www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

Организация социальной работы с воспитанниками детского дома по их подготовке (адаптации) к самостоятельной жизни (на примере детского дома №8)


ID работы - 603000
социальная работа (дипломная работа)
количество страниц - 86
год сдачи - 2012



СОДЕРЖАНИЕ:



РЕФЕРАТ

Тема дипломного исследования: Организация социальной работы с воспитанниками детского дома по их подготовке (адаптации) к самостоятельной жизни (на примере детского дома №8).
СОЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ, РЕБЕНОК-СИРОТА, ПОДРОСТОК, СОЦИАЛИЗАЦИЯ, АДАПТАЦИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ СЛУЖБА, ЖИЗНЕУСТРОЙСТВО.
Цель данной работы - рассмотреть организацию социальной работы с воспитанниками детского дома по их подготовке (адаптации) к самостоятельной жизни (на примере детского дома №8).
Объект исследования - адаптационные возможности воспитанников детских домов в условиях организационной структуры детских домов.
Предмет исследования - специфические особенности социальной работы по адаптации воспитанников детских домов к самостоятельной жизни.
Задачи:
Рассмотреть общие теоретико-методологические подходы к изучению проблем адаптационного процесса.
Выявить вопросы социализации, интеграции и жизнеустройства воспитанников детских домов.
Изучить социально-психологические особенности адаптационного процесса детей, воспитывающихся вне семьи.
Разработать методические и практические рекомендации по социализации и адаптации детей-сирот.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, трех приложений. Список литературы включает 55 источников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что данная работа может быть использована социальными работниками и другими специалистами в работе с подростками по их адаптации и социализации.

СОДЕРЖАНИЕ


РЕФЕРАТ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ ДЕТСКИХ ДОМОВ ПО ИХ АДАПТАЦИИ 8
1.1. Общие теоретико-методологические подходы к изучению проблем адаптационного процесса 8
1.2. Социализация, интеграция и жизнеустройство воспитанников детских домов 22
1.3. Социально-психологические особенности адаптационного процесса детей, воспитывающихся вне семьи 29
ГЛАВА II. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ДЕТСКОГО ДОМА ПО ПОДГОТОВКЕ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ 37
2.1. Гарантии и права воспитанников детского дома по их социализации и адаптации в процессе подготовки к самостоятельной жизни 37
2.2. Организационно-управленческий контроль социальных служб за адаптацией воспитанников детских домов к самостоятельной жизни 47
2.3. Рекомендации методического и прикладного характера по вопросам улучшения работы социальных служб в отношении подготовки воспитанников детских домов к самостоятельной жизни 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 77







ВВЕДЕНИЕ:



ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, прежде всего, эмоциональных и деловых отношений между людьми. Потеря семьи - тяжелейшая трагедия в жизни ребенка, которая оставляет глубокий след в его судьбе.
Воспитание в государственных учреждениях, смена учреждений и опекунов ребенка, позднее усыновление - факторы, травмирующие психику ребенка, делающие затруднительной реализацию его потенциальных возможностей, кардинально меняющие его судьбу, надолго разрушающие его взаимоотношения с окружающим миром и влияющие на процесс социализации. Вместе с тем, сегодня стало очевидно, что только личность, социально адаптированная к экономической, политической, культурно-демографической ситуации, способна развиваться интеллектуально, духовно, физически, нравственно.
Известно, что источники эмоциональных и поведенческих расстройств часто коренятся в неблагоприятных событиях детства. Внутрисемейные конфликты, отсутствие любви, асоциальный образ жизни родителей, смерть одного или обоих родителей, воспитание в интернате, родительская жестокость или просто непоследовательность в системе наказаний - вот далеко не полный перечень обстоятельств, травмирующих детскую психику. Информация о социальном положении ребенка необходима для выявления детей так называемой группы риска .
Различные исследования детей с девиантным поведением ясно показали, что для родителей таких детей, особенно отцов, характерно поведение, которое принято называть асоциальным, или делинквентным. Объяснение этого феномена, вероятно, состоит в том, что в семьях, в которых для родителей характерно преступное поведение, имеют место особенно частые ссоры и разногласия, в результате неблагополучная супружеская жизнь родителей и конфликты между ними формируют у детей отклонения в поведении. Дети могут усваивать социально не одобряемые формы поведения, копируя поведение своих родителей, а при отсутствии родительского надзора и необходимой опеки возникает проблема социального сиротства .
Сиротство, как фактор десоциализации, разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывает глубокие вторичные нарушения физического, психического и социального характера.
В последние годы социально-экономические причины, обусловливающие рост сиротства, значительно обострились. В среднем по каждому региону ежегодно выявляется от 2 до 4 тыс. детей, по различным причинам лишившихся родительского попечения, появляются социальные сироты.
В связи с этим проблема организации воспитательно-образовательного процесса и обеспечения его оптимального психолого-педагогического сопровождения в частности остается достаточно актуальной не только в специальной, но и в общей педагогике, а также в психологии, социальной педагогике, педагогике социальной работы и ряде других отраслей научного познания.
Психолого-педагогические основы формирования и развития личности даны в трудах Б.Г.Ананьева, Л.И.Божович , Л.С.Выготского , П.Я.Гальперина, В.Н.Гурова, В.В.Давыдова, И.А.Зимней, А.Н.Леонтьева , А.В.Петровского, С.Л.Рубинштейна и др.
Общие вопросы становления и развития социально-педагогической и психологической служб раскрыты в трудах А.И.Акуловой, Н.Е. Бекетовой, Т.А.Васильковой, Ю.В.Васильковой, М.А.Галагузовой, В.Н.Гурова, М.П.Гурьяновой, И.Н.Закатовой, Е.М. Рыбинского, Т.Ф.Яркиной и др.
Проблемы психолого-педагогической поддержки процессов воспитания и формирования личности ребенка, в том числе детей-сирот, раскрыты в исследованиях О.С.Газмана, А.В.Гордеевой, В.В.Морозова, Л.Я.Олиференко, Л.К.Сидоровой и др.
Мы предположили, что наиболее эффективно реализация взаимодействия может быть представлена как модель, включающая в себя различные компоненты, такие как социальное и психологическое сопровождение, организация различных структур, участвующих в адаптации и в жизни детей-сирот. Организация такой модели должна интегрировать усилия управленцев, методистов, педагогов, психологов, социальных педагогов, социальных работников, других специалистов, участвующих в реализации процесса психолого-педагогического сопровождения.
Определение стратегии и тактики социально-реабилитационной работы с подростками предполагает учет всех составляющих этого процесса, к которым относятся:
прогностическая диагностика;
индивидуальная комплексная коррекционная работа, включающая проведение тренингов адаптивного поведения для учащихся старших и выпускных классов;
подготовка кураторов - социальных педагогов, социальных работников, воспитателей и руководство их работой;
предварительная, юридически подкрепленная проработка вопросов социальной защищенности выпускников.
Таким образом, важнейшей организационной формой сопровождения подростков является модель социально-психолого-педагогического сопровождения, необходимыми элементами которого являются характеристика выпускника, описываемая через ключевые (ведущие) социальные и социально-психологические компетенции, определяющая систему оценки уровня адаптации детей; система комплексного диагностического (психолого-медико-педагогического) обследования учащихся с акцентом на оценку уровня социальной компетенции; система взаимодействия традиционных и специально организованных служб и их деятельности по реабилитации и сопровождению детей; система внешних коммуникаций, обеспечивающих оптимальные условия социальной адаптации детей; функциональность и профессиональная компетентность специалистов, осуществляющих работу с детьми, в том числе программа их профессиональной подготовки и повышения квалификации.
Исходя из всего вышесказанного, можно предположить, что тема данной работы является актуальной на сегодняшний день.
Объект исследования - адаптационные возможности воспитанников детских домов в условиях организационной структуры этих заведений.
Предмет исследования - специфические особенности социальной работы по адаптации воспитанников детских домов к самостоятельной жизни.
Цель данной работы - рассмотреть организацию социальной работы с воспитанниками детского дома по их подготовке (адаптации) к самостоятельной жизни (на примере детского дома №8 г. Барнаула).
Задачи:
Рассмотреть общие теоретико-методологические подходы к изучению проблем адаптационного процесса.
Выявить вопросы социализации, интеграции и жизнеустройства воспитанников детских домов.
Изучить социально-психологические особенности адаптационного процесса детей, воспитывающихся вне семьи.





ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ ДЕТСКИХ ДОМОВ ПО ИХ АДАПТАЦИИ
1.1. Общие теоретико-методологические подходы к изучению проблем адаптационного процесса

В самом начале 1990-х годов в школах, а также в функционировавших тогда повсеместно детских клубах по месту жительства и других детских досуговых учреждениях - домах и дворцах пионеров была введена новая должность - социальный педагог, выполнявший и функции социального работника. Хотя была разработана квалификационная характеристика этого специалиста, установлены его должностные обязанности, педагогическая среда не сразу приняла педагога нового типа. Во многих школах, даже в больших городах, должность социального педагога долго оставалась незанятой, отчасти вследствие финансовых трудностей, не позволявших вводить новых работников в образовательные учреждения, но в значительно большей степени потому, что школьные педагоги не понимали, чем этот специалист должен заниматься, каково его место в педагогическом коллективе школы.
Мировой опыт социальной работы имеет богатую историю и охватывает широкий круг вопросов - от духовного наследия до конкретных практических проявлений. Институт социальной работы является важнейшим элементом, характеризующим современный тип государства и общества. Институциализация социальной работы - явление, связанное с социально-политическими преобразованиями в мире, с изменением статуса человека, с глобальными трансформациями в современном обществе, но ее основы лежат в традициях благотворительности, особенных для каждой страны. Конкретные модели социальной работы в различных частях мира формируются в результате духовного, культурного, историко-политического, социально-экономического развития общества.
За последние десять лет в России произошли значительные изменения в теории и практике социальной работы.
В 1991 году в Российской Федерации введена новая дл




СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" от 24.07.1998 Г. № 124-ФЗ (в ред. от 20.07.2000 №103-ФЗ)
2. Положение о Межведомственной комиссии при Правительстве РФ утверждено Постановлением Правительства РФ от 5.06.94г. № 546
3. Андреева Д.А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе // Человек и общество. - М., 1991. - С. 66.
4. Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России XXI века.- М., 2000
5. Асеев В.Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации // Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности - Иркутск, 1986. С. 5.
6. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л., 1988. С. 258.
7. Божович Л.И. Проблемы формирования личности // Под. ред. Д.И. Фельдштейна - 2-е изд. - М. - Воронеж, 1997.
8. Болотина Т.В.. Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации в вопросах, ответах и комментариях.- М.: Академия, 2003. - С.3.
9. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2003. - С.206.
10. Вершинина Т.Н. Производственная адаптация рабочих кадров // Социально-экономические проблемы труда на промышленном предприятии - Новосибирск, 1979. С. 238-263.
11. Верещагин В.Ю. Философские проблемы теории адаптации человека. - Владивосток, 1988. С. 25.
12. Выготский Л.С. Психология. - М.: Эксмо, 2002.
13. Гонтмахер Е.Ш. Принципы и основные элементы социальной стратегии, // Территориальные проблемы социальной политики. М.: ГУ ВШЭ, 2000. - С.16-18.
14. Гордон Л.А. Социальная адаптация в современных условиях. // Социологические исследования. - 2004. - №8. - С.24.
15. Дементьева И. Ф. Социальное сиротство: генезис и профилактика. - Сер. Семья и воспитание. - М., 2000. - С.4.
16. Дубровина И.В., Лисина М.И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей - М., 1982. - С.7.
17. Елизаров А. Н. Ценностные ориентации неблагополучных семей // СОЦИС. - 1995. - № 7. - С.93 - 99.
18. Захарова О. Исследования демографических процессов и детерминации рождаемости // Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. - М., 1998
19. Зотова О.И., Кряжева И.К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения - М., 2002. - С. 220.
20. Зубок Ю.А. Социальная интеграция молодежи в условиях нестабильного общества. - М., 1998. - С.19-20.
21. Иоганзен Б.Г. Логачев Е.Д. Адаптационные уровни экологии человека // Физиолого-генетические аспекты адаптации человека и животных - Кемерово, 1978. С. 3-7.
22. Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации.- Новосибирск, 1980.- 192 с.
23. Колесов Д.В. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке - М., 1987. - С. 9.
24. Кон И.С. Ребенок и общество. - М., 2003
25. Кон И.С. Социология личности. - М., 1997. - С.22.
26. Кончанин Т.К. К вопросу о социальной адаптации молодежи. Ч.2.- Тарту, 1971. С. 78.
27. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. - М.: Педагогика, 1983. - Т.1.
28. Лисина М. И., Дубровина И. В. Психологическое развитие воспитанников детского дома. - М., 1990. - С.22.
29. Мастера педагогики. / Под ред. Ю.Д.Абрамовой. - М.: Просвещение, 1997. - С.56-58.
30. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика - М., 1981. - С.5.
31. Милославова И.А. Роль социальной адаптации в условиях современной НТР // Философия и социальная психология: Науч. Докл. - Л., 1979. С. 132-136.
32. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведе-ний. Кн.1. Общие основы психологии. - М., 1994. - С.546.
33. Никитина И.Н. К вопросу о понятии социальной адаптации // Вопр. теории и методов социологических исследований (по материалам науч.-теорет. конф.). - Вып. 3. - М., 1980. С. 57.
34. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детства. Муниципальная система. - М.: Народное образование, 2002. - 112с.
35. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей - сирот: профессионально защищенная семья. Монография. - М., 2006.
36. Основы социальной работы. / Под ред. П.Д.Павленок. - М.: ИНФРА-М, 2003. - С.33-34.
37. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории - М., 1971. С. 164-165.
38. Психологическая диагностика детей и подростков. / Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. - М., 1995. - С.10-11.
39. Психологические рекомендации по воспитанию детей в домах ребенка, детских домах и школах-интернатах. - М., 1996. - С.6-7.
40. Психологическое изучение детей в школах-интернатах. / Под ред. Л. И. Божович. - М., 1960. - С.64-66.
41. Психология. / Под. ред. Крылова А.А. - М., 1999. - С. 463.
42. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. - М.: Педагогика, 1989. - Т.1.
43. Свеженцева Ю. А. Социокультурные аспекты приобщения к наркотикам: качественный анализ проблемы // Молодёжь и наркотики (социология наркотизма) / Под ред. В. А. Соболева, И. П. Рущенко. - Харьков: Торсинг, 2000. - С. 84.
44. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме.: Пер. с англ.- М., 1960. - 254 с.
45. Слоним А.Д. Среда и поведение: Формирование адаптивного поведения. - Л., 1976.- 212 с.
46. Содержание и организация деятельности. / Под ред. Иващенко Г.М. - М.: Государственный НИИ семьи, 2005. - С. 13-14.
47. Социальная политика, парадигмы и приоритеты. / Под ред. В.И. Жукова. - М.: МГСУ, 2005. - С.127.
48. Социальное самоопределение молодежи и образование // Проблемы социализации молодежи: Реф. сб. - М., 1993. - С.67.
49. Федорова А.И. Опыт эмоциональной реабилитации умственно отсталых детей-сирот. // Материалы конференции "Психология XXI века глазами молодых ученых", Москва, МГППУ, 2002
50. Флейвелл Дж. Генетическая психология Жана Пиаже.: Пер. с англ.- М., 1967. - 623 с.
51. Философские проблемы теории адаптации / Под ред. Г.И. Царегородцева. - М., 1975. - С. 6.
52. Фролова О.П., Юркова М.Г. Психологический тренинг как средство адаптации студентов к обучению в вузе // Вопросы профориентации, адаптации и профессиональной подготовки / Под ред. В.Г. Асеева. - Иркутск, 1994. - С.40.
53. Чабанова А.В. Социальная адаптация молодежи в современных российских условиях. // Социальная педагогика: проблемы и перспективы. - Калининград: Изд-во КГУ, 2002. - С.89-90.
54. Шурыгина И.И. Влияние социально-экономических условий на вовлечение подростков в наркотики // Наркомания как форма девиантного поведения: Сб. ст. - М., 1997. - С.33.
55. Ясная Л. В. Проблемы семей с больными детьми по материалам зарубежных исследований // Нетипичная семья: образ жизни и положение в российском обществе: Сб. статей / Под. ред. Е. Ф. Ачильдиевой. - М., 1997. - С. 11.


Цена: 8000.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru