75, восьмерых ребятишек воспитывают 28 семей, девятерых - 11, десять и более детей растут в 90 московских семьях . Экономические и социальные трудности, политические конфликты и общая нестабильность жизни в России усиливают сложность всех тех проблем, которые стоят перед многодетной семьей. Надеяться на скорое решение проблем семьи не следует, улучшение в ближайшие годы вряд ли будет иметь преимущественных характер, так как современные реформы не достигают реальных экономических результатов, и не корректируются в пользу наиболее приоритетной социальной сферы. В современных рыночных условиях система социального обеспечения не имеет возможности эффективно функционировать. Появилась необходимость в структурах, реально выполняющих разные виды социальной работы, находящиеся в непосредственной близости от человека, способных оценить ситуацию, найти конкретные пути решения проблем. Такой структурой на региональном уровне являются центры социального обслуживания или отделы социальной защиты населения, которые осуществляют дифференцированный подход, к решению возникающих проблем перед семьей, т.е. меняющийся в зависимости от условий и позволяющий выделить наиболее важные проблемы конкретной семьи. "Если семья не ощущает серьезной и реально значимой поддержки, то она будет защищаться от равнодушия и неповоротливости сегодняшних реформ, как может. Самый простой способ - отказ от рождения детей. Дети сегодня недоступная многим молодым семьям роскошь, если они подходят к рождению ребенка ответственно. Без продуманной и реалистичной семейной политики, без расширенной поддержки семей и детей (через пособия, кредиты, налоговые льготы и т.д.) вряд ли можно ожидать изменения положения семьи к лучшему" . В последнее время в России начинает работать и работает механизм формирования и реализации государственной политики в интересах семьи и детей. Эта политика формируется и реализуется на различных уровнях: политическом, законодательном, программно-целевом и организационно-управленческом. Принятая Концепция федеральной целевой программы "Дети России на 2007-2010 годы" наглядное тому подтверждение. Программа предусматривает подпрограмму "Дети и семья" . Многодетная семья это малоизученный объект, который в настоящее время, испытывает множество трудностей, она сама порождает и пытается решить ряд острых и специфических для нее проблем. Поэтому важно выявить особенности социальных проблем, с которыми сталкивается сегодня многодетная семья и найти пути выхода из трудной жизненной ситуации. Все это и определило выбор темы исследования. Степень разработанности проблемы современной семьи и многодетной в частности закреплена в российских документах . В трудах ученых - социологов, педагогов и специалистов социальной работы. Данные проблемы часто освящаются в литературе и средствах массовой информации . Отдельные аспекты функционирования современной семьи затронуты в работах А.Н. Антонова, Н.Ф. Басова, Л.И. Савинова, Е.И. Холостовой, Е.М. Черняк, Г.Н. Чупиной и др. . Активно развиваются исследования отдельных элементов и направлений социальной защиты семьи и женщин (В.Н. Архангельский, Л.Ф. Безлепкина, А.Г. Волков, С.В. Дармодехин, Л.В. Топчий, Т.В. Шеляг и др.) . Вместе с тем проблемы многодетной семьи, специфика социальной работы с этой семьей, в литературе еще должного рассмотрения не нашли. Объект исследования - многодетная семья. Предмет исследования - формы и методы решения социальных проблем многодетных семей, технологии социальной работы с данным типом семей. Цель исследования. Анализ и изучение современного положения многодетной российской семьи, и формирование рекомендаций по оказанию ей помощи в рамках социальной работы. Цель определила решение следующих задач: 1. проанализировать понятие и специфику многодетной семьи; 2. охарактеризовать социальные проблемы современной российской семьи, в том числе многодетной; 3. рассмотреть Государственную семейную политику в отношении многодетных семей и обосновать необходимость проведения активной семейной политики в сфере социальной работы для решения проблем многодетных семей; 4. показать социальную работу с многодетной семьей; 5. выявить целесообразность и эффективность использования инновационных подходов региональных и местных властей к проблемам многодетных семей. Гипотеза. По мнению автора, если учреждения социального обслуживания будут проводить обследования и выявления семей группы риска, в т.ч. и многодетных семей, и если многодетная семья нуждается в социальной поддержке государства через систему социального обслуживания, то данные учреждения обязаны взять такую семью на социальное обслуживание и оказывать ей социальные услуги в соответствии с нормативно-правовой базой, что будет несомненной поддержкой семье и это приведет к укреплению семьи, в которой будут расти здоровые и желанные дети. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 1. Антов А.И. Семейная политика как объект исследования // Вестник РАН. - 1992. - №3. 2. Антонов А.И. Микросоциология семьи. - М., 2005. 3. Антонов А.И. Системное представление семьи как объекта исследований // Семья в России. - 1998. - №3-4. 4. Архангельский В.Н. К вопросу о семейной политике и социальной поддержке семей в Российской Федерации // Семья в России. - 1994. - №1. 5. Бодрова Т.А., Рыбакова Н.А. Социальная работа с многодетной семьей // Российский журнал социальной работы. - 1996. - №1. 6. Вишневский А.Г. Эволюция семьи в СССР и принципы семейной политики / Семья и современная политика. - 1991. 7. Годлевская А.В. Консультация по вопросам семейной жизни и проблемы стабилизации брака // Стабильность семьи как социальная проблема. - М., 1978. 8. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ. 9. Данные Госкомстата России. 10. Данные переписи населения в России в 1989 году. 11. Дармодехин С.В. Государственная семейная политика: проблемы научной разработки. - М., 1995. 12. Дармодехин С.В. Меры и механизмы семейной политики: Обзор региональных программ // Семья в России. - 1997. - №1. 13. Дармодехин С.В. О состоянии и неотложных мерах по развитию государственной семейной политики // Аналитический вестник информационно-аналитического управления Аппарата Совета Федерации. - 2004. - №4. 14. К итогам Второй Всероссийской научно-практической конференции "Семья в процессе развития". - М., 1998. 15. Капустина С.В. О реализации политики государственной социальной поддержки семей с детьми в Российской Федерации // Государственная семейная политика. - М., 2004. 16. Климантова Г.И. Проблемы государственного обеспечения государственной семейной политики // Государственная семейная политика. - М., 2004. 17. Конституция Российской Федерации: Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. 18. Концепция федеральной целевой программы "Дети России" на 2007-2010 годы: Принято распоряжением Правительства Российской Федерации 26 января 2007 г. № 79-р. 19. Лекции по технологии социальной работы / Под ред. Е.И. Холостовой. Ч.3. - М.: Социально-технологический институт, 1998. 20. Метро. - 2001. - № 7. 21. О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей": Принято Федеральным законом РФ 29 июля 1998. № 134-ФЗ. 22. О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей": Принято Федеральным законом 23 июля 1999 г. № 171-ФЗ. 23. О государственной социальной помощи: Принято Федеральным законом РФ 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ. 24. О государственных пособиях гражданам, имеющим детей (последнее изм. 14 июля 2008 г.): Принято Федеральным законом РФ 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ. 25. О Концепции программы "Солнечный круг" по оказанию психологической, педагогической, социальной и правовой помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации: Принято постановлением Правительства Москвы 3 августа 2004 г. № 543-ПП. 26. О Концепции семейной политики Московской области на 2001-2003 годы: Принято постановлением Правительства Московской области 21 сентября 2000 г. № 103/26. 27. О мерах по социальной поддержке многодетных семей (последние изм. 25 февраля 2003 г.): Принято указом Президента Российской Федерации 5 мая 1992 г. № 431. 28. О мерах по социальной поддержке многодетных семей: Принято указом Президента Российской Федерации 5 мая 1992 г. № 431. 29. О первоочередных мерах по обеспечению прав молодых семей на жилище: Принято постановлением Правительства Москвы 12 февраля 2002 г. № 118-ПП. 30. О порядке назначения выплаты дополнительного единовременного пособия в связи с рождением ребенка молодым семьям: Принято постановлением Правительства Москвы 6 апреля 2004 г. № 199-ПП. 31. О приемной семье: Принято постановлением Правительства Российской Федерации 17 июля 1996 г. № 829. 32. О прожиточном минимуме в Российской Федерации: Принято Федеральным законом РФ 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ. 33. О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов: Принято Федеральным законом РФ 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ. 34. О федеральных целевых программах, об улучшении положения детей в Российской Федерации на 1998-2000 годы: Принято постановлением Правительства Российской Федерации 19 сентября 1997 года № 1207. 35. Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации: Принято Федеральным законом РФ 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ. 36. Об основных направлениях государственной семейной политики: Принято указом Президента Российской Федерации 14 мая 1996 г. № 712. 37. Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения "Центр социальной помощи семье и детям": Принято постановлением Минтруда РФ 19 июля 2000 г. №52. 38. Основы социальной работы. Учеб. / Отв. ред. П.Д. Павленок, М.,1997. 39. Отчет о работе по назначению и перерасчету пособий и компенсаций семьям с детьми за период с 1 октября по 31 декабря 2008 г. УСЗН Можайского района г. Москвы. 40. Российская газета. - 2007. - 17 авг. 41. Савинов Л.И. Семья и общество: История, современность и взгляд в будущее. - Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 2004. 42. Семейная политика в РСФСР. - М., 1991. 43. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ. 44. Содержание и организация деятельности территориальных центров социальной помощи семье и детям: Научно-методическое пособие в помощь работникам социальных служб и органов управления. - М.: Институт социальной работы, 1997. 45. Социальная работа / Под ред. Н.Ф. Басова. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2008. 46. Теория и методика социальной работы: Учеб. пособие / Под ред. А.М. Панова и Е.И. Холостовой. - М.: Институт социальной работы, 1998. 47. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ. 48. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. - М., 1974. 49. Федеральная целевая программа "Планирование семьи" // О президентской программе "Дети России": Принято указом Президента Российской Федерации 18 августа 1994 г. № 1696. 50. Холостова Е.И. Социальная политика. Учеб. пособие. - М.: СТИ МГУС, 2000. 51. Холостова Е.И., Черняк Е.М., Чупина Г.Н. Сельская семья и социальная работы. - М.: "Дашков и Ко", 2004. 52. Черняк Е.М. Трансформация института семьи в условиях социальной культурной модернизации. - М., 2004. 53. http://www.mnogodetok.ru/viewtopic.php?f=24&t=7529. РИА Новости. - 2009. - апрель. Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru