Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Отечественный и зарубежный опыт социальной работы с детьми алкоголиков ID работы - 681994 социальная работа (дипломная работа) количество страниц - 80 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Введение 2 Глава I. Социальные и социально-эмоциональные проблемы детей из семей алкоголиков 6 1.1 Алкоголизм родителей и его последствия на психическое развитие детей 6 1.2 Методико-социальные аспекты влияния алкоголизма на детей 12 1.3 Влияние семьи на формирование аддиктивных механизмов 27 Глава II. Общие аспекты проблемы социальной реабилитации детей из семей алкоголиков 33 2.1 Понятие социальной реабилитация детей из семей алкоголиков 33 2.2 Психологические основы социальной реабилитации 42 Глава III. Отечественный и зарубежный опыт социальной работы с детьми алкоголиков 50 3.1 Работа с детьми алкоголиков на территории юго-западного административного округа г. Москвы. Реабилитационные программы 50 3.2 Система работы с детьми из семей алкоголиков в Социально- реабилитационном центре г. Кемерово 56 3.3 Американский опыт решения социальных проблем детей алкоголиков 64 Заключение 74 Библиографический список 76 Приложение 78 ВВЕДЕНИЕ: Проблема семейного алкоголизма в настоящее время вызывает особую тревогу. В первую очередь от злоупотребления спиртными страдают дети. Негативные последствия имеет зачатие в состоянии опьянения, прием алкоголя матерью во время беременности- все это приводит к разнообразным дефектам развития многих органов и систем организма ребенка. Особенно часто отмечаются нарушения центральной нервной системы. Кроме того, при семейном алкоголизме умственная отсталость нередко сочетается с тяжелыми нарушениями внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы. Неблагоприятное влияние алкоголизма родителей на детей не исчерпывается отклонениями на биологическом уровне. Семейный алкоголизм формирует комплекс отрицательных макросоциальных влияний на ребенка. Поэтому даже в случае, когда созревание организма происходит относительно благополучно, со всей остротой встает проблема социальной дезадоптации таких детей. Эмоцианально-поведенческие и личностные отклонения у детей, приобретенные в результате неправильного воспитания, затрудняют формирование нормальных межличностных отношений и социальной адаптации в целом. В свою очередь, социальная дезодаптация является мощным неблагоприятным фактором, утяжеляющим личные и поведенческие нарушения. Она способствует формированию стойких психопатических состояний, асоциальных форм поведения. В связи с этим особую важность приобретает своевременная и целенаправленная работа с такими детьми. К сожалению, опыт показывает, что педагоги, как массовых школ, так и ^ специализированных недостаточно осведомлены о специфических трудностях воспитания и обучения детей из алкогольных семей. Поэтому представляется необходимым более детальное изучение характерных нарушений психического и личностного развития детей алкоголиков с целью дальнейшего использования полученных результатов для улучшения методов коррекции и воспитания таких детей. Значительна роль государства в решении такого рода проблем. По состоянию на 1 января 1998 года в ведении органов социальной защиты населения функционировало 2415 учреждений социального обслуживания семьи и детей различных типов, на 1 января 2001 года - около 3100. Все большее распространение получают территориальные центры социальной помощи семье и детям - базовые многопрофильные учреждения (действует 220 центров в 65 субъектах РФ). Необходимо отметить отчетливую тенденцию развития районных и городских учреждений этого типа. Динамика развития центров социальной помощи семье и детям в последние годы свидетельствует о растущем авторитете этих учреждений в различных регионах России, их значимости в решении безотлагательных проблем семьи и детства. Именно эти учреждения социального обслуживания способны оказать действенную комплексную помощь семье и детям по широкому кругу вопросов, предупредить многие негативные проявления, касающиеся выполнения семьей ее функций. Центры психолого-педагогической помощи населению занимают важное место в сети учреждений социального обслуживания семьи и детей. Они действуют в 24 субъектах Федерации, их численность постоянно растет: в 1993 году - 3, в 1994 - 88, в 1995 - 100, в 1996 - 123. За прошлый год их услугами воспользовались более 252 тыс. человек, в том числе 152 тыс. несовершеннолетних. Специфику работы психологических служб во многом определяет положение семей, которые живут на данной территории в условиях, близких к экстремальным. В первую очередь к ним относятся семьи, адаптировавшиеся к своему тяжелому положению и не желающие самостоятельно выходить из неблагоприятной ситуации, предпочитающие зависимость от поддержки извне формированию активной жизненной позиции и потому постепенно занимающие нишу асоциального поведения. Примером семей такого рода являются, в частности, семьи, где имеет место алкоголизм одного или обоих супругов. Предмет исследования: психические и личностные отклонения у детей из семей алкоголиков и их изменения под влиянием социально-реабилитационных воздействий. Объект исследования: дети из семей алкоголиков, включенные в социально-реабилитационный процесс. Цель исследования: определить наиболее характерные психические и личностные изменения у детей из семей алкоголиков и рассмотреть, как с учетом этих данных необходимо осуществлять социальную помощь этой категории детей. Гипотеза исследования: Искажение семейных отношений и воспитательного влияния в семьях алкоголиков на детей, проявляющиеся в утрате ими родительской заботы и помощи при живых родителях, нередко семейной "семейной жестокости", включающей наряду с отвержением причинение им побоев, избиений, случаи насилия, нарушение условий ранней социализации, вследствие материнской и социально-эмоцианольной депревации, приводит как к психическим и личностным отклонениям в развитии, так и к возникновению высокого уровня тревожности, агрессивности или подавленности, апатии, а также нервно-психических расстройств и разнообразных девиаций поведения. Основной путь оказания помощи детям из семей алкоголиков, включенных в социально-реабилитационньш процесс, является: во-первых, разработка и реализация психолого-педагогических программ, направленных на снижение и устранение названных и других отклонений и организацию психотерапевтической работы, и, во-вторых, на создание условий для проведения последовательной социальной интеграции таких детей в нормально развивающуюся социальную среду сверстников. Задачи исследования: 1. Проанализировать литературу по проблемам алкоголизма родителей и их последствия на психическое и личностное развитие детей и определить основные направления изучения таких детей. 2. Подобрать методики для изучения особенностей психического и личностного развития детей в семьях алкоголиков и организовать их изучение. 3. Рассмотреть отечественный и мировой опыт организации социальной работы с детьми, один или оба родителя которых страдают алкоголизмом. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Алипов В.И., Корхов В.В Алкоголизм и материнство. - Л.: Знание, 1988. 2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Владос, 1998. 3. Лисицин Ю.Б., Копыт Н.Я. Алкоголизм: Социально-гигиенические аспекты. - М.: Медицина, 1995. 4. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. - М.: Международная педакадемия, 1999. 5. Мастюкова Е.М. Профилактика и коррекция нарушений психического развития детей при семейном алкоголизме. - М.: Просвещение, 1989. 6. Соловников Т.И. Социально-психическая реабилитация. - М.: Прогресс. 1991. 7. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. /Под ред. Лебединского В.В.. - М.: Просвещение. 1990. 8. Ярославцев И.В. Алкоголь и семья. - М.: Прогресс, 1993. 9. Антология социальной работы: В 5 т. / Сост. М.В.Фирсов. М.: Сварогъ - НВФ СПТ, 1995. 10. Гуслякова Л.Г., Холостова Е.И. Основы теории социальной работы: Учебное пособие. М.: Институт социальной работы, 1997. 11. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д.Павленок. М.: ИНФРА-М, 1997. 12. Профессиональная деятельность социального работника: Содержание и организация. М.: Институт молодежи, 1993. 13. Социальная работа: Теория и практика / Под ред. Л.А.Арутюнян. Ереван: Изд-во Ереванского университета, 1995. 14. Теория и методика социальной работы: Учебное пособие. М.: Союз, 1994. Ч. 1-2. 15. Философия социальной работы / Под ред. В.И.Митрохина. М.: Союз, 1998. 16. Фирсов М.В. Социальная работа в России: Теория, история, общественная практика. М.: Союз, 1996. 17. Шеляг Т.В. Толерантность как принцип социальной работы // Российский журнал социальной работы. 1995. № 2. 18. Москаленко В.Д. Программа социальной работы с семьями больных алкоголизмом. М.: ЦОЦ, 1992. 19. Содержание и организация деятельности территориальных центров социальной помощи семье и детям. М.: ИСР, 1997. 20. Сорвина А.С. Специфика социальной работы с различными группами населения // Российский журнал социальной работы. 1995. № 2. С. 47-55. 21. Социальная работа с семьей / Под ред. Т.В.Шеляг. М.: ИСР, 1995. 22. Социальная работа с семьей / Под ред. Е.И.Холостовой. М.; Тула: ИСР, 1996. 23. Формы и методы работы с детьми и родителями центров социальной помощи семье / Л.С. Алексеева и др. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 1999. 24. Баркер Р. Практика социальной работы / Сокр.пер.с англ.-М.: Ин-т соц.работы, 1994. 25. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - СПб.: Специальная литература, 1995. 26. Бодалёв А.А. Личность и общение. - М., 1995. 27. Горьковая И.А. Нарушения поведения у детей из семей алкоголиков. // Обозр. психиат. и мед. психол., 1994/3, с.47-54. 28. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. // Обозр. психиат. и мед. психол., 1991/1, с.8-15. 29. Теудер Ю.В., Сидоров П.И. Влияние семьи на отношение детей к потреблению спиртных напитков //Здравоохрание РФ. - 1993, №7 с. 16-19 30. Сборщикова К., Тереньтьева А. Развитие ребенка в алкогольное семье: возможности психокоррекции и реабилитации //Народное образование, 1999, №10, с.8-11. Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru