Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Значение русской народной песни 2008-42 ID работы - 756783 разное (курсовая работа) количество страниц - 42 год сдачи - 2008 СОДЕРЖАНИЕ: Введение 3 1. Народное музыкальное творчество 9 1. 1 Истоки народного песенного творчества 9 1. 2 Характерные черты русского песенного творчества 11 1. 3 О коллективности творческого процесса создания народных песен и авторских песнях 14 1. 4 Виды народных песен 18 2. Значение русской народной песни 28 2. 1 Русская народная песня в произведениях писателей и композиторов 28 2. 2.Социальная роль народной песни 34 Заключение 38 Список литературы 41 Приложение 43 ВВЕДЕНИЕ: Песня нужна людям, и в этом причина ее тысячелетнего существования. В народной песне отражается жизнь людей: их труд, мысли, настроения, чувства, умения и познания. Народная песня нужна людям как вид искусства, создающий красоту своеобразными выразительными средствами: музыкальными, динамическими, ритмичными и слышимыми. Этими средствами она служит человеку в жизни, помогая в труде и праздниках, в горе и радости. Музыкальные образы народной песни всегда эмоциональны, заразительны, увлекательны. Это все вместе определяет особую поэтику народной песни, ее связь с природой и народным музыкально-поэтическим складом любого национального искусства. Русское песенное творчество занимает большое место в современной культурном процессе страны. Русские народные песни составляют основу репертуара многих профессиональных музыкальных коллективов, занимают ведущее положение в творчестве любительских ансамблей и участников художественной самодеятельности. Являясь замечательным средством образной характеристики, русские песни входят в обширный репертуар оперно-балетных и музыкально-драматических театров. Интерес к народному песенному творчеству со стороны широкого круга специалистов огромен. Для всех становится очевидным, что знание основ песенной культуры воспитывает чувство законной национальной гордости, понимание преемственности прогрессивных традиций в современной культуре, развивает способность мыслить эстетически широко, способствует утверждению принципа народности в искусстве, в музыкальной педагогике. Характерной чертой народного песенного искусства является его глубокая связь с народными традициями. Песенное искусство не представляет собой нечто неизменное. Передаваемое из поколения в поколение, оно постоянно меняется, обогащается новыми элементами, несет в себе новое содержание, отражает конкретный период в жизни людей. Народные песни кристаллизуются в общественном сознании годами, и многие из их, сохраняя лучшие прогрессивные традиции, и по сей день доставляют эстетическое наслаждение нашему современнику. Изучение народного песенного творчества надо начинать с постижения того, что глубоко свойственно народу, в чем он существеннее всего воплощает образ своей жизни, свои чувства, способ мышления, отношение к труду, к природе и т. д. Это, несомненно, поможет многим художественным коллективам создать подлинные образцы песенного искусства. Практика показывает, что народные песни любой страны глубоко национальны. Композиция песни, манера исполнения, темпы и ритмы, движения, жесты, музыка, мимика, костюм - все эти элементы ярко отражают национальные особенности русского характера. Народная песня, которая дошла до нас, волнует и сегодня своей красотой, заставляет гордиться дарованием его безымянных творцов, создавших великое, пронизанное оптимизмом искусство. Красочная и жизнерадостная, грустная и печальная, тесно связанная с народным творчеством в целом, свободная от жестких норм, и канонов, она являет собой замечательное достижение культуры, предмет пристального изучения современных исследователей. Русская народная песня имеет свои характерные черты, связанные с этапами развития национальной культуры, а также с особенностями культуры края, где она формировалась и развивалась. Песни различных районов нашей страны при всей их общности, национально-стилевом единстве отличаются своеобразием композиционных приемов, местными стилевыми особенностями, оттенками художественного решения. Главным "поставщиком" образцов народных песен всегда была деревня. Весь уклад крестьянской жизни с ее неторопливым течением, ритмичностью труда и быта, установившимся круговоротом дней, месяцев, времен года определял относительную устойчивость психологии, художественного вкуса, характер произведений народного песенного творчества. При всей кажущейся простоте народной песни в ней не только имеет место опыт прошлого. Последующие поколения народа вносят смысл, понимание, художественные вкусы и идеалы, созвучные своей эпохе, выражая тем самым общественные и художественные потребности своего времени. Это делает каждое произведение народного песенного творчества образцом, в котором выкристаллизовываются лучшие черты народной жизни. Русская народная песня - голос создавшего ее великого народа - одно из ярких проявлений общественного народного сознания, духовной жизни в их творческой деятельности. Глубина и высокая этическая направленность русского народного песнетворчества, непревзойденная красота и благородство его поэтических и музыкальных образов убедительно говорят о богатстве духовной культуры русского народа, о его большой художественной одаренности. Высокие художественные качества русского народного песнетворчества неотделимы от всей многовековой истории труда и борьбы, от великой исторической роли русского народа. Присущий русской нации психический склад получает отражение в народнопесенном искусстве, проявляясь в неповторимо своеобразных особенностях и выразительных свойствах песенного стиля и в первую очередь - в широком мелодическом развитии на "большом дыхании", в обогащении народнопесенного языка разнообразными приемами распевного развития. Черты эти особенно ярко обнаруживаются в напевах лирических и лирико-эпических протяжных песен. В широкой, "большого дыхания" мелодике этих песен ведущая роль часто принадлежит интонационным оборотам, вовсе не встречаемым в древнеславянском песенном творчестве, в частности энергичным ходам на сексту, септиму, октаву. Интенсивно протекает также развитие русского народного подголосочного многоголосия. Интонационно-мелодический стиль классического народно-песенного искусства развивался вместе с формированием великорусского народа на основе разнообразных местных певчески-стилевых традиций. С усилением культурной общности русских людей в народном песенном творчестве все яснее проявляются общенациональные особенности его поэтического и музыкального стиля. Богатейшая народнопесенная традиция исторически формировалась путем претворения своеобразных певческих особенностей как северных, так и южных великорусских областей. Наиболее характерные национально-своеобразные особенности русского классического народнопесенного стиля в XIX веке, были глубоко претворены в творчестве русских композиторов-классиков. Каждая область нашей страны имеет свои характерные особенности в песнетворчестве. Например в северных местностях сохраняется северный великорусский песенный стиль, по своеобразным особенностям художественной формы и выразительным свойствам несколько отличный от среднерусского. В низовьях Волги и Дона, а отчасти и в северо-восточных районах, в Приуралье и на Урале сформировались ярко своеобразные песенные стили казачьих областей (кубанской, донской, гребенской, астраханской, оренбургской, уральской). В некоторых юго-западных и южных районах, как, например, на Смоленщине, в Брянской и Курской областях, песенное творчество развивалось в условиях близкого соприкосновения с украинской и белорусской песенной культурой, обнаруживая во многих случаях общие с ними стилевые черты . Несмотря на наличие некоторых областных различий, обнаруживаемых, главным образом, в отдельных деталях интонационно-мелодического, подголосочного и ладового склада, русский классический песенный стиль представляется единым, целостным и органическим явлением художественной культуры нашего народа. Справедливо утверждал В. Ф. Одоевский, указывая на ярко выраженную национальную определенность интонационно-мелодического языка русское народной песни, что русскую старинную песню можно угадать "между тысячами мелодий,- она резко обозначается даже для иностранца" . Песни русского народа проникнуты светлым чувством оптимизма, они жизнеутверждающи по своему духу. Беспредельная самоотверженная любовь к родной земле, красота трудового и ратного подвига, высокое нравственное благородство, твердая вера в победу добра над злом, справедливости над неправдой и обманом и вместе с тем глубокая поэтичность, неистощимый юмор, меткое выделение типичных жизненных явлений, здравость и точность их оценок - все это характерно для произведений народного песенного творчества. В разные исторические эпохи социальное значение поэтического и музыкального народного творчества устной традиции было различным. В древнейшие времена фольклор был единственной формой словесного поэтического и музыкального творчества народов. Позднее, с постепенным развитием умственного труда, с появлением письменности и с возникновением художественного профессионализма, разнообразные формы устного поэтического и музыкального народного творчества (в основной массе его произведений) являются преимущественно созданием широких трудовых масс народа. Народная песня - источник многих выдающихся произведений литературы и профессиональной музыки, творчества композиторов. О важной роли самобытной народнопесенной мелодики в формировании каждой национальной композиторской школы говорил М. И. Глинка-основоположник русской классической музыки: "...Создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем...". Для наиболее ярких и значительных произведений народного творчества, выражающих типичные чаяния и думы, характерна вера в лучшее будущее, возможность победы над старым, отжившим и несправедливым укладом общественной жизни. Свидетельство тому - многочисленные сказочные, а также эпические и песенные сюжеты, в которых справедливость неизменно торжествует над злыми силами, над общественным злом. Именно поэтому большинство произведений народного песенного творчества по-настоящему оптимистично. Эту сторону произведений народного искусства особенно подчеркнул А. М. Горький: "...Очень важно отметить, что фольклору совершенно чужд пессимизм, невзирая на тот факт, что творцы фольклора жили тяжело и мучительно, рабский труд их был обессмыслен эксплуататорами, а личная жизнь бесправна и беззащитна. Но при всем этом коллективу как бы свойственно сознание его бессмертия и уверенности в его победе над всеми враждебными силами" . Актуальность работы состоит в том, что сейчас в нашей стране создана богатая материальная и духовная культура, поэтому необходимо широко использовать почти нетронутые сокровища народной песни. Проблемой нашего исследования является народное песенное творчество в нашей стране. Цель нашей курсовой работы: проанализировать методическую и теоретическую литературу, ознакомиться с историей возникновения народного песенного творчества и современным состоянием народной песни в нашей стране, определить ее социальное значение. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Раскрыть роль народной песни в жизни народа, в становлении его характера. 2. Раскрыть социальную сущность явления народной песни. 3. Рассмотреть виды и жанры народной песни. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Асафьев Б. О народной музыке.- Л., 1987. 2. Белинский. В. Г. Полное собрание сочинений, том VI. - М.: Просвещение, 1960. 3. Богатырев П. Русское народное поэтическое творчество. - М.: Музгиз, 1974. 4. Владыкина-Бачинская Н. Музыкальный стиль русских хороводных песен. - М.: Искусство, 1996. 5. Вульфиус П. Русскмя мысль о музыкальном фольклоре. - М.: Советская Россия, 1979. 6. Горький А. М. О литературе. Литературно-критические статьи.- М.: Просвещение, 1953, с. 698. 7. Гошовский В. У истоков народной музыки славян. - М.Искусство, 1990. 8. Дубравин В. Русские календарные песни на Украине.- М.: Музгиз, 1984. 9. Земцовский И. Мелодика календарных песен.- Л., 1985. 10. Земцовский И. Фольклор и композитор. - Л. - М.: Музгиз, 1978. 11. Камаев А. Ф., Камаева Т. Ю. Народное музыкальное творчество.- М.: Академия, 2005 12. Кравцов Н., Лазутин С. Русское устное народное творчество. - М.: Советская Россия, 1983. 13. Одоевский В. Ф. Избранные музыкально-критические статьи. М.-Л., Музгиз, 1961, с. 63. 14. Попова Т. Русское народное музыкальное творчество. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1982. 15. Попова Т. Основы русской народной музыки. - М.: Музгиз, 1987. 16. Руднева А. Русское народное музыкальное творчество. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1994. 17. Русские народные песни /Составитель В.В. Варганова.- М.: Музгиз, 1988. 18. Серов А. Н. Избранные статьи, т. 1. М.-Л., Музгиз, 1985. 19. Селиванов В.В. Год русского земледельца. М.: Знание, 1987. 20. Соболева Г. Г. Современный русский народный хор. - М.: Знание, 1988. 21. Щуров В. М. Песня, традиция, память.- М.: Государственное музыкальное издательство, 1987. 22. Щуров В. М. Южнорусская песенная традиция.- М.: Московская государственная консерватория, 1997. 23. Щуров В. М. Стилевые основы русской народной музыки. - М.: Московская государственная консерватория, 2001. Цена: 1200.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru