www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

Роль ислама в современном политическом процессе в Сирийской Арабской Республике


ID работы - 701202
религия (дипломная работа)
количество страниц - 91
год сдачи - 2012



СОДЕРЖАНИЕ:




ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I. ИСЛАМ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ПОЗИЦИИ В АРАБСКОМ МИРЕ_____________________________________________
1.1. Становление ислама__________________________________________
1.2. Основные направления в исламе: суннизм и шиизм______________
1.3. Радикализация ислама в современных условиях_________________


РАЗДЕЛ II. МЕСТО ИСЛАМА В СИРИЙСКОЙ АРАБСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ__________________________________________________
2.1. Внутренние позиции ислама в Сирийской Арабской Республике и влияние на политический процесс_________________________________
2.2. Стратегия международных отношений Сирийской Арабской Республики в процессе взаимодействия с Арабским миром
2.3. Политические отношения САР и РФ в контексте Арабского мира

ЗАКЛЮЧЕНИЕ





ВВЕДЕНИЕ:



Актуальность темы. Современная система международных отношений имеет, в основном, светский характер. Тем не менее религиозные воззрения того или иного народа играют определенную (а иногда и весьма существенную) роль как во внутриполитической жизни отдельных стран, так и в развитии межгосударственных связей. Многие факты свидетельствуют о том, что в последние десятилетия XX века в различных странах мира имеют место усиление религиозности населения и активизация религиозных движений. Растет число международных религиозных организаций и фондов, а также религиозных движений, орденов, партий и сект, деятельность которых имеет международный характер. Некоторые межнациональные и межгосударственные конфликты носят явно религиозную окраску. В центре каждой цивилизации - религия, определяющая образ жизни её последователей. Все это дает повод сделать вывод, что религиозный фактор становится важной составляющей международной жизни.
Больше всего говорится и пишется об исламе - второй по численности последователей (после христианства) мировой религии. Исламский мир объединяет более 1,3 млрд. мусульман. Последователи исламской религии составляют большинство населения более чем в 40 странах. В целом ряде государств они являются значительным и влиятельным меньшинством. Ислам практически распространен по всему миру. Однако местом его зарождения и ареалом арабо-мусульманской, тюркско-мусульманской и ирано-мусульманской государственности и культуры является мусульманский Восток. Это центр деловой активности и политической жизни исламского мира. Здесь расположены его основные международные организации. То, что сейчас принято называть исламским миром - это одна из главных составляющих нашего мироздания.
Ислам - регулятор всех сфер жизнедеятельности мусульманина. Ислам - исключительно "сильная" религия, далеко не сводящаяся только к вере в бога. Как и другие мировые религии, она представляет собой образ жизни, образ мыслей, более того - основу целой цивилизации. Эта религия, носящая системный характер, определяет все стороны жизни человека в мусульманском обществе от рождения до самой смерти, детерминируя его социальное поведение.
Долгое время и на Западе, и на Востоке имела место недооценка степени влияния ислама на широкие массы в мусульманских странах, потенциальных возможностей этой религии как мобилизующей и интегрирующей социальной силы.
Однако конец XX века ознаменовался рядом перемен в мире ислама. Уже к началу 80-х гг. отношение журналистов, политиков и ученых к исламу коренным образом изменилось. Стало общепринятым утверждение, что мусульманская религия переживает бурное возрождение, что она уже превратилась в самостоятельную политическую силу практически во всех мусульманских государствах и играет все более заметную роль. Исследователи связали этот процесс с таким фактором, как длительная военная конфронтация арабского мира с Израилем, выдвинувшая исламские традиции в противовес сионистской идеологии.
К сожалению, повышенная роль ислама в современном мире нередко является деструктивной, так как происходит интернационализация радикальных исламских течений, всплеск терроризма, что создает угрозу безопасности граждан других государств. Международные радикальные исламистские группировки сегодня распространяют свое влияние по всему миру.
Радикализм в исламе получил наибольшее распространение в течение последних четырёх десятилетий. Расширилась и зона его влияния, изменились масштабы практики радикалистов. Если на начальном этапе действия радикальных элементов в исламе были направлены против иностранного присутствия, то теперь объектом их деятельности стали сами мусульманские общины. Обосновывается это тем, что современное мусульманское общество утратило свой первоначальный истинно исламский характер. На практике это выливается в агрессивные действия против существующих в ареоле исламского мира политических институтов властных структур.
Сирия исторически, духовно и культурно связана с исламским миром. Республика одна из первых (еще в 50-60-е годы) познала процесс политизации ислама, т.к. именно в эти годы имели место глубокие социально-экономические и политические изменения в стране.
В современной Сирийской Арабской Республике ислам является серьезным фактором общественно-политической жизни и включает в себя сотни тысяч последователей, более полутора тысяч религиозных общин, средства массовой информации, издательства, многотысячную прослойку священнослужителей, исламские школы и учебные заведения.
XX век ознаменовался для Сирии многими событиями, среди которых следует выделить получение политической независимости, череду военных переворотов и глубокие социально-экономические преобразования в различных сферах. Несмотря на все политические и социально-экономические потрясения второй половины ХХ столетия, Сирия сумела в полной мере реализовать идею своего величия, превратившись в мощную региональную державу Ближнего Востока. В настоящее время нельзя представить себе урегулирование какой-либо региональной проблемы без доброй воли на то со стороны дамасского лидера. Однако XXI век таит большие опасности для могущества Сирии и ее будущности. Одна из таких опасностей кроется в неоднородности религиозных настроений населения этой страны.
Сирия традиционно считается страной, население которой исповедует достаточно умеренный ислам, которому не свойственны какие-либо радикальные проявления. Однако нарушение веками складывавшегося баланса интересов различных этноконфессиональных общин страны привело к появлению в Сирии мощного национального движения, выступавшего под исламскими лозунгами и боровшегося за восстановление ведущей роли суннитского большинства. Возникновение этого исламского оппозиционного движения, таившего в себе реальную угрозу правящему режиму, основу которого составили этноконфессиональные меньшинства шиитского толка, пришлось на вторую половину 70-х годов. Таким образом, движение отражало скрытый конфликт внутри сирийского общества, сутью которого стали противоречия между подчиненным положением суннитского большинства страны и политическим доминированием в ней этнонациональных меньшинств, представленных алавитами, друзами, исмаилитами (все три группы относятся к шиитской ветви ислама) и частично христианами.
На протяжении нескольких лет в Сирии происходили ожесточенные вооруженные столкновения между полицией и силами безопасности, с одной стороны, и исламистами, с другой. О масштабах этих событий свидетельствует тот факт, что в их эпицентре оказывались такие города страны, как Дамаск, Алеппо, Латакия, Хомс, Хама и др.
К концу 80-х годов в стране насчитывалось до 12 нелегальных оппозиционных политических партий и организаций. Относительно спокойная и стабильная политическая ситуация в Сирии в настоящее время не должна создавать иллюзию полного мира в сирийском обществе. "Мягкий авторитаризм" президента Хафеза Асада, подкрепленный его бесспорным авторитетом внутри страны и за ее пределами, является в настоящее время, пожалуй, единственным фактором, препятствующим возникновению в стране крупномасштабного этноконфессионального конфликта.
По моему мнению, актуальность и необходимость исследования данной темы вызвана тем, что понимание процессов, происходящих в исламской общине республики, невозможно без уяснения того, как и в каком направлении развивается на современном этапе исламский мир, какую роль играет исламский фактор в мировом политическом процессе и политическом курсе Сирийской Арабской Республики.
Степень научной разработанности темы исследования. Связанные с исламом социально-политические процессы в мире и в Сирийской Арабской Республике стали объектом многочисленных исследований. В нашей стране наибольшее количество таких научных работ издано Институтом востоковедения Академии Наук России.
Методологической основой дипломной работы и анализа являются работы отечественных и зарубежных исследователей.
Обращение к различным источникам по политологии показывает, что, анализируя взаимоотношения политики с другими общественными сферами, авторы концентрируют свои усилия, прежде всего, на рассмотрении взаимодействия политики и экономики, политики и права, политики и морали. Соотношению же религии и политики уделяется намного меньше внимания. Об общих проблемах взаимодействия и взаимосвязи религии и политики пишет небольшое число российских исследователей - А.Нуруллаев, К.Долгов и другие. Они отмечают, что религия была и продолжает оставаться одной из важнейших сфер общественной жизни, оказывающей заметное влияние на формирование мировоззренческой ориентации сотен миллионов людей, а через нее - на их политическое сознание и политическое поведение. Подчеркивается, что влияние религии обнаруживается и в процессах принятия государственной властью политических решений.
Вопросы взаимоотношений политики и ислама нашли отражение в публикациях известных российских специалистов А.Игнатенко, Г.Мирского, Л. Сюкияйнена, Р.Абдулатипова и др. В их трудах освещаются не только вероучительные аспекты ислама как религии, но и его социальные, политико-правовые, экономические и культурные основы, ренессанс ислама в постсоветской России, взаимоотношения российских мусульман с православной церковью, государством.
Большой вклад в оценку положения, роли и степени влияния ислама на политический процесс в Сирийской Арабской Республике внес В.А.Ахмедов.
Объектом настоящего исследования является исламский фактор в политической жизни Сирийской Арабской Республики.
Предметом настоящего исследования является специфика влияния ислама на политический процесс в Сирийской Арабской Республике.
Основная цель работы - комплексный анализ значимости и возможностей влияния ислама на политические процессы в Сирийской Арабской Республике и определение формы и содержания взаимодействия республики с арабским миром и Российской Федерацией.
В исследовании ставятся следующие задачи:
1) рассмотреть исламский фактор в контексте истории и современности;
2) рассмотреть содержание и особенности основных направлений исламской религии;
3) проанализировать тенденцию радикализации ислама в современных условиях;
4) оценить степень влияния ислама на политический процесс в Сирийской Арабской Республике;
5)осветить международную стратегию взаимодействия Сирийской Арабской Республики с арабским миром и Российской Федерации.
Дипломная работа опирается на широкий спектр источников. Подавляющее большинство работ по изучаемой теме опубликованы в периодике.
Для решения поставленных задач были использованы различные виды источников, которые можно условно разделить на две группы.
В первую группу входят монографии, сборники научных статей, посвященные исламской религии, влиянию исламского фактора на происходящие в мире и Сирийской Арабской Республике процессы.
Вторая группа источников - Интернет-издания, посвященные проблематике исламского влияния, тенденции развития исламского радикализма, прогнозам развития взаимоотношений в арабском мире.
Теоретической и методологической основой дипломной работы, являются принципы современной теории политической науки. В дипломном проекте использованы такие методы исследования, как: диалектический, системный, структурно-функциональный, институциональный, дескриптивно-описательный и некоторые другие, в т.ч. на стыке теоретических и прикладных дисциплин (философии, психологии, социологии, истории, культурологии и др.) В этом деле главным для себя автор считает достижение оптимальной адаптации используемых методов других наук применительно к данному политологическому исследованию.
Структура работы. Дипломный проект состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы.
Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации.
Первая глава раскрывает общие вопросы, такие, как исторические аспекты исламской религии, анализ преобладающих тенденций в исламе в современных политических условиях.
Вторая глава имеет практический характер и основана на анализе позиций ислама в Сирийской Арабской Республике и оценки степени его влияния на политический курс в стране. Также во второй главе раскрываются содержание международной стратегии взаимодействия Сирийской Арабской Республики с арабским миром и особенности ее политических отношений с Российской Федерацией.
По результатам исследования были показаны различные точки зрения на нынешние процессы радикализации и политизации ислама. По мнению одних учёных, данные процессы протекают в русле межцивилизационного противостояния. С этой точки зрения, радикализм как обращение к первоосновам ислама является ничем иным как закономерное стремление сохранить свою идентичность в условиях всеобщей глобализации. Другие исследователи склонны видеть причиной указанных процессов в социально-экономической сфере. Причём связано это как с внутренними (бедность, безработица и пр.), так и с внешними факторами (неудовлетворённость ролью в международном разделении труда).
Был вскрыт ряд проблем и сделаны выводы о необходимости дальнейшего взаимодействия руководства Сирийской Арабской Республики с арабским миром и Российской Федерацией в вопросах сохранения мира на Ближнем Востоке и урегулирования межнациональных конфликтов.





СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:



1. Абдулатипов Р.Г. Судьбы ислама в России: история и перспективы. - М., 2002г. 2. Ахмедов В. Политический ислам и власть в современной Сирии // Материалы Института Ближнего Востока, 04.10.2007г. 3. Ахмедов В.М. Сирия в ближневосточной политике России // Сборник "Ближний Восток и современность". Выпуск 28. - М., 2006г. 4. Ахмедов В.М. Сирия при Башаре Асаде и перспективы отношений с Россией // Сборник "Ближний Восток и современность". Выпуск 28. - М., 2006г. 5. Базим К.М. Сирия и Палестина под турецким правительством. - М, 2007г. 6. Багдасаров С.И. Исламский радикализм. Что делать? // Независимая газета, 14.09.2004г. 7. Брутенц К.Н. Слово о Хафезе Асаде // Сборник "Ближний Восток и современность". Выпуск 28. - М., 2006г. 8. Вавилов В.В. Социально-экономические преобразования в Сирии. - М., 2002г. 9. Добаев И. П. Политические институты исламского мира: идеология и практика. - Ростов-на-Дону, 2001г. 10. Добаев И.П. Исламский радикализм. - Ростов на Дону, 2003г. 11. Долгов К.М. Религия, власть, политика, дипломатия // Религия и дипломатия: Материалы научной конференции. - М., 2002г. 12. Доктор Рахман. Краткая история ислама. - М., 2006г. 13. Донцов В.Е. Исторические традиции российско-сирийских отношений // Сборник "Ближний Восток и современность". Выпуск 28. - М., 2006г. 14. Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. - М., 2003г. 15. Игнатенко А.А. Ислам и политика. - М., 2004г. 16. Ислам и общественное развитие в начале XXI века / Под ред. В.И. Белокреницкого. - М., 2005г. 17. Камнакш Фахд. Восстановление потенциала сотрудничества - обоюдная задача. //Сборник "Ближний Восток и современность". Выпуск 28. - М., 2006г. 18. Крывелев И.А. История религий. - М., 2000г. 19. Наумкин В.В., Макаров Д.В. Исламский фактор в мировой политике и интересы России // Стратегия России. - № 7. - 2007г. 20. Нуруллаев А.А. О соотношении политики и религии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия "Политология". - 2000. - №2. 21. Поляков К. И. Арабский Восток и Россия: проблема исламского фундаментализма. М., 2001г. 22. Поляков К.И. Проблема стабильности Сирии в ХХI веке // Ближний Восток и современность (сборник статей). - М.,2000 г. 23. Сюкияйнен Л.Р. Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри. - М., 2001г. 24. Фадеева И.Л. Маятник политического ислама // Еврейское слово, № 35 (308), 2006г. 25. Филоник А.О., Исаев В.А. Сирия: политическая эволюция и потенциальные угрозы // Сборник "Ближний Восток и современность". Выпуск 31. - М., 2007г. 26. Цыганок А.Д. Сирийская карта в арабо-израильском конфликте // Политика. Терроризм. - М., 2007г. 27. Шахнович М.М. Религии мира. - СПб, 2006г. 28. Юрчук В.В. Ислам: мораль и принципы ислама. - М., 2004г.
Цена: 8000.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru