Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
"ПОМОЩНИКИ" В ТЕКСТАХ РУССКИХ ЗАГОВОРОВ ID работы - 755985 русский язык (дипломная работа) количество страниц - 153 год сдачи - 2006 СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. ЗАГОВОР. СПЕЦИФИКА ЖАНРА 8 1.1. История исследования жанра заговора 8 1.2. Жреческое сословие Древней Руси как носители наиболее древней формы заговоров 14 1.3 Славяно-русское язычество в заговорах, сказках, былинах, обрядах, быличках 25 1.4. Структура жанра заговора 46 ГЛАВА II. "ПОМОЩНИКИ" В РУССКИХ ЗАГОВОРАХ 48 2.1. Возникновение "воровских" писем 48 2.2. Персонификация в языческих и христианских заговорах 65 2.3. Языческие "помощники" в текстах заговоров 78 2.4. Христианские "помощники" в заговорах 99 ГЛАВА III. ФОРМЫ БЫТОВАНИЯ ЗАГОВОРОВ В СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ 124 3.1. Носители жанра заговора в настоящее время 124 3.2. Современные представления о механизме действия заговоров 132 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 135 ЛИТЕРАТУРА 140 ПРИЛОЖЕНИЯ 145 ВВЕДЕНИЕ: Русские заговоры… При этих словах воображение рисует таинственную и страшноватую картину: избушка на краю села, седая и косматая старушка с крючковатым носом и торчащими клыками варит в котле пахучее снадобье, а за ней, прищурившись, наблюдает черный кот… Возникают и с детства знакомые литературные образы. Тут и пушкинские "Через леса, через моря колдун несет богатыря…", и блоковские "…ведуны с ворожеями чаруют злаки на полях", и "девушка на злого друга под снегом точит лезвие", и "мутный взор колдуна". От романтизма до символизма в русской литературе, искусстве в целом, в массовом лубке колдун и знахарь, ведун и ворожея - таинственное и всесильное, злое и опасное начало, очень редко - доброе. В народной жизни все скорее наоборот: на единицы колдунов, чернокнижников, знатоков черной магии в деревнях приходились десятки знахарок и сотни просто бабушек "со знатьем", несущих людям исцеление, добро, иногда просто надежду на избавленье от беды, болезни, неприятности, оказание "первой медицинской помощи". Ушиб и порез, зубная боль и боль поясничная "от надсады", прилипчивая бородавка или болезненный чирей и многое другое - на каждую из этих "обиходных" болезней, недомоганий, физических изъянов издавна имелись свои избавляющие средства, будь то травы и снадобья, действии и манипуляции и почти обязательно - "слова", то есть заговоры. К заговорам прибегали и в тяжелых случаях, - например, при укусах змеи, бешеной собаки, заболевании лихорадкой. В лечебных заговорах и сопровождающих их действиях причудливо сочетаются рациональные и иррациональные моменты. Богатый опыт жизненных наблюдений и практика соединяются с фантастическими предположениями о целебных (или вредоносных) свойствах того или иного вещества. Бесспорными были и остаются такие средства, как массаж, вправление вывихов, баня, столь ценимое в народе мастерство "править" и "ладить" детей и взрослых. Высокий профессионализм большинства деревенских повитух способствовал формированию того гармоничного физического облика, которым обладали многие поколения русских людей. Бабушка-повитуха зорко замечала и умело выправляла физические дефекты новорожденных, будь то слегка искривленная ножка или чересчур короткий носик. Несомненная сила внушения, психологическое воздействие знахарки на пациента, что имеет прямое отношение к самим "словам", то есть заговорам, вернее, к их произношению. Бесспорно были и есть в народной среде шарлатаны и обманщики, выдававшие себя за знахарей и даже колдунов, умевшие извлечь пользу из общения с невежественными или исстрадавшимися людьми. Другая область применения заговоров - человеческие отношения, личные и общественные, когда надо было отвести беду, или заставить тосковать, "присушить" или "отсушить", девицу или парня, а случалось и семейного человека "остудить", нарушить семью (недобрые люди успевали сделать это на свадьбе). Дела эти были сугубо тайными, не одобрялись, поскольку были в ведении "черной магии". По народному нравственному убеждению, ненадолго выпадало счастье разлучнику или разлучнице. И вопреки этому какие же потаенные страсти бушевали, какие потрясающие слова были найдены, чтобы обратить на себя любовь, отвести опасность, ненависть? А к каким действиям приходилось прибегать - вырезать и растапливать след (у Блока), тайно примешивать в питье пот или кровь, или смесь из сожженной шерсти кошки и собаки. Очень распространены обереги отправлявшихся на войну - от пуль и всякого орудия, от неправильного суда и лихого начальства а чего стоит когда-то найденная у давнего узника бумажка с записью слов - "как оттерпеться от пытки"! Самая "спокойная" обиходная сфера заговоров - хозяйственно-промысловая. У хороших хозяев и умельцев все просчитано вперед: когда, что и как сделать, что при этом сказать и до и после: и при первом весеннем выгоне скота, и при начале сева, и при жатве. Каждому злаку, овощу, растению - свое и хлебу, и льну, и капусте и хмелю. Охотник-промысловик знает слова беличьи, заячьи и многие другие и "чтоб ворон при охоте не мешал". И почти каждая деревенская хозяйка знает, или узнает по надобности, как "поставить" новокупленную коровушку, вернуть "уведенное" молоко (когда корова перестает доиться), и как сделать и сказать, чтоб корова не маялась при дойке. С глубокой древности существует и сохранилась до наших дней вера в "дурной глаз", в порчу, в прикос, уроки, напускаемые недобрыми людьми, тут никто не застрахован от случайного "наноса" по ветру или передачи через невинный по виду предмет. Поэтому так берегут детей, новобрачных; существует для этого много специальных слов для охраны "от девки волосатки" (или самокрутки), от бабы простоволоски, от мужика-еретика, от ветреника и поперешника, однозубого и двоезубого. Эти обереги должны были обеспечить безопасность. А если все же случиться злое дело, надо найти виновного и перебороть его злую силу специальным заговором. Тогда призывались силы, способные "отбить и отстрелить" вредоносные напуски. Материал о заговорах дает разнообразные суждения о некоторых колдовских приемах, практиковавшихся среди русского народа, а также о текстах, отличающихся хорошей сохранностью, значит, происходит сращивание народной и православной культуры, о практике исцеления словом. Таким образом, заговор имеет свое место в фольклоре как текст и как ритуальное действие. О месте заговора в народной жизни, истории его исследования и других немало важных подробностях, мы расскажем в I главе. Цель нашей работы: " Исследовать наиболее распространенные сюжеты и мотивы заговорных текстов и отметить в них роль "помощников", к которым обращаются люди. Цель исследования порождает задачи - выяснить: - насколько сильна роль языческих "помощников" в текстах заговоров? - кто из языческих божеств наиболее авторитетен у народа? - к кому из христианских святых обращается чаще всего народ за помощью? - встречаются ли тексты заговоров, сочетающие в себе языческие и христианские представления о мире? Надеемся, что эта работа будет использована не только в вузовской практике, но и при изучении фольклора в школе (на уроках и факультативах). В данной работе 3 главы, имеется список использованной литературы и приложения. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1) Александров Н.П. Заговоры. - СПб. - КСП. - 1990 - С. 22. 2) Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. - СПб. - 2001 - С. 46-47. 3) Афанасьев А.Н. Народные русские сказки: в3 Т. - Т.1. - М. - 1958 - С. 105-110, 184-194. 4) Афанасьев А.Н. Народные русские сказки: в3 Т. - Т.2. - М. - 1958 - С. 33-40, 152-153, 152-168. 5) Афанасьев А.Н. Народные русские сказки: в3 Т. - Т.3. - М. - 1958 - С. 18-54. 6) Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. - М. - 1865 - Т. 1. - С. 43-44. 7) Барташевич Г.А. Заговоры // Восточнославянский фольклор: Словарь научной и народной терминологии. - Минск. - 1993 - С. 78. 8) Бартенсон А.Б. Русский врач. - М. - Наука - 1990 - С. 251-254. 9) Белякова Г.С. Славянская мифология. - М. - АСТ. - 1995 - С. 150-151. 10) Блок А. Поэзия заговоров и заклинаний //Русские заговоры. - М. - 1993 - С. 268-283. 11) Болсуновский К.В. Памятники славянской мифологии. - Киев. - 1974 - С. 18-25. 12) Буслаев Ф.И. О народной поэзии в древнерусской литературе. - СПб. - 1961. - Т. 2 - С. 31-32. 13) Буслаев Ф.И. О сродстве одного русского заклятия с немецким, относящимся к эпохе языческой. - СПб. - 1961. - Т. 1 - С. 251. 14) Волобуев Е.А. Чудесные знамения заговоров. Прошлое и настоящее. //Курская быль. - №5. - 2004. - С. 20. 15) Гильфердинг А. История балтийских славян. - СПб. - 1974. - С. 115-116. 16) Елеонская Е.Н. Сказка, заговор и колдовство в России. - М. - Индри. - 1994. - С. 72-73. 17) Инюшин В.Н. Элементы теории биологического поля. - Алма-Ата. - 1984. - С. 72-85. 18) Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник. - М. - Флинта. - 2000. - С. 20-22, 114-116. 19) Майков Л.Н. Великорусские заклинания. - Т.2. - СПб. - 1969. - С. 190. 20) Михайловская В.М. Заговоры, приметы и заплачки. - М. - Медицина. - 1991. - С. 53-54. 21) Михлин В.М. Неклассическое врачевание: прошлое и настоящее. - Кишинев. - Штинница. - 1988. - С. 5-26. 22) Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре (сост., подг. текстов А. Астафьевой). - вып. 3. - М. - Художественная литература. - 1994. - С. 47-52. 23) Некрылова А.Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. - М. - Правда. - 2005. - с.с. 248-250, 401. 24) Новгородская I летопись. - М.; Л. - 1950. - С. 270. 25) Новомбергский Н.Я. Колдовство в московской Руси XVII в. // Рыбаков Б. А. - М., 1990.- С. 102. 26) Павлова Л.Н. Семейная медицинская энциклопедия. - М. - Терра. - 2000. - С. 500-502. 27) Песков В.М. Об устойчивых поэтических элементах русского заговора. //Филология. - М. - 1977. - вып. 5. - С. 26-39. 28) Познанский Н.Ф. Заговоры. Опыт исследования происхождения и развития заговорных формул. - Пг. - 1977. - С. 182, 207-208. 29) Померанцева Э.В. Русское народное поэтическое творчество. - М. - 1990. - С. 97-99. 30) Потебня А.А. Малорусская народная песня к списку XVI в. Текст и примечания. - Воронеж. - 1977. - С. 23. 31) Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. - Л. - ИздаТ. Ленинградского университета. - 1986. - С. 166-187. 32) Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - М. - 1981. - с. 541-547. 33) Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. - М. - 1990. - С. 415. 34) Савушкина Н.И. Русские заговоры. - М. - Пресса. - 1993. - С. 5-15. 35) Садовников А.В. Марина-русалка. - М. - 1990. - С. 361. 36) Самойлович А.Н. Живая старина. - М. - 1994. - С. 117-118. 37) Соловьев С.М. История России с древнерусских времен. Изд. 4. - СПб. - 1990. - Т. XIII. - С. 150. 38) Сытин Г.Н. Животворящая сила. - М. - Энергоиздат. - 1990. - С. 3-65. 39) Цимбалова Л. Тайна имени. - Растов-на-Дону. - Владис. - 2001. - С. 75-76. 40) Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. XI- нач. XII в. Вступ. ст. Д.С.Лихачева. - М., 1978. - с. 222-229. 41) Юдинские чтения-2000: фольклор и национальная культура. - Ч. 1. - Курск. - 2000. - С. 70-72. Цена: 3000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru