www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

Лингвистические сведения по фразеологии в школьном курсе русского языка


ID работы - 756698
русский язык (курсовая работа)
количество страниц - 29
год сдачи - 2010



СОДЕРЖАНИЕ:



Введение 3
1. Лингвистические основы изучения фразеологии в школе 8
1. 1. Задачи изучения фразеологии в школе 8
1. 2. Фразеология как раздел науки о языке 10
2. Лингвистические сведения по фразеологии в школьном
курсе русского языка 13
2. 1. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты 15
2. 2. Основные признаки фразеологизмов 17
2. 3. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы 20
2. 4. Использование фразеологизмов в речи 22
2. 5. Фразеологический словарь 24
Заключение 26
Список использованной литературы 28





ВВЕДЕНИЕ:



Проблема изучения фразеологии в школе в настоящее время весьма актуальна. Многие исследователи сетуют на то, что разделу фразеологии в школьном курсе русского языка отводится небольшое количество часов. Поэтому в задачи педагога входит оптимальное поурочное распределение материала, чтобы в короткие сроки дать учащимся комплексное представление о фразеологизмах.
Все понятия лексикологии (в том числе и фразеологизмы) описываются в школьном курсе следующим образом:
1. определение понятия;
2. функция;
3. отражение в словаре.
Е.И. Литневская и В.А. Багрянцева отмечают, что фразеология "представляет собой относительно самостоятельную область лингвистики, и изучение фразеологизмов в лингвистике обычно осуществляется по той же схеме, что и описание лексических единиц - слов:
1. значение;
2. однозначность и многозначность;
3. омонимия, синонимия, антонимия;
4. происхождение;
5. функционирование;
6. отражение в словарях" .
Однако небольшое количество часов, отведенных на эту тему, не позволяет провести достаточно широкий обзор, поэтому, по мнению исследователей, педагог должен ограничиться лишь наиболее существенными моментами:
1. спецификой фразеологизмов по сравнению со словами и со свободными словосочетаниями;
2. стилистической окрашенностью фразеологизмов ("Несмотря на отсутствие понятия стилистической дифференциации лексики, тем не менее, в курсе обращается внимание на ненейтральность фразеологизмов - их разговорный или (реже) высокий характер" );
3. системными отношениями между фразеологизмами или фразеологизмами и словами (синонимия, антонимия).
При изучении фразеологии используются такие общеметодические принципы, как экстралингвистический, системный, функциональный, синхронический с обращением к диахронии.
" Экстралингвистический принцип реализуется в том, что при изучении фразеологии можно опираться на соотнесение фразеологизма и называемой им реалии. Предметы и явления могут быть показаны или изображены на рисунке. При этом они могут быть не снабжены подписями, тогда учащиеся идут в направлении от реалии к слову. Рисунки могут быть подписаны, тогда рассмотрение идет от слова к реалии.
" Системный принцип состоит в рассмотрении взаимосвязи и взаимозависимости языковых единиц, их постоянном сопоставлении и противопоставлении. В курсе фразеологии в сопоставлении и противопоставлении рассматривается синонимия и антонимия фразеологизмов.
" Одним из важных аспектов изучения фразеологизмов является рассмотрение их функционирования, то есть использования в текстах разного стиля. Здесь постоянно осуществляется связь уроков по теории фразеологии и уроков по развитию речи.
" Объектом изучения в школе является современный русский язык. Все основные понятия рассматриваются в синхронном срезе. Однако в курсе лексикологии (и в частности фразеологии) происходит обращение и к процессу исторического развития языка.
По мнению Е.И. Литневской, в курсе изучения фразеологии ученики должны приобрести следующие умения и навыки:
1. определять лексическое значение фразеологизма, отличать его от грамматического значения;
2. давать толкование лексического значения фразеологизма, взятого из контекста (описательно или через подбор синонимов);
3. находить фразеологизмы в тексте;
4. подбирать к фразеологическим оборотам синонимы и антонимы;
5. приводить примеры фразеологизмов;
6. группировать фразеологизмы по заданному основанию;
7. определять функцию употребления фразеологизмов в тексте;
8. пользоваться фразеологическим словарем .
В настоящей работе материалом для исследования послужили различные методические пособия по преподаванию русского языка. В настоящей курсовой работе мы в основном опираемся на учебное пособие Е.А. Литневской и В.А. Багрянцевой "Методика преподавания русского языка в средней школе" 2006 года издания.
Объектом исследования является русская фразеология и ее место в школьном курсе русского языка.
Предметом исследования в данной работе стали лингвистические основы изучения фразеологии в школе, а также лингвистические сведения по фразеологии на уроках русского языка.
Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение фразеологии как раздела лингвистики в школьном курсе русского языка.
Из поставленной нами цели вытекают следующие задачи:
1. изучить литературу по теме исследования;
2. определить задачи изучения фразеологии в школе;
3. выявить основные отличия свободных сочетаний слов от фразеологизмов;
4. описать основные свойства фразеологизмов;
5. выявить стилистическую функцию употребления фразеологи-ческих оборотов в разговорной и книжной речи;
6. рассмотреть существующие фразеологические словари, дать их краткое описание.
Структура настоящей работы соответствует поставленным задачам. Курсовая работа состоит из введения, двух основных глав, заключения и списка использованной литературы.
Первая глава - "Лингвистические основы изучения фразеологии в школе" - состоит из двух параграфов.
В первом параграфе определяются задачи изучения фразеологии в школе.
Во втором параграфе рассматривается фразеология как раздел науки о языке и приводятся различные классификации фразеологизмов.
Вторая основная глава посвящена лингвистическим сведениям по фразеологии в школьном курсе русского языка и состоит из пяти параграфов.
В первом параграфе второй части нами выявляются отличия свободных сочетаний слов от фразеологизмов.
Во втором параграфе описываются основные свойства фразеологических оборотов.
В третьем параграфе нами рассматриваются стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы.
Четвертый параграф посвящен выявлению стилистической функции употребления фразеологических оборотов в разговорной и книжной речи.
В пятом параграфе нами рассматриваются существующие фразеологические словари и дается их краткое описание.





СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:



1. Виноградов, В.В. Избранные труды. Лексикология и лексикография / В.В. Виноградов. - М.: Наука, 1977. - 312 с. 2. Воителева, Т.М. Теория и методика обучения русскому языку / Т. М. Воителева. - М.: Дрофа, 2006. - 319 с. 3. Жуков, В.П. Русская фразеология / В.П. Жуков. - М.: Высш. шк., 1986. - 310 с. 4. Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В.Н. Ярцева. - М.: Сов. энциклопедия, 1990. - 685 с. 5. Литневская, Е.И. Методика преподавания русского языка в средней школе / Е.И. Литневская, В.А. Багрянцева. - М.: Академический проект, 2006. - 590 с. 6. Методика преподавания русского языка / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов и др. - М.: Просвещение, 1990. - 368 с. 7. Методика русского языка / В.А. Кустарева, Л.К. Назарова, Н.С. Рождественский и др. - М.: Просвещение, 1982. - 400 с. 8. Молотков, А.И. Основы фразеологии русского языка / А.И. Молотков. - Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1977. - 283 с. 9. Молотков, А.И. Фразеологический словарь русского языка / А.И. Молотков. - М.: Русский язык, 1978. - 543 с. 10. Программа общеобразовательных учреждений: русский язык, 5-11 классы / С.И. Львова. - М.: Мнемозина, 2006. - 136 с. 11. Розенталь, Д.Э. Современный русский язык / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 448 с. 12. Современный русский литературный язык: Учебник / Под ред. акад. РАО В.Г. Костомарова и проф. В.И. Максимова. - М.: Гардарики, 2003. - 780 с. 13. Современный русский язык / В.А. Белошапкова. Е.А. Брызгунова, Е.А. Земская и др. - М.: Высш. шк., 1989. - 800 с. 14. Современный русский язык. Т. 1 / Н.М. Шанский, В.В. Иванов. - М.: Просвещение, 1987. - 192 с. 15. Шанский, Н.М. Основные свойства и приемы стилистического использования фразеологических оборотов / Н.М. Шанский. // Русский язык в школе. - 1957. - №3. - с. 13-21. 16. Шанский, Н.М. Фразеология современного русского языка: Учеб. Пособие для вузов по спец. "Русский язык и литература" / Н.М. Шанский. - М.: Высш. шк., 1985. - 160 с.
Цена: 1500.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru