Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Особенности судебного разбирательства по делам о лишении родительских прав ID работы - 707643 семейное право (дипломная работа) количество страниц - 93 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Введение 3 1. Общие вопросы исторического развития законодательства 10 1.1. История развития законодательства России 10 1.2. Современное законодательство лишения родительских прав 13 2. Особенности института лишения родительских прав 21 2.1. Основания для лишения родительских прав 21 2.2. Порядок лишения родительских прав 41 2.3. Правовые последствия лишения родительских прав 57 3. Особенности судебного разбирательства по делам о лишении родительских прав 69 3.1. Исполнение судебного решения о лишении родительских прав 69 3.2. Восстановление в родительских правах 75 Заключение 84 Список литературы 90 ВВЕДЕНИЕ: Актуальность дипломного исследования обусловлена необходимостью совершенствования семейного и гражданско-процессуального законодательства, приведения российского законодательства в соответствие с международно-правовыми актами, регулирующими права ребенка, изменения государственной политики в сфере защиты прав детей и правоприменительной практики судов по делам о защите прав ребенка. Право ребенка на воспитание является одним из его важнейших прав. Однако, социальные и экономические проблемы в российском обществе на данном этапе развития существенно ослабили институт семьи, ее воздействие на воспитание детей. Поэтому проблема социального сиротства является одной из наиболее острых проблем детства. Отсутствие полноценной государственной системы поддержки семьи и стимулирования развития системы семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не способствуют решению данной проблемы. Лишение родительских прав в некоторых случаях становится единственно возможным способом обеспечить ребенку право на полноценное воспитание. Дела о лишении родительских прав рассматриваются по заявлению (п.1 ст.70 СК РФ): 1) одного из родителей (лиц, их заменяющих), Заменяющими лицами признаются приемные родители, опекуны (попечители). 2) прокурора, 3) а также по заявлениям органов или учреждений, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей: а) органов опеки и попечительства, б) комиссий по делам несовершеннолетних, в) учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и других. Суд обязан в течение 3 дней со дня вступления в законную силу решения суда о лишении родительских прав направить выписку из этого решения суда в орган ЗАГСа по месту государственной регистрации рождения ребенка (п.5 ст.70 СК РФ). На основании этой выписки орган ЗАГСа вносит соответствующую отметку в актовую запись рождения ребенка. На ее основании повторное свидетельство о рождении ребенка родителям, лишенным родительских прав, не выдается. Подлинное свидетельство о рождении ребенка отнимается у родителей, лишенных родительских прав. Государство, будучи заинтересованным в качестве подрастающего поколения, возлагает на родителей права и обязанности по воспитанию, образованию, защите и содержанию своих детей. И предоставляются родительские права не только для удовлетворения материнских и отцовских потребностей, но и в целях обеспечения интересов детей. Именно по средством реализации этих прав и достигается полноценное развитие ребенка. Но осуществление родителями своих прав не должно осуществляться в противоречии интересам детей. Именно обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. Чаще всего в семье дети страдают по вине родителей, в результате безразличного отношения к родительским правам или их использования не по назначению. А в результате - искалеченная судьба, ущербная личность, имеющая асоциальные установки, словом, все то, что подрывает корни физического и психического здоровья будущих граждан. Ведь именно семья оказывает активное воздействие на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирование жизненных планов. Но все чаще и чаще используется термин "неблагополучная семья". Что же понимается под семейным неблагополучием: материальная неустроенность семьи, неполная семья или неблагополучие отношений между родителями и детьми? Мне видится, что именно последние является основным критерием попаданием семьи в данную категорию. Семейное неблагополучие выражается чаще всего в сочетании таких факторов, как деформация семейных связей и отношений; низкий культурный, общеобразовательный и профессиональный уровень родителей; примитивный круг интересов; искаженные нравственные и правовые воззрения. Проблема заключается в том, что число таких неблагополучных семей, где родители не могут, а часто и не хотят заботиться о естественных потребностях своих детей, воспитывать детей в духе моральных и правовых норм, проявляют безразличие, отрицательно влияют на них своим образом жизни и психологией, с каждым годом растет. Следует отметить, что влияние стиля жизни неблагополучной семьи на формирование личности несовершеннолетнего настолько высоко, что представляется необходимым какое-то счастливое стечение обстоятельств, чтобы подросток из такой семьи не имел антиобщественной или аморальной ориентации или не стал на путь правонарушений. Беда заключается в том, что ребенок не получая от родителей, прежде всего, удовлетворения в своих естественных потребностях: в пище, тепле, безопасности, вынужден удовлетворять их сам вставая на путь бродяжничества, попрошайничества, преступности. На улице появились не единицы, а десятки и сотни беспризорных детей, которые "болтаются" на вокзалах, рынках, в поездах. Они отличаются от других детей внешним видом, развязанным поведением, грубой нецензурной речью. Будущее этих детей с уверенностью можно предсказать. Они пополнят армию безработных, т.к. уже лишены возможности получения полноценного образования, в будущем хорошей профессии, встанут на путь наркомании и преступности. В чем же причина этого явления, принимающий массовый характер? Прежде всего, в родителях, на которых лежит обязанность по воспитанию своих детей, обязанность заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии несовершеннолетних, именно родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования. Но многие родители, и их число с каждым годом растет, не чувствуют ответственности за судьбу своих детей. Одни уклоняются от выполнения обязанностей родителей, что проявляется в нежелании заботиться о потребностях своего ребенка, оставление его без надзора; другие отказываются от своих детей, оставляя их в родильных домах; третьи, при осуществлении родительских прав причиняют вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Появление таких родителей в нашем обществе не случайность, а закономерность. В современных социально-экономических условиях с особой остротой проявились негативные тенденции резкого ухудшения материального положения российских семей, бедность, повышение уровня безработицы, жилищные проблемы, алкоголизм, наркомания. Все эти социальные явления являются основой неблагополучия в семейных отношениях. Неужели ребенок, родившийся в неблагополучной семье, обречен? Имеет ли он право на защиту от злоупотребления со стороны родителей, каким образом осуществляется эта защита. Все эти вопросы - цель моего исследования. Задачей же является проследить: как действующее законодательство регламентирует защиту прав и интересов ребенка. Ведь после ратификации Конвенции ООН 1980г. "О правах ребенка" РФ приняла на себя обязательство привести действующее семейное законодательство в соответствии с требованиями этой Конвенции. Какие основания лишение родительских прав или ограничение в родительских правах определены законом. Каким образом осуществляется защита ребенка от противоправного поведения родителей. Проанализировать работу органов, на которые возложены функции по охране интересов несовершеннолетних. На каком этапе, в каком объеме эти органы осуществляют защиту интересов ребенка. И знает ли ребенок об этой защите. Рассмотреть последствия лишения родительских прав, их ограничения. Выявить обстоятельства, при которых возможно восстановление в родительских правах, отмена ограничения родительских прав. Выбор данной темы не был случайным. Меня никогда не оставляло равнодушным положение детей в семьях, где родители являются алкоголиками. Обычно все правонарушения совершаются родителями на фоне злоупотребления алкоголем, а последние время все чаще и наркотическими веществами. Однако родители далеко не всегда являются при этом хроническими алкоголиками или наркоманами. Систематически находясь в состоянии опьянения, они не способны осуществлять свои родительские права надлежащим образом, дети оказываются без надзора. В пьяном виде родители допускают в отношении детей грубое, жестокое, унижающие человеческое достоинство обращение. Особенно тяжелым оказывается положение ребенка, когда таким образом ведут себя оба родителя или одинокая мать, т.к. отсутствует защита со стороны взрослого родного человека, а сам ребенок противостоять этому злу не в силах. Не удивительно, что большинство подростков из таких семей ночное время проводят на улице, уходят из дома, как правило, пополняя асоциально направленные группы. Такие группы обеспечивают возможность простой и быстрой адаптации новичков. Несовершеннолетние из неблагополучных семей, оказавшись в группе с явно антиобщественной ориентацией, легко изменяют свои взгляды и поступки по образу и подобию этой группы. Длительное общение с социально дезорганизованной средой (неблагополучная семья и неформальная группа) предопределяют одностороннюю ориентацию личности. Все это вместе взятое делает психику несовершеннолетнего трудновосприимчивой к педагогическим воздействиям, к социальным ценностям, к проблемам общества. А ведь дети это наше будущее. Именно они будут претворять в жизнь политику государства, создавать материальные блага, защищать Родину. И то, какими эти дети вырастут, зависит будущее нашего государства. А какой вклад внесут в это общество дети, на себе испытавшие жестокость родителей, несправедливость судьбы, предсказать несложно. И, прежде всего, став родителями, будут воспитывать себе подобных. Методология работы. С точки зрения исследовательских подходов работа основывается на материалистической диалектике и системном анализе как методах научного познания. Всеобщая диалектическая взаимосвязь процессов в обществе приводит к тому, что эффективное правовое регулирование семейных отношений возможно только в случае учета всех условий развития и существования семьи в обществе. Ретроспективный анализ семейного и процессуального законодательства позволяет проиллюстрировать вывод о необходимости его изменения в связи с изменениями в общественных отношениях. Теоретическая основа исследования. В процессе теоретических обобщений, выводов и рекомендаций использованы труды ученых в сфере общей теории права: С.С.Алексеева, М.И.Байтина, Д.М.Генкина, В.Н.Кудрявцева, О.Э.Лейста, Н.С.Малеина, Г.К.Матвеева, В.А.Тархова, Р.О Халфиной; гражданского процессуального права: В.Н.Аргунова, А.Т.Боннера, М.А.Викут, Р.Е.Гукасяна, А.А.Добровольского, А.Ф.Клейнмана, А.А.Мельникова, П.Я.Трубникова, М.К.Треушникова, Д.М.Чечота, М.С.Шакарян, В.В.Яркова; семейного права: М.В.Антакольской, Е.М.Ворожейкина, С.А.Ивановой, Н.М.Костровой, А.М.Нечаевой, В.А.Рясенцева, Г.М.Свердлова, А.ИЛергамент, К.К.Червякова. Правовую основу исследования составили в первую очередь Конституция РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, а также иные действующие нормативные правовые акты РФ и субъектов РФ. Цель дипломного исследования - изучить правовое регулирование лишения родительских прав в Российской Федерации. Задачи исследования: 1) рассмотреть общие вопросы исторического развития законодательства; 2) охарактеризовать особенности института лишения родительских прав; 3) проанализировать особенности судебного разбирательства по делам о лишении родительских прав. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: I Нормативно-правовые акты 1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета, 1993, 25 декабря. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) от 30 ноября 1994 г. (с изм. и доп., вкл. от 8 июля 1999 г.) // СЗ РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301; 1996 г. - № 9. - Ст. 773; № 34. - Ст. 4026; 1999 г. - № 28. - Ст. 3471. 3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (с изм. и доп. от 28 декабря 2005 г.). 4. Указ Президента РФ № 712 от 14.05.1996 г. "Основные направления государственной семейной политики". 5. Всеобщая декларация прав человека // Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. М., 1990. 6. Конвенция ООН о правах ребенка // Международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы: Вып.1 -М., 1993. 7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей от 27.05.98 //Бюллетень Верховного Суда РФ.- 1998. 8. Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. № 217 "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием" // СЗ РФ. 2002. № 15. 9. Постановление Правительства РФ от 20 июня 1992 г. № 409 "О некоторых мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". 10. Положение Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 829 "О приемной семье". II Судебная практика 11. Архив областного суда за 1999год. Дело №2-41 / 1999. 12. Архив суда Балтийского района за 1991 год. Дело № 2-2381/ 1991. 13. Архив суда Балтийского района за 1998 год. Дело № 1-275/1998. 14. Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР.-1990. №45. 15. Обзор практики судов за первое полугодие 1997 г. // Российская юстиция. 1998. № 1. 16. Собрание Законодательства РФ.-1996.-№3. III Учебная литература 17. Аналитический материал по выявлению и устройству детей, оставшихся без родительского попечения // Вестник образования. 2001. № 16. 18. Аничков Я.М. Семейное право России: Учебник для ВУЗов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 448 с. 19. Антокольская М.В. Комментарий к Семейному кодексу РФ. М.: Юридическая литература, 2004. - 422 с. 20. Антокольская М.В. Семейное право. - М.,1997. - 338 с. 21. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 1996. - 558 с. 22. Бороданков А., Джандвери А. Лишение родительских прав преступников при рассмотрении уголовных дел //Соц. Законность. - 1969.- №7. 23. Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность(очерк теории). М.: Городец-издат, 2001. - 448 с. 24. Волкова Н. Насилие над детьми требует ужесточения наказания за содеянное //Человек и закон. - 1996. -№2. 25. Временное положение об общественном контроле за обеспечением прав несовершеннолетних в Калужской области, утвержденное постановлением губернатора Калужской области от 17.09.1998 г. // Вестник образования. 2001. № 16. 26. Гончарова О. Как давят червячка // Комсомольская правда в Калининграде от 22.05.99. 27. Диденко А.Г. Гражданско-правовые формы борьбы с нарушениями хозяйственных договоров // Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Алма-Ата, 1971. 28. Иоффе О.С, Шаргородский М.Д. Вопросы теории права. М., 1961. - 632 с. 29. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. М., Юристъ, 2005. - 772 с. 30. Королев Ю.А. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации - М.: "Юридический Дом "Юстицинформ", 2006. - 448 с. 31. Кризис семьи и депопуляция в России: "Круглый стол" // Социальные исследования. 1999. № 11. 32. Лейст О.Э. Санкции в советском праве. М., 1962. - 228 с. 33. Максимович Л.Б. Российское семейное право. М.: Юристъ, 2003. - 448 с. 34. Манукян Ю. Современное семейное право Российской Федерации. - Рн/Д, 2003. - 332 с. 35. Нечаева A.M. Споры о детях. М.: Юрид. лит., 1989. - 554 с. 36. Нечаева А.М. Правонарушения в сфере личных семейных отношений. - М.,1991. - 448 с. 37. О состоянии профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних: Информация Министерства труда и социального развития Российской Федерации // Детская беспризорность и безнадзорность: проблемы, пути решения /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2002. - № 20 (176) . 38. Постатейный научно-практический комментарий Семейного кодекса Российской Федерации (А.М.Эрделевский) - Агентство (ЗАО) "Библиотечка РГ", М., 2005. - 448 с. 39. Пресс-релиз доклада Министерства образования РФ, посвященного 10-й годовщине Конвенции о правах ребенка // Федеральные законы об образовании и правах ребенка с комментариями. - 374 с. 40. Пчелинцева Л.М. Семейное право России. М., 1999. - 452 с. 41. Сапогов В.М. "Правовой статус несовершеннолетнего в Российской Федерации" // Сб. научных трудов Академии права и управления. Вып.1. М., 2005. - 118 с. 42. Свердлык ГЛ., Страунинг Э.Л. Защита и самозащита гражданских прав: Учебное пособие. М.: "Лекс-Книга", 2002. -526 с. 43. Слесарев В.Л. Экономические санкции в советском праве. Красноярск, 1989. - 448 с. 44. Сорокин С. Имущественные права ребенка в семье / "Российская юстиция", 2005 г. № 3. 45. Томашевский Н.П. О структуре правовой нормы и классификации ее элементов // Вопросы общей теории права. М., 1960. Черданцев А.Ф. Специализация и структура норм права //Правоведение. 1970. №1. 46. Червяков К. Установление и прекращение родительских прав и обязанностей. - М., 2006. - 454 с. Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru