Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Учение о мессии в иудаизме и христианстве ID работы - 750798 религия (дипломная работа) количество страниц - 60 год сдачи - 2009 СОДЕРЖАНИЕ: Введение…………………………………………………………………………3 1. Понятие "Мессия" в иудаизме и христианстве……………………..…11 1.1 Мессия в Ветхом Завете……………………………………………...11 1.2 Мессия в Талмуде……………………………………………………..16 1.3. Иисус Христос мессия. ………………………………………………20 2. Учение о мессии в иудаизме……………………………………..………24 2.1 Иудаизм как религия…………………………………………………..24 2.2 Ожидание прихода мессии в иудаизме……………………………….28 2.3 Почему Иудеи не приняли Христа как мессию………………………35 3 Учение о миссии в христианстве…………………………………………….43 3.1 Ожидание прихода мессии в христианстве…………………………..43 3.2 Христианство как религия…………………………………………….45 3.3 Свидетельства нового завета…………………………………………..52 Заключение………………………………………………………………………57 Список используемой литературы…………………………………………….59 ВВЕДЕНИЕ: Дипломная работа посвящена теме "учение о мессии в иудаизме и христианстве". Важность этой темы трудно переоценить. Тема мессианства или "мессии" рассматривается в дипломной работе в свете двух религий иудаизма и христианства. Важность темы исследования. Взаимоотношения этих двух религий с самого начала складывались непросто. Между христианством и иудаизмом действительно существует внешнее сходство, но оно скорее кажущееся, ибо различия чрезвычайно глубоки. Однако, христианство как религия, изначально возникло внутри иудаизма. Обратимся к Ветхому Завету. Эта древнейшая книга, памятник религиозной мысли и одновременно оплот верующих современности, является общей, как для христиан так и для иудеев. Различия заключаются в понимании текстов и трактовании пророчеств. Мессианские пророчества одна из самых интересных тем, вызывающих множество дискуссий в религиозных и научных кругах. Иудеи в отличии от христиан не признают Иисуса мессией. Христианская традиция указывает на колыбель Христа как на источник христианской религии. Но с точки зрения исторической науки все обстоит не так просто. Прежде всего, историческая достоверность основных моментов биографии Христа вызывает сомнения. Хотя весь мир пользуется христианским летоисчислением, согласно которому мы живем сейчас, факты противоречат этому. На основании самих же евангельских повествований приходится сделать вывод, что младенец родился за четыре года до новой эры. Так считает и большинство ученых. Однако если мы обратимся к Талмуду, то окажется, что время жизни Христа приходится на середину II на. до н.э. Это заставляет еще больше усомниться в исторической достоверности образа, запечатленного в евангелиях. Кроме того, сравнительный анализ еврейских и христианских источников того периода выявляет целый ряд существенных расхождений. Правда, у Иосифа Флавия мы находим рассказ о рождении Христа, но современные исследователи признают его позднейшей вставкой, сделанной в восьмом или девятом веке. Само понятие прав человека и свободы религиозного вероисповедания, одного из основных таких прав, проистекает из переосмысленной этики, заложенной в основу иудейско-христианской нравственной концепции. Но оно покоится главным образом на универсалистской части этой концепции. А основание ее составляет уникальная комбинация универсализма и партикуляризма, лежащая в базисе всех мировых религий. Разные деноминации в них по-разному акцентируют эти два компонента. Иудаизм и православие сближает многое, в частности, подчеркнуто бережное отношение к партикуляристской части концепции, своего рода фундаментализм, присущий ортодоксальным составляющим обеих религий. Актуальность темы исследования заключена в том, что иудаизм сосуществует с православием на протяжении всего периода существования последнего, от Византии до тысячелетнего присутствия христианства и еврейства в Российской империи. Две религии связаны интимной связью и взаимопроникновением, окрашенным не только в мрачные тона, которые порой преобладали. Так же, в истории еврейско-православных соприкосновений есть и серьезные попытки понять друг друга, понять иудейские истоки христианства, и православия в частности, ведущего свою традицию служения непосредственно от того скрытого завесой веков периода, когда христианство вызревало среди духовных поисков еврейского народа на грани двух эр. Сошлемся на блестящую российскую религиозно-философскую школу второй половины XIX и первой половины ХХ вв., представленную такими именами, как Соловьев, Бердяев, Шестов. Они, как и многие другие, пытались осмыслить иудейско-православные отношения в контексте русской православной ментальности. Им вторили и еврейские мыслители, начиная с основателя учения любавичского хасидизма Шнеур-Залмана, прозванного "Старым раввином", который, осознавая угрозу разрушения еврейской традиции, идущей от наполеоновской Европы, призвал только что вошедшее в состав империи еврейство к союзу с православной Россией. Поиски путей сближения и взаимопонимания вслед за ним продолжили многие еврейские законоучители, среди них знаменитые московские раввины Соломон Минор и Яков Мазе. Первый из них, как известно, содействовал распространению знаний о еврействе среди просвещенной российской интеллигенции, учил Л.Толстого древнееврейскому языку. Второй в своих статьях и богословских трактатах утверждал особое место еврейства, как самостоятельной национально-религиозной общины в православной России. Состояние исследования проблемы. В советский период равно с христианами угнетенные агрессивной атеистической властью, московские раввины С. Шлифер, И. Левин, Я. Фридман, А. Шаевич стремились не порывать связи с представителями других религий страны и города. Многие позиции иудаизма и христианства находят свое объяснение в современной концепции цивилизаций, как макрокультурных систем, в основании которых лежит письменно зафиксированный комплекс культурных текстов, часто принимающий религиозное обличье. Столкновение цивилизаций между собой или со складывающейся глобальной цивилизацией и проистекающая из этого угроза их целостности вызывают разнообразные стрессовые реакции. Как правило, они апеллируют к партикуляристскому компоненту учения, выраженного в священных текстах, подчеркивают значение фундаменталистской концепции в противовес универсализму. Примером тому может служить религиозный фундаментализм, находящий свое экстремальное выражение на многострадальной святой Земле Израиля, на Северном Кавказе, в Центральной Азии. Но он отнюдь не ограничивается течениями, претендующими на связь с исламом. Как результат этого социального по своей природе явления, во многих странах мира понятия прав человека, как они сформулированы в Декларации прав человека и гражданина ООН приходят в противоречие с по сути породившим это понятие религиозным осмыслением общественной жизни. Явления эти бурно протекают в нашей стране, достаточно вспомнить широкие дебаты по формированию текущего законодательства о религиозных организациях и о свободе совести. Не менее показательны дебаты о соотнесении принципов ислама и демократии, протекающие во многих мусульманских станах, таких как Египет или Алжир. И наконец, обратим свой взор на дискуссию, раздирающую сейчас израильское общество, в котором стремление жить в соответствии с ортодоксально понимаемым Законом Торы приходит в противоречие со светским демократическим характером израильского государства. Россия и Израиль сближаются немало и тем, что обе страны созданы как светские демократические общественные образования. Но каждое из государств покоится на глубокой исторической и национальной традиции, осмысляемой в религиозных терминах. Иудаизм, как впрочем, и некоторые христианские и мусульманские деноминации, - национальная религия. Это проявляется в отождествлении понятий религии и народности и в тождестве для евреев слов "еврей" и "иудаист". Русский язык, да и то только в советский период, был единственным языком, выработавшим терминологическое различение между двумя этими словами. Это отражало, несомненно, глубокую секуляризацию всего российского общества, включая его еврейскую составляющую в первой половине еще текущего века. В иудаизме по определению религия считается национальной религией еврейского народа. Это выражается в отношении еврейской традиции к тому, кто сменил религию предков. Он считается ушедшим не только из иудаизма как религии, но и из еврейства как народа. Впрочем, преобладание этнического компонента над религиозным в самосознании советских евреев привело к появлению религиозной толерантности. Как следствие этого мы отмечаем заметное распространение христианства, в том числе и в его православной форме среди евреев в последние два десятилетия советской власти. Неортодоксальные направления в России представлены современным иудаизмом, представляющим собой своеобразный вариант реформистского направления в иудаизме, сейчас находящийся в поиске своих особых российских форм. Консервативное и реконструктивистское направления неортодоксального иудаизма пока еще не пришли в Россию, хотя появление их безусловно ожидается. Есть в иудаизме и сектантские течения, среди них, почти затухший в нашей стране караизм, субботничество, мозаизм и другие редкие и экзотические религиозные направления, количество приверженцев которых весьма невелико. Следует особо отметить Все эти течения объединяет представление о тождестве религиозности и народности, что и позволяет считать иудаизм в полном смысле слова национальной религией. Отдельное место занимают в этой картине разве принадлежащие по существу христианству, но часто включаемые христианскими авторитетами в число иудейских деноминаций т.н. "мессианские христиане" и движение "Евреи за Иисуса", также имеющие некоторое число последователей в современной России. Для того чтобы понять суть какого-либо религиозного явления очень важно рассмотреть момент его зарождения: изучить исторический контекст, в котором оно проявилось, и проанализировать сущностные характеристики самого явления. Христианство впервые категорически отвергло жертвоприношения. Христианство впервые утвердило взгляд на человека без различия этноса, сословий и пола. Человек стал рассматриваться как образ и подобие самого Творца. Варвар и раб впервые стали восприниматься не как существа низшего порядка, но как люди, обладающие святостью и достоинством. Христианская Церковь утвердила веру в единого и всемогущего Бога, взаимоотношения с которым верующих строятся на индивидуальном договоре, "Завете"; по этому мистическому соглашению верующие неукоснительно следовали заповедям Бога, а Бог даровал им Царствие Небесное. Опираясь на традицию, названную ветхозаветной , христианство преодолевало национальную замкнутость иудаизма и утверждало свой универсальный вселенский характер. Это приводило к конфликтам с иудеями и появлению в среде самих христиан иудействующих лиц . Но эти конфликты и разномыслия только способствовали более четкому и полному выражению первоначальных специфически христианских идей. Цели и задачи исследования. Целью дипломной работы является философско-религиозный анализ представлений и учение о миссии в христианстве и иудаизме. Задачи дипломной работы: 1) опираясь на широкий круг источников определить значение понятия "мессия" в христианстве и иудаизме; 2) выявить особенности развития представлений о миссии в христианстве и иудаизме; 3) проанализировать каким образом исторически произошло отделение христианства от иудаизма; 4) отразить особенности представлений о мессии в современном мире. Источники исследования. Источники, составляющие предмет исследования, разнообразны по характеру и содержанию. Дипломная работа написана на основе изучения основных групп источников: Тексты, составившие основу христианской и иудейских традиций, это библейские и патристические тексты, а также труды христианских богословов. 2)Этнографические источники; 3) Исторические тсточники. Разнохарактерность источников определяет в то же время и особенности подхода в исследовании данной темы. Новизна исследования заключается в междисциплинарном осмыслении происхождения феномена миссии, рассматривающего последний в единстве гносеологических, культурно-исторических, социально-психологических и психофизиологических причин. Определены основные подходы идеалистической философии при объяснении учения о миссии в христианстве и иудаизме. Значимость исследования. Теоретическая значимость работы определяется тем, что изложенные в ней результаты углубляют имеющиеся представления о миссии и образе человека в христианстве, показывая всю ее сложность и неоднородность. Специальное исследование антропологических представлений восполняет определенный пробел в отечественной и зарубежной литературе по философской антропологии и религиоведению. В отличие от иудаизма православие носит вселенский, т.е. межнациональный характер. Константинопольский патриарх, очевидно, не случайно носит титул Вселенского. Но вместе с тем православие разделено на некоторое число автокефальных церквей, каждая из которых по существу носит также национальный характер. В православии, в частности, в Русской Православной Церкви обнаруживается отчетливая тенденция к национализации. Последняя порождает нередко почвенническую консервативную идеологическую базу, на которой легко произрастают ксенофобные и антисемитские проявления. В определенной форме ксенофобия существует и в еврейских кругах. Но важно подчеркнуть, что, ни в той, ни в другой религиях ксенофобия не подтверждается официальными религиозными инстанциями. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Глазерсон М. Огненные буквы: Нумерология, астрология, медитация в еврейской традиции. М. - Иерусалим, 1997 2. Барац А. Лики Торы. М. - Иерусалим, 1995 Байджент М., Р.Лей Р., Г.Линкольн Г. Священная загадка www.kulichki.com/moshkow/HISTORY/EUROP/ 3. Вайн Ш.Т. Новый путь в иудаизме: Быть евреем, веря в разум и чувство собственного достоинства. М., 2003 4. Виппер Р.Ю. Очерки истории Римской империи (окончание). Рим и раннее христианство. Избранное сочинение в 2-х томах. Том 2. Ростов н/Д: изд. "Феникс"., 1995г. - с. 261 5. Вук Г. Еврейский образ жизни. Иерусалим - М., 2003 6.Глазерсон М. Огненные буквы: Нумерология, астрология, медитация в еврейской традиции. М. - Иерусалим, 1997 7. Кац А.С. Евреи. Христианство. Россия. СПб, 2000 8. Левинская И.А. Деяния апостолов. Гл. I-Viii. Историко-филлологический комментарий. 1999., СпБ 9. Макдауэлл Д. Неоспоримые свидетельства. Москва, 1993 г. 10. Минкина З., Померанц Г. "Великие религии мира", М., "Рипол", 1995. 11. Пиотровский Ю. Г. Является ли Иисус Мессией? Проблемы иудео-христианского диалога. СПб. Изд-во Алетейя. 2006 г. 12. Пилкингтон С.М. Иудаизм. М., 2000 13. Ристо Сантала. Пер. с англ. Мессия в Ветхом Завете в свете раввинистических писаний. СПб,1995. 14. Штейнзальц А.: Статьи раввина о иудаизме, М., 2004 15. Штаерман Е. Кризис античной культуры, М., 1998 16. Членов М. Россия и Израиль: Православное христианство и иудаизм Выступление на межрелигиозной академической конференции Декабрь 1998 г., Маале-Ахамиша, Израиль 17. Яблоков И. Н. Религиоведение. М.: Гардарика, 2004. 18. Яковлев Р.Е. Пророчества о мессии. М., 2007г 19. Антология мировой философии. М., 1969. Т. 1, Ч. 1. 20. Библия. - М.: Книга, 1995-1197с. 21. Кицир Шулхан Арух (краткий свод законов еврейского образа жизни). Изд. Шамир Иерасулим, 1994. Вступительная статья Броновер Г. Цена: 5250.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru