Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЕМАТИЧЕСКИХ КАРТ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ID работы - 692822 разное (курсовая работа) количество страниц - 38 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА I. ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТЫ И ОСОБЕННОСТИ ИХ СОДЕРЖАНИЯ 1.1. Основные направления использования тематических карт 1.2. Особенности восприятия знаков и образов элементов допол-нительной характеристики ГЛАВА II. ЭЛЕМЕНТЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ 2.1. Диаграммы 2.2. Графики 2.3. Фотокарты 2.4. Статистические таблицы 2.5. Почвенный монолит, разрез, профиль 2.6. Профиль 2.7. Половозрастная пирамида 2.8. Надписи на географических картах ГЛАВА III. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЕМАТИЧЕСКИХ КАРТ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 3.1. Методическая рекомендация по построению профиля 3.2. Методическая рекомендация по построению график 3.3. Методическая рекомендация по построению половозрастной пирамиды ВВЕДЕНИЕ: Карты допускают единовременный обзор пространства в любых пределах - от небольшого участка местности до поверхности Земли в це-лом. Они создают зрительный обзор формы, величины и взаимного поло-жения объектов, позволяют находить их пространственные размеры: коор-динаты, длины, площади, высоты и объемы. Карты содержат необходи-мые количественные и качественные характеристики этих объектов и, на-конец, показывают существующие между ними связи: пространственные и некоторые другие. Эти свойства объясняют значение и ценность карт для практики. Карты служат надежным путеводителем на суше и в океане, при движении войск и в туристических походах, для полета на воздушном ко-рабле и для пешеходного маршрута. В военном деле они являются основным источником информации о местности и обязательным пособием для управления войсками и организа-ции их взаимодействия. В промышленном, энергетическом и транспортном строительстве карты используются как основа для изысканий, проектирования и переноса в натуру инженерного проекта. Теперь наивыгоднейшие трассы железных дорог, автомагистралей и трубопроводов изыскиваются не в поле, а наме-чаются по топографическим картам в кабинетах проектных организаций. Карты широко применяются в сельском хозяйстве при землеустрой-стве, мелиорации, мероприятиях по повышению плодородия почв, по борьбе с эрозией и вообще для учета и наиболее правильного, эффектив-ного использования всех земельных фондов. Карты составляют незаменимое пособие для школьного и внешколь-ного обучения. Они не только хранилище накопленных географических знаний, но и действенное средство для их распространения, подъема об-щей культуры. Без преувеличения модно сказать, что карты в той или иной степени используются во всех сферах человеческой деятельности. Большое значение карты приобрели как средство научных исследо-ваний, особенно географических. Каждое географическое исследование так или иначе исходит из существующих карт, дает материалы для их ис-полнения и совершенствования. Географические карты, фиксируя положение, состояние и простран-ственные связи конкретных объектов (явлений), позволяют не только эко-номно и выразительно излагать знания о размещении явлений, но также находить закономерности этого размещения. В некоторых отраслях знаний карты используются как основное средство исследования. Сфера использования карт как средства научного исследования бы-стро расширяется по мере общего нарастания темпов научного прогресса. В частности, этому расширению содействуют успехи в становлении ин-форматики и в разработке теории моделирования. Исследование информатикой общих проблем сбора, хранения и пе-редачи знаний позволяет еще полнее оценить достоинства географических карт как особой формы обработки, представления и анализа пространст-венной информации. Как отмечалось эти достоинства заключаются в воз-можности единовременного, целостного восприятия картографических изображений,, в наглядности территориальных различий и удобстве анали-за пространственных сочетаний, взаимосвязей и закономерностей. Энергичное внедрение в современную науку методов моделирования открыло в применении к картографии действительную силу карт как обобщенных и упрощенных пространственных образов реального мира, то есть его моделей, отражающих те стороны, свойства и процессы действи-тельности, которые важны для целей конкретных исследований. Карты по-зволяют получать новые знания, изучать процессы развития и прогнозиро-вать многие явления. Разработка методов использования карт как средства исследования составляет одну из главных задач современной картографии. Значение карты в исследованиях Земли очень велико. "Карта есть начало и конец географического изучения, описания и выделения ланд-шафта", - писал Л.С. Берг. Развивая эту мысль можно наметить три основ-ных пути использования карты познания территории. Первый путь самый простой (элементарный или пассивный). В этом случае картография не обогащается какими-либо новыми идеями или ме-тодическими приемами. Географическая карта служит лишь техническим средством или картографической основой, при помощи которой ученый излагает в графической форме свои знания о теории. Нанеся их на карту - основу, он затем делает заключение о мере правильности своих научных суждений, об изучаемом предмете. Второй путь применения карты можно назвать научно - отраслевым. В этом случае конечным результатом для ученого становится тематическая карта, а для картографа возникают определенные, часто очень интересные предпосылки для научно - методических картографических разработок в соответствующих отраслях тематической картографии. Третий путь применения географической карты в научных исследо-ваниях начал формироваться относительно недавно. Своим возникновени-ем он обязан не только практической картографии, но и тем новым зада-чам, которые встали перед географией в связи с решением проблем конст-руктивно - преобразовательного характера. Использование карты в реше-нии этих задач можно назвать комплексным, потому что при этом созда-ются благоприятные условия для возникновения новых направлений в те-матической картографии и научных понятий в развитии картографии. Уже отмечалось, что одно из таких направлений - ресурсно-оценочное. Карта используется здесь для показа природных явлений не как элементов ландшафта, а как материальных объектов, необходимых для практической деятельности людей. Вышло уже немало карт, характери-зующих и оценивающих различные виды естественных ресурсов. Они по-лучили название природно-экономических. Это, по существу, новый тип карт типологического районирования территории на основе ресурсной оценки изображаемого объекта и практические рекомендации по исполь-зованию того или иного территориального выдела. Подобное огромное значение карт в современной науки и его посте-пенное расширение не может не сказываться на ее значении в школьном образовании, знакомящим молодого человека с этим изобретением чело-веческого гения. Объектом исследования данной работы являются элементы дополни-тельной характеристики тематических карт. Цель работы заключается в ознакомлении с видовыми особенностя-ми элементов дополнительной характеристики всех видов физико - гео-графических и эконом - географических карт. А также следует определить уровень влияния элементов дополнительной характеристики на глубину и разнообразие полученных по картам выводов. Установить возможность соединения картографического изображения и элементов дополнительной характеристики в работе с картами. Это и является научной новизной дан-ной работы. Практическое значение работы заключается в том , что в результате проведенной работы будут выявлены все типы элементов дополнительной характеристики тематических карт и будут предложены варианты их ис-пользо вания в учебном процессе. Задачи работы конкретизируют цель и показывают стадии ее реше-ния: 1) описать основные направления использования тематических карт; 2) описать особенности восприятия знаков и образов элементов до-полнительной характеристики; 3) охарактеризовать основные элементы дополнительной характери-стики ( диаграммы, графики, статистические таблицы, фотокарты, почвенный монолит, разрез, профиль, половозрастная таблица, надписи на картах); 4) описать методические разработки возможного применения мате-риалов работы в школьном учебном процессе. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Салищев К.А. Картография. - М., 1982. 2. Вахрамеева Л.А. Картография. - М. 1981. 3. Звонарев К.А. Картография. - М.- Л. 1951. 4. Рехтзамер Г.Р. Основы картографии. - Л., 1974. 5. Поспелов Е.М. Топонимика и картография. - М.,1971. 6. Салищев К.А. Картоведение. - М., 1976. 7. Итоги науки и техники. Серия "Картография". - Т.2. - М.,1986. 8. Математические методы в географии / Ю.Р. Архипов, Н.И. Блаж-ко, С.В. Григорьев. - Казань: Изд-во КПУ, 1976. 9. Атлас СССР. - М.: ГУГК, 1983. 10. Граур А.М. Математическая картография. - Л.,1956. 11. Рехтзамер Г.Р. Основы картографии. - Л. 1974. 12. Берлянт А.М. Образ пространства: Карта и информация. - М.: Мысль,1986. 13. Трешников А.Ф. Географический энциклопедический словарь. - М., 1989. 14. Советская энциклопедия. - М., 1988. 15. География в школе. - М., 1999. 16. Герасимов Т.П., Грюнберг Г.Ю., Неклюкова Н.П. География. М.: Просвещение, 1994. 17. Давыдова М.И. Самостоятельные работы учащихся по физиче-ской географии СССР. М.: Просвещение, 1982. 18. Крылова О.В. Рабочая тетрадь по географии. 8класс. М.: Просве-щение, 1996. Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru