www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ


ID работы - 602256
социальная работа (дипломная работа)
количество страниц - 112
год сдачи - 2012



СОДЕРЖАНИЕ:



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ 11
1.1. Социальная педагогика как направление социальной работы 11
1.2. Формирование современных подходов к социально-педагогической деятельности как направлению социальной работе в образовательной сфере 22
1.3. Особенности организации социально-педагогической деятельности в общеобразовательной школе 38
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ 52
2.1. Нормативно-правовое обеспечение социальной работы в образовательной сфере 52
2.2. Анализ деятельности социального педагога в образовательной сфере 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЯ 90






ВВЕДЕНИЕ:



ВВЕДЕНИЕ

Мировой опыт социальной работы имеет богатую историю и охватывает широкий круг вопросов - от духовного наследия до конкретных практических проявлений. Институт социальной работы является важнейшим элементом, характеризующим современный тип государства и общества. Институциализация социальной работы - явление, связанное с социально-политическими преобразованиями в мире, с изменением статуса человека, с глобальными трансформациями в современном обществе, но ее основы лежат в традициях благотворительности, особенных для каждой страны. Конкретные модели социальной работы в различных частях мира формируются в результате духовного, культурного, историко-политического, социально-экономического развития общества.
За последние десять лет в России произошли значительные изменения в теории и практике социальной работы.
В 1991 году в Российской Федерации введена новая для нашей страны профессия - специалист по социальной работе. Признано, что социальная работа - это особый вид деятельности. Социальная политика и социальная сфера в условиях реформирования страны, становления рыночных отношений приобретает исключительно актуальное значение. Социальное неблагополучие (и в обществе, и в семье) стало причиной активизации социальной работы.
В современном обществе уже стало фактом общественного сознания признание высокой конструктивной роли педагогической теории и практики в развитии и преобразовании общества. Опыт ХХ столетия является подтверждением положения, которое сформулировал педагог Я. Корчак: "Реформировать мир - значит реформировать воспитание человека" .
Как показывает история общества в целом, и история педагогики в частности, обучающе-воспитательная деятельность внутренне присуща жизни людей, и без нее существование и развитие общества невозможно. Содержание педагогической теории и практики, в конечном счете, определяется обществом, потребностями, интересами, как общественных групп населения, так и отдельных людей. По мере развития общества, накопления знаний и социо-культурного опыта человечества возрастает роль педагогики. Возникнув как практика подготовки детей к взрослой жизни, современная педагогика выступает как комплексно-интегративная область знания и деятельности, объектом которой является уже все общество в целом, отдельный человек с момента зачатия и до последних дней жизни.
В педагогике как системе происходят изменения, связанные с продолжением вычленения частнопедагогических теорий и практик. Возможно, это происходит потому, что в последнее время говорят не только о дошкольной и школьной педагогике, но и об эмбриональной педагогике, рассматривающей педагогические проблемы выращивания ребенка до появления на свет, о ювеногогике как теории и практике воспитания молодежи, об андрогогике, изучающей вопросы образования взрослых, о геронтогогике - педагогических проблемах пожилых людей, о педагогической антропологии. Интерес к этим дисциплинам возрастает по двум причинам. Во-первых, открылись более широкие возможности для дифференцирования процессов воспитания и обучения, а значит, появилась потребность точнее учитывать биологическую, социальную, духовную и интеллектуальную природу человека.
Во-вторых, возрастает роль социального воспитания, смысл которого состоит в том, чтобы помочь человеку не только в социальном ориентировании, но и в приобретении способности социального функционирования на всех возрастных этапах .
Таким образом, социальная педагогика изучает влияние социальной реальности на человека на протяжении всей его жизни, педагогические последствия этого влияния для человека и общества.
Модернизация российского образования ставит задачу повышения качества обучения и воспитания школьников. В ее успешном решении определенную роль могут сыграть имеющаяся в общеобразовательной школе социально-педагогическая служба. Деятельность социально-педагогической службы направлена на решение воспитательных, социально-правовых, социально-реабилитационных и других задач, обеспечивающих социально-педагогическую защиту личности ребенка, что способствует успешности его обучения и воспитания.
За последнее десятилетие в России государством и гражданским обществом сделаны серьёзные законодательные, организационно-методические, кадровые и практические шаги для развития многообразных форм защиты и устройства детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Но, к сожалению, проблема не только сохраняется, но и обостряется с каждым годом. Растёт количество детей, лишенных родительского попечения, увеличивается число детей-сирот, в основном социальных, всё больше становится детей, родители которых не занимаются их воспитанием.
Коренному улучшению ситуации препятствуют многие факторы, к основным из которых следует отнести отсутствие социально-культурных установок ценности семьи, недостаточное научно-методическое обеспечение региональных моделей социально-педагогической поддержки детства, отсутствие финансовой заинтересованности различных органов и систем в переходе от интернатной к семейной парадигме оказания помощи и поддержки детей и подростков, оказавшихся в кризисной ситуации, косность административного мышления, и, самое главное, слабое взаимодействие государственных ведомств в координации усилий по оказанию помощи детям и подросткам, отсутствие их связи с общественными организациями.
Особо хотелось бы подчеркнуть недостаточную информированность специалистов о проблемах и современных достижениях в этой области, имеющемся опыте работы разных регионов, отдельных специалистов, а также слабую научную и теоретическую подготовку педагогов, оказывающих помощь и поддержку детям и подросткам в учреждениях социально-педагогической поддержки.
В основных направлениях государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации главной целью обозначено обеспечение социализации детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах, их полноценной реабилитации, в том числе социальной, психологической, и успешной интеграции в общество.
Приоритетами в этой области являются:
защита прав и интересов детей;
ослабление негативных последствий сиротства;
создание новых учреждений, ориентированных на специфические проблемы детей с различными формами средовой дезадаптации.
В настоящее время можно выделить несколько групп задач, стоящих перед системой образования, решение которых позволит существенно улучшить положение детей, нуждающихся в особой поддержке государства. К ним относятся:
социальная помощь и поддержка престижа семьи;
развитие форм семейного устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
разработка новых технологий работы с детьми в учреждениях социально-педагогической поддержки детства;
введение новых программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для специалистов системы оказания помощи поддержки детям и подросткам;
построение системы психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам, гарантирующей поддержку и защиту детей в сложных проблемных ситуациях.
Когда общество ищет свои пути прогрессивного движения, ему крайне нужны люди, которые хорошо понимают, как созидается Личность человека. Как лучше использовать социальную работу, направить воспитание и образование в интересах самого человека и прав его личности? Какими мерами предупредить духовное вырождение населения? Как оградить сложившуюся личность от упадка творческих сил? На эти вопросы, связанные с поддержкой всеобщего благосостояния, социального согласия и сотрудничества, должны уметь ответить не только государственные деятели, но и специалисты самой деликатной и гуманной профессии - социальные работники и социальные педагоги. Именно они участвуют в формировании социальной политики государства, работают в системе служб социальной помощи населению, профессионально обеспечивают целесообразную деятельность этой системы. Они в органическом единстве решают задачи социального воспитания детей и взрослых, помогают укреплять нравственное, психическое и социальное здоровье людей, прежде всего из экономически неблагополучных, социально и психически деформированных контингентов. Они помогают социально ущербным семьям и детям, особо нуждающимся в защите. Они содействуют расширению личностных возможностей людей к самоорганизации собственной жизни, тем самым улучшают микроклимат и нравственный потенциал определенной среды, поддерживают социальную справедливость в обществе. Социальные сироты - дети, имеющие родителей, но нуждающиеся в помощи и поддержке государства. Наиболее грозным явлением в последние годы стало значительное увеличение размеров "социального сиротства", появление его новых характеристик. Обнаруживается так называемое скрытое социальное сиротство, которое связано с ухудшением условий жизни семьи, падением ее нравственных устоев и изменением отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семей, вследствие чего растет беспризорность огромного количества детей и подростков. Рушится основа основ любого государственного строя - семья.
Воспитание детей в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, которое вызвало социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня большинства населения и другие негативные последствия.
Педагогическое сообщество переориентируется сегодня на технологии обучения и воспитания, которые должны обеспечить успешную социализацию личности. Для выполнения этого требования необходимо, чтобы образовательная система была открытой. Школа должна взаимодействовать с социумом, обеспечивать его педагогизацию с целью использования воспитательного потенциала в формировании и развитии личности ребёнка. Во многом решению перечисленных проблем способствует работа социального педагога, задача которого состоит в том, чтобы педагогическими методами, через воспитательную работу помогать учащимся решать острые жизненные проблемы, обусловленные сложными семейными и социальными ситуациями. Но наличие одного - двух социальных педагогов на большие ученические и родительские коллективы явно недостаточно для решения задач, стоящих сегодня перед "открытой" школой. Социальный педагог должен возглавить работу, которую вместе с ним будут выполнять учителя, классные руководители. Необходимо более тесное взаимодействие методической и социально-педагогической служб в образовательном процессе.
Таким образом, роль социального педагога в современной школе велика, а значит тема работы "Школьный социальный педагог как субъект социальной работы в образовательной сфере" актуальна и своевременна.
Сегодня можно сказать, что социальная педагогика в России состоялась как самостоятельная отрасль педагогического знания, имеющая целью изучение воспитательно-образовательного потенциала общества, способов педагогизации социальной среды для более успешной социализации и развития личности на протяжении всей ее жизни. Данное исследование основано на трудах И. С. Кона, А. В. Мудрик, В. С. Собкина, Г.Н.Филонова и др., посвященных данной проблеме. Теоретической базой исследования явились также статьи Шептенко П.А, Лукашевич О.Н., Исаченко О.П., Торохтий В.С., Испуловой С.Н., Ирисова Е.А., Хакимова Э.Р. и др., а также материалы научно-практической конференции "Традиции и инновации в социальной педагогике".
Объектом исследования является социальная работа в образовательной сфере.
Предметом исследования является деятельность школьного социального педагога как субъекта социальной работы в образовательной сфере.
Цель исследования: Проанализировать деятельность школьного социального педагога как субъекта социальной работы в образовательной сфере.
Задачи работы:
1. Раскрыть сущность социальной работы в образовательной сфере.
2. Изучить формы, содержание, методы и технологию деятельности школьного социального педагога как субъекта социальной работы в образовательной сфере.
3. Исследовать опыт деятельности школьного социального педагога как субъекта социальной работы в образовательной сфере.
Гипотеза исследования: деятельность социального педагога в школе на сегодняшний день является одной из важнейших задач и способствует социализации детей; неблагоприятная атмосфера в школьном (учебном) коллективе предполагает работу социального педагога, направленную не только на коррекцию поведения детей, но и на работу с родителями и педагогами.
Методы исследования:
теоретический анализ психолого-педагогической литературы и литературы по социальной работе;
практическое исследование деятельности социального педагога в образовательной сфере;
методика диагностики показателей и форм агрессии А.Басса и А.Дарки;
методика экспресс-диагностики невроза (К.Хек и Х.Хесс);
опросник Силбергера по оценке агрессии.
База исследования: МОУ СОШ №56 Ленинского района г. Новосибирска.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в изучении содержания и деятельности школьного социального педагога в образовательной сфере.
Практическая значимость данного исследования заключается в возможности применения его результатов в практической деятельности социального педагога в образовательной сфере.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ
1.1. Социальная педагогика как направление социальной работы





СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция РФ. - АСТ: Астрель, 2003
2. Уголовный кодекс РФ. - М.: Приор, 1996.
3. ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (в ред. Федерального закона от 13.01.2001 № 1 - ФЗ)
4. ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ (в ред. ФЗ от 20.07.2000 №103-ФЗ)
5. Бутин Ю. Нужна единая социально-педагогическая система // Воспитание школьника. - 1994. - № 2.
6. Березина В., Ермоленко Г. Социальный педагог в школе // Воспитание школьника. - 1994. - № 2.
7. Битинас Б. П.. Катаева Л. И. Гражданскому обществу институт социальных педагогов // Педагогика. - 1992. - № 5,6.
8. Болотов В. Должность социального педагога скоро станет привычной // Учительская газета. -1994. - № 9.
9. Бочарова В. Г. Научно-педагогическая концепция взаимодействия школы и других социальных институтов во внешкольном воспитании учащихся // Социально-педагогические проблемы взаимодействия государственных учреждений и общественности во внешкольном воспитании учащихся. - М.: Педагогика, 1981. - 224 с.
10. Бочарова В. Г. О некоторых методологических подходах к пониманию целостного процесса социализации, воспитания и развития личности // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. - М.: Мир, 1993. - 450 с.
11. Бочарова В. Г. Социальная служба: состояние и тенденции развития // Педагогика. - 1992. - № 3,4.
12. Вульфов Б. 3. Социальный педагог в системе общественного воспитания // Педагогика. - 1992. - № 5,6.
13. Галагузова М. А., Шеланков В. Е. Кто защитит ребенка в школе // Педагогика. - 1994. - № 5. С. 25.
14. Гордин Л. Ю. Воспитание и социализация // Советская педагогика. - 1991. - №2.
15. Григорьева Г. Жизнь, движение и мы в социальной педагогике // Педагогический поиск. - 1993. - №2.
16. Гуров В. Н. Опыт организации социально-педагогической работы // Педагогика. - 1993. - № 3.
17. Гуров В., Шинкаренко Н. Открытая школа и социально-педагогическая работа с детьми // Воспитание школьника. - 1994. - № 2.
18. Гурьянова М.П. Сельская школа и социальная педагогика. Пособие для педагогов. - Мн.: Амалфея, 2000. - 448 с.
19. Должностные обязанности работников учреждений и организаций образования: социальный педагог // Воспитание школьника. - 1993. - № 4.
20. Закатова И.Н. Социальная педагогика в школе. Методические рекомендации для учителя. - М.: Прогресс, 1996. - 248 с. С. 37.
21. Законодательные документы и инструктивно-методические материалы по социальной работе. - М, 1992.
22. Иванников В. Социальная служба помощи детям и молодежи, пути развития // Воспитание школьника. - 1993.- №4.
23. Ирисов Е.А., Хакимов Э.Р. Функциональная модель социально-педагогического пространства школы // Научно-практическая конференция "Традиции и инновации в социальной педагогике". - [Электронный источник]. - Режим доступа: http://www.auditorium.ru
24. Исаченко О.П. К вопросу о социально-педагогической подготовке будущих учителей к работе в сельском микросоциуме // Научно-практическая конференция "Традиции и инновации в социальной педагогике". - [Электронный источник]. - Режим доступа: http://www.auditorium.ru
25. Испулова С.Н. Уровни социальной педагогики // Научно-практическая конференция "Традиции и инновации в социальной педагогике". - [Электронный источник]. - Режим доступа: http://www.auditorium.ru
26. Кон И. С. НТР и основы социализации молодежи. - М.: Наука, 1988. - 316с.
27. Кон И. С. Ребенок и общество. - М.: Педагогика, 1988. - 328 с.
28. Кондратьева В. Школа и социум: грани общения // Народное образование. - 1994. - № 1.
29. Корчак Я. Педагогическое наследие. - М.: Мысль, 1991. - 272 с.
30. Кузнецова Л.В. Социально-педагогическая работа в школе // Научно-практическая конференция "Традиции и инновации в социальной педагогике". - [Электронный источник]. - Режим доступа: http://www.auditorium.ru
31. Лукашевич О.Н. Взаимодействие методических и социально-педагогических служб в общеобразовательных школах// Научно-практическая конференция "Традиции и инновации в социальной педагогике". - [Электронный источник]. - Режим доступа: http://www.auditorium.ru
32. Мальковская Т. Н. Социальная активность старшеклассников. - М.: Просвещение, 1988. - 294 с.
33. Маанди Н. Школа моей мечты // Народное образование. - 1995. - № 5-6.
34. Мудрик А. В. Социализация и "смутное время". - М.: Мир, 1991. - 260 с.
35. Новикова Л. И. Школа и среда. - М.: Просвещение, 1985. - 337 с.
36. Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. - М.: Педагогика, 1989. - 278 с.
37. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 480 с.
38. Пайн М. Современные теории социальной работы. Лондон, 1991. - С.20
39. Панов А.М. Социальная работа как наука, вид профессиональной деятельности и специальность в системе высшего образования // Российский журнал социальной работы. - 1995. - №1. - С.10
40. Пижурина Н. Новые напасти или Единственное спасение - этот непонятный, странный социальный педагог // Учительская газета. - 1993. - № 44.
41. Селевко Г. К., Тихомирова Н. К., Закатова И. Н. Культурологический социально-педагогический комплекс. - Ярославль: ИУУ, 1993. - 352 с.
42. Советский Энциклопедический словарь.- М., 1983. - С.1321
43. Социокультурная образовательная ситуация в мегаполисе // Педагогика. - 1993. - № 4.
44. Социальная педагогика / Под ред. В.А. Никитина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 272 с.
45. Социальная работа / Под ред. Курбатова В.И. - Ростов - н/Д.: Феникс, 2003. - 374 с.
46. Социальный педагог: от постановки проблемы до ее решения. / Под ред. Т.Б.Пасман. - Псков: Изд-во АНО "Центр социального проектирования "Возрождение", 2002. - 212с.
47. Тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников учреждений образования. / Приложение 2 к Постановлению РФ от 17 августа 1995. - №46
48. Тихомирова Н. К. Система воспитательной работы в средней школе на основе программы. - М.: Педагогика, 1996. - 344 с.
49. Торохтий В.С. Развитие социальной педагогики как педагогики отношений // Научно-практическая конференция "Традиции и инновации в социальной педагогике". - [Электронный источник]. - Режим доступа: http://www.auditorium.ru
50. Филонов Г. Н. Состояние социума и воспитание // Педагогика. - 1995. - №6.
51. Филонов Г. Н. Социальная педагогика: научный статус и прикладные функции // Педагогика. - 1994.- №6.
52. Харчев А. Г. Социология воспитания. - М.: Педагогика, 1990. - 316 с.
53. Шептенко П. А. Проблемы подготовки социальных педагогов к профессиональной деятельности. - [Электронный источник]. - Режим доступа: http://www.informika.ru
54. Шинкаренко Н. А. "Открытая" школа и социально-педагогическая работа с детьми // Педагогика. - 1994. - №1.
55. Янцева Г. Наш путь к социальной педагогике // Педагогический поиск. - 1993. - №2.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Цена: 8000.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru