Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Происхождение категорий -свободомыслие- и -веротерпимость ID работы - 745535 религия (реферат) количество страниц - 18 год сдачи - 2010 СОДЕРЖАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………………..3 1. Свободомыслие в истории духовной культуры………………............5 2. Веротерпимость как фундамент международной безопасности и стабильного развития общества……………………………………….12 Заключение……………………………………………………………………...16 Список использованных источников……………………………………......19 ВВЕДЕНИЕ: ВВЕДЕНИЕ В ходе истории развивалась своеобразная, весьма богатая проявлениями, оттенками форма духовной культуры - свободомыслие в отношении религии. Это широкое духовное течение, исходным пунктом которого является признание права разума на критическое рассмотрение религии и свободное исследование окружающего мира. Это право могло осуществляться стихийно, несознательно, но могло отстаиваться сознательно и воплощаться в теоретической форме. Возникновение и постепенное развитие свободомыслия являются процессом закономерным. Объективными факторами, воспроизводящими свободомыслие, являются неуклонный рост производства, ведущий к успешному освоению мира человеком, возрастание активности людей в ходе исторического развития, повышение уровня духовной культуры человечества. Свободомыслие - органичный продукт развития естественных и гуманитарных наук, образования, совершенствования искусства и нравственности. Критические настроения в отношении религии усиливались в периоды динамичного развития общества, расцвета политической и культурной жизни, в периоды готовящихся серьезных перемен в обществе. Общей объективной тенденцией духовной культуры было расширение сферы свободомыслия и его влияния на общество, хотя этот процесс не был прямолинейным: история знает периоды не только подъема свободомыслия, но и его спада. В мире, изобилующем религиозными течениями, очень важно находить ресурсы, несущие идею веротерпимости внутри самой религиозной традиции. Светские взгляды эпохи Просвещения не должны являться единственным обоснованием принципов веротерпимости, реализуемых в современном мире. Важным вопросом при определении понятия терпимости является вопрос о границах терпимости. Должно ли общество, исповедующее терпимость, быть терпимым к нетерпимости? Не приведёт ли это к разрушению самого общества или его жизненно важных институтов? Сложно установить границы толерантности не только применительно к разным обществам, но даже иногда в пределах одного общества. Например, современное преследование нацизма в Германии расценивается некоторыми странами как нетерпимость, тогда как в самой Германии сам нацизм считается в высшей мере нетерпимым. Противоречивые вопросы в различных странах могут включать отделение церкви от государства, гомосексуальность, употребление табака, алкогольных напитков или наркотиков, чтение неодобряемых политических трудов, а также девиантное сексуальное поведение и уголовно наказуемые проступки. До Октябрьской революции 1917 г. вышел ряд теоретических работ, посвященных данному вопросу. Прежде всего, это исследования официальных историков церкви, которые отражали и защищали привилегированное положение Русской православной церкви и фактически сводили проблему свободу совести к проблемам веротерпимости. В самостоятельный блок можно выделить исследования дореволюционных специалистов в области церковного права, в работах которых дается анализ государственно-церковных отношений, отечественного законодательства в вероисповедной сфере, анализируются отдельные аспекты государственной религиозной политики. В данном исследовании показана история развития и формы свободомыслия и веротерпимости, а также роль этих категорий в развитии духовной культуры и стабилизации общественных настроений. 1. СВОБОДОМЫСЛИЕ В ИСТОРИИ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ. Термин "свободомыслие" вошёл в употребление в 18 веке с появлением трактата английского деиста А. Коллинза "Рассуждение о свободомыслии". Свободомыслие - это критическое отношение к религии вплоть до непринятия ее и противопоставления ей безрелигиозного образа мыслей, чувств и действий. Начальными формами свободомыслия явились ереси, богоборчество, деизм и пантеизм. Известны и такие проявления свободомыслия, как скептицизм, антиклерикализм, религиозный индифферентизм. Свободомыслие - это также широкое духовное течение, главной чертой которого является признание права разума на критическое рассмотрение религии и свободное исследование окружающего мира . Объективными факторами, появления и развития свободомыслия являются: рост производства, ведущий к успешному освоению мира человеком; возрастание активности людей в ходе исторического развития; повышение уровня духовной культуры человечества. Свободомыслие - это продукт развития естественных и гуманитарных наук, образования, совершенствования искусства и нравственности. Критические настроения в отношении религии усиливались в периоды развития общества, расцвета политической и культурной жизни, в периоды готовящихся серьезных перемен в обществе. Элементы свободомыслия, как говорят этнографы, возникают уже на стадии разложения первобытно-общинного строя. Этнографы встречались с эскимосами, которые не верили в духов, отрицали могущество шаманов. Видимо, такие взгляды были единичными и являлись следствием осознания своей собственной силы и ловкости, а также обнаружения того, что мистические силы не всегда оказывают воздействие на трудовые процессы (например, на удачную охоту). СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 3. Аверинцев С.С. Христианский аристотелизм как внутренняя форма западной традиции и проблемы современной России // Риторика и историки европейской литературной традиции. - М., 1996. С. 325. 4. Арсеньев К.К. Свобода совести и веротерпимость. Сборник статей. СПб., 1905. 5. Артемьева Т.В. История метафизики в России XVIII в. - СПб., 1996. С. 28. 6. Бердников И.С. Наши новые законы и законопроекты о свободе совести. М., 1914. 7. Гажуризина З.А. Идеи свободомыслия в истории культуры. М.,1987 г. 8. Казакова Н.А., Лурье Я.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - начала XVI века. - М., - Л., 1955. С. 380. 9. Ключевский В.О. Курс русской истории: В 9 т. Т.2. - М., 1988. 10. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. - М., 1992. С. 159, 270. 11. Малерб М. Религии человечества.- М.; СПб.: Рудомино, Университетская книга, 1997. - 600 с. 12. Степун Ф.А. Религиозный смысл революции // Современные записки. - Париж, 1929. №40. С. 435. 13. Основы религиоведения / Под ред. И.Н. Яблокова. М., 2000. 14. Философский энциклопедический словарь. - М., 1983. Цена: 1050.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru