Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
ЛЕКСИЧЕСКОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ ОБРАЗА ЖЕНЩИНЫ В РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗКАХ ID работы - 707298 разное (дипломная работа) количество страниц - 100 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. Жанрово-стилевое своеобразие воплощение образа женщины в фольклоре 9 §1 Особенности выражения образа женщины в фольклоре разных народов 9 §2 Образ женщины в русском фольклоре 21 §3 Лингвистические средства выражения образов 37 Глава 2. Структурно-типологическая характеристика лексического воплощения образа женщины в русских народных сказках 44 §1 Жанрово-стилевое своеобразие русских народных сказок 44 1.1. Сказки о животных 46 1.2. Волшебные сказки 50 1.3. Бытовые сказки 56 §2 Образ женщины в сказках о животных 59 §3 Образ женщины в волшебных сказках 65 §4 Образ женщины в бытовых сказках 74 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 86 Приложение 93 ВВЕДЕНИЕ: Женщина... Кто она (или даже "что")? "Сосуд дьявола" - в европейской формулировке, "веревка, по которой мужчина спускается в ад" - по восточной пословице, или Прекрасная Дама, отблеск Божественного в бренной оболочке? Змея или голубка? Яд или противоядие злу? "Кто же ты, женщина?" - из века в век терзался вопросом мужчина, вглядываясь в черты своей загадочной спутницы. Простое орудие деторождения? Второй пол? Отражение моей творческой фантазии? Истинный источник вдохновения? Он то высоко возносил ее над собой в экстазе благоговения, трепеща от робости перед своей богиней, то осыпал градом насмешек и унижении, словно рабыню на рынке. Причем, любопытно, как разделились эти две роли: лепту в сооружение головокружительно высокого пьедестала для женщины, как правило, вносили поэты и художники, а главными хулителями женщин и "сквернословами" были в основном философы. В самом деле, глубокая пропасть простирается между тем берегом, на котором возвышается ослепительно прекрасный образ женщины, изваянный из чистоты и добродетели в мировом искусстве, и противоположным берегом мужского восприятия, усеянным нескончаемой грудой скептических оценок, скопившихся в долине философской мысли со времен Платона. Представить историческую панораму взглядов на женщину - одна из задач нашей работы. Философские и естественнонаучные исследования, литература и публицистика, изобразительное искусство и религиозные трактаты извечно обращались к проблеме женщины, ее общественного и семейного положения. Менялись ее образцы и образы в истории человечества, в восприятии человеческом, в психологическом плане. Женщина по имени Ева первой сорвала запретный плод с древа познания. Ее имя навсегда осталось в памяти человечества, а познание привело к обесценению женщины и сделало ее воплощением греховности. История доносит до нас весьма противоречивый образ женщины-Евы и Девы, заключающий в себе светлое и томное, возвышенное и низменное, доброе и плохое, ангельское и дьявольское. В глубине веков не существовало социального равенства между людьми, а тем более между мужчиной и женщиной. Последняя занимала такое же подчиненное положение, как раб, выполняя только свои домашние и материнские обязанности. Хотя историки и археологи свидетельствуют нам о том времени, когда женщина играла выдающуюся роль в общественной жизни. То была эпоха матриархата. Об этом периоде мы узнаем из преданий и мифов, дошедших до наших дней. В разные исторические эпохи существовали и различные мифы о женщинах. Во времена средневековой инквизиции был распространен миф о женщине-ведьме, и множество женщин стали его жертвами. В конце XIX века миф о роковой женщине, безжалостной соблазнительнице, нашел отражение в творчестве ряда крупных писателей (более подробно о мифических образах женщины можно узнать из книги Ц.П. Короленко ). В XX веке в нашей стране эпохи социализма господствовал миф о суперженщине: женщине-матери и работнице, общественной деятельнице одновременно. Целью данной работы является рассмотрение того, при помощи каких лексических средств воплощается образ женщины в русских народных сказках. Данная цель позволила сформулировать следующие задачи данного исследования: 1. Рассмотреть особенности выражения образа женщины в мировом фольклоре. 2. Показать реализацию образа женщины в русском фольклоре. 3. Дать характеристику лексического воплощения образа женщины в русских народных сказках. В смысловом развертывании художественного текста велика роль лексической структуры, под которой понимается "коммуникативно-ориентированная, концептуально обусловленная ассоциативно-семантическая сеть, отражающая связи и отношения элементов лексического уровня текста" . Лексическая структура текста организуется по сетевому принципу с учетом различных связей лексических единиц как по "горизонтали", так и по "вертикали". Ее изучение позволяет конкретизировать семантику и смысл (поверхностный и глубинный) текста. Искусство является не только способом образного познания, но и средством эстетического освоения и описания мира: "Художественные средства, сконцентрированные в эстетически действующей системе, воспринимаясь нами как особого рода сигналы, способны мощно возбуждать наш духовный мир, становясь тем самым стимулами жизненного регулирования различных общественно мобилизующих настроений". Анализ структурированных особым образом сигналов эстетической информации позволяет реконструировать творческий замысел писателя, который определяет его первичную коммуникативную деятельность, и выявить коммуникативный эффект, производимый текстом, при постижении читателем его эстетического смысла в процессе вторичной коммуникативной деятельности. Следует отметить особую роль лексических элементов в художественном тексте. "Они выступают как средство означивания различных явлений воплощенной действительности и как основная форма репрезентации обобщенного синтетического художественного образа реального мира, отражающего определенную концепцию автора" . Лексический уровень участвует в создании предметно-логической основы текста и отражении темы, в формировании эстетически обусловленной концептуальности и эстетически ориентированной прагматичности произведения. Он связан с другими подуровнями текста в экстралингвистическом аспекте, является основной формой репрезентации авторской концепции, позволяющей осмыслить ее в процессе познавательной деятельности адресата. Процесс смыслового восприятия читателя осуществляется посредством установления смысловых связей между словами, которые передаются прежде всего лексическими составляющими текста . Слово как элемент текста обладает коммуникативной ориентацией, которая определяется его системно-языковыми качествами, системно-структурной организацией текста, его концептуальностью. Оно ориентировано на коммуникативную ситуацию не только в контексте, но и вне его. О разных подходах к изучению коммуникативных свойств слова и их сущности см. в книге Болотнова Н.С. "Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня" (1992). Вслед за Болотновой Н.С. мы считаем, что коммуникативная ориентация слов обусловлена ассоциативно, и именно ассоциативное поле слова определяет способность его участвовать в коммуникации в качестве элемента лексической системы текста, т.е. определяет его коммуникативный потенциал, который зависит от лексико-грамматических особенностей слова и некоторых других факторов. Коммуникативная ориентация лексических элементов художественного текста выражается эстетически обусловленной актуализацией их ассоциативных связей, направленных на формирование художественного смысла целого текста или его фрагмента. Полагаем, вслед за Болотновой Н.С., что, участвуя в коммуникации, слово мобилизует все свои лингвистические и экстралингвистические ресурсы, подчиняя их определенной микростратегии автора и макростратегии всего текста. Если слова - ключевые, т.е. непосредственно соотносятся с общим концептом текста, то их коммуникативная ориентация будет прямой. Если же лексические единицы соотносятся с общим концептом текста опосредованно, через ассоциативные поля, их коммуникативная ориентация - косвенная (через текстовую парадигматику и синтагматику). В коммуникативном аспекте выявленные особенности языка создают особую установку на восприятие художественных текстов читателем и определяют специфику коммуникативной стратегии автора. Своеобразие художественного текста заключается в способности выполнять эстетическую функцию, предполагающую "воздействие на адресата как красотой и целесообразностью художественной формы, так и концептуальностью содержания" . Сидоренков В.А. пишет: "На лексическом уровне (основном смысловом уровне) не только передается информация, но и может создаваться художественный образ. Показателем образности выступает несоответствие текстового и словарного значений, та смысловая надбавка, которая выявляется с помощью наложения значения слова в тексте на значение этого же слова в словаре". Особенность художественного образа заключается не только в том, что это образ-переживание, но и в том, что это словесный образ, образ-троп, образ-сюжет, создающийся на основе главным образом периферийных связей или обновления ядерных связей обычных слов-стимулов в ассоциативном аспекте (см. работы М.Н. Кожиной, Н.С. Болотновой, С.М. Карпенко, И.И. Бабенко, и др.). Все это приводит к мысли о том, что "выявить речевые средства создания образа, особенности их функционирования в тексте - значит вплотную подойти к пониманию особенностей художественного видения писателя, его творческого метода, сущности созданных им художественных образов" (Каширина Л.Г., 1986, 96), с помощью которых автор как бы дает установку на соучастие читателя и его интерпретацию в восприятии и интерпретации художественного текста. В качестве материала исследования были взяты русские народные сказки, собранные А.Н. Афанасьевым. В ходе работы было проанализировано 73 сказки из трёхтомного собрания сказок. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Во введении ставятся цели и задачи данного исследования, обосновывается его актуальность. Первая глава называется "Жанрово-стилевое своеобразие воплощение образа женщины в фольклоре". В ней рассматриваются особенности выражения образа женщины в фольклоре народов мира, потом показано выражение образа женщины в русском фольклоре, рассматриваются лингвистические средства выражения образов. Во второй главе, названной "Структурно-типологическая характеристика лексического воплощения образа женщины в русских народных сказках" даётся общая классификация сказок, показано как лексически воплощается образ женщины в сказках о животных, волшебных и бытовых сказках. В заключении подводятся итоги работы, даются краткие выводы, намечаются дальнейшие перспективы работы. В приложении представлен урок по изучению русской народной сказки "Царевна-лягушка". СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Народные русские сказки А.Н. Афанасьева: В 3 т. - М., 1958. 2. Адоньева С. Частушечный агон // Язык - гендер - традиция. Материалы междунар. научной конференции. С.-Петербург, 25-27 апреля 2002. - СПб.: СПбГУ, 2002. - С. 23 - 38. 3. Азадовский М. Источники сказок Пушкина // Литература и фольклор. - Л., 1938. 4. Азадовский М.К. История русской фольклористики. - М., 1958. - 375 с. 5. Аникин В.П. Русская народная сказка. - М.: Худож. лит., 1984. - 176 с. 6. Аникин В.П. Русское устное народное творчество: Учеб. - М.: Высш. шк., 2001. - 726 с. 7. Бахтина В.А. Литературная сказка в научном осмыслении последнего двадцатилетия // Фольклор народов РСФСР. - Уфа, 1979. - С. 70 - 86. 8. Бахтина В.А. Об активности героя русской волшебной сказки // Фольклор народов РСФСР. - Уфа, 1976. - Вып. 3. - С. 21 - 32. 9. Белая лебедушка: Русские волшебные сказки / Обр. И. Карнауховой. - СПб., 1991. 10. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. - М., 1971. - 374 с. 11. Болотнова Н.С. Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1992. - 312 с. 12. Брауде Л.Ю. Скандинавская литературная сказка. - М., 1979. - 251 с. 13. Буслаев Ф.И. Судьба женщины в народных книгах // Библиотека для чтения. - 1864. - № 3. 14. Былины новой и недавней записи из разных местностей России. - М., 1960. - 284 с. 15. Валишеский К. Царство женщин (Репринтное воспроизведение издания 1911 г.). - М., 1989. - 193 с. 16. Вардман С. Женщина в древнем мире. - М.: Наука, 1991. - 278 с. 17. Виролайнен М. Сумбека, царица змеиного царства // Язык - гендер - традиция. Материалы междунар. научной конференции. С.-Петербург, 25-27 апреля 2002. - СПб.: СПбГУ, 2002. - С. 49 - 58. 18. Гачев Г.Д. Русский Эрос // Советская литература. - 1990. - № 5. - С. 80 - 99. 19. Гегель. Эстетика: В 4 т. - М., 1969. - Т. 2. - 479 с. 20. Громов Д.В. Невеста-предательница (фольклорный мотив, прототекст, архетип и стереотип мужского поведения) // Мужской сборник. - М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2004. - Вып. 2. - С. 54 - 69. 21. Давыдова О.А. О семантической структуре прилагательного "золотой" в языке русских народных волшебных сказок // Специфика семантической структуры и внутритекстовых связей фольклорного слова. - Курск, 1984. - С. 120 - 124. 22. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. / Под ред. И.А. Бодуэна де Куртене. - 5-е изд., стер. - М., 1957 - 1959. 23. Дранникова Н.В. Мужской и женский текст в песнях-дразнилках о деревнях // Мужское в традиционном и современном обществе. - М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2003. - С. 31 - 40. 24. Женщина в пословицах и поговорках народов мира / Сост. Э. Гейвандов. - М.: Гелиоцентр, 1995. - 303 с. 25. Зуева Т.В. Художественная специфика волшебной сказки // Жанровая специфика фольклора: Межвуз. сб. научн. тр. - М., 1984. - С. 10 - 24. 26. Ильин И.А. Духовный смысл сказки // Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. - М., 1997. - Т. 6. 27. Историко-этнографические исследования по фольклору: Сб. ст. / Сост. В.Я. Петрухин. - М.: Восточная литература, 1994. - 276 с. 28. Кадикина О. "Старик, отвези Марфутку к жениху..." // Язык - гендер - традиция. Материалы междунар. научной конференции. С.-Петербург, 25-27 апреля 2002. - СПб.: СПбГУ, 2002. - С. 100 - 121. 29. Кись О. Украинская ведьма (Эскиз социального портрета) // Гендерные исследования. - 2000. - № 5. - С. 274 - 285. 30. Коновалова С.А. Гендерный аспект аттрибутивных отношений текста русской народной волшебной сказки // Гендер: язык, культура, коммуникация. Материалы Третьей международной конференции 27-28 ноября 2003. - М.: МГЛУ, 2003. - С. 60 - 68. 31. Коновалова С.А. Манифестации гендерных стереотипов в тексте народной волшебной сказки // Тезисы докладов Х Международной научной конференции молодых ученых "Ломоносов-2003". - М.: МГУ, 2003. - С. 241 - 242. 32. Коновалова С.А. Отражение гендерных стереотипов в тексте народной волшебной сказки // Гендерные исследования и гендерное образование в высшей школе. Материалы межд. научн. конференции. Иваново 25-26 июня 2000. - Иваново, 2000. - Ч. 2. - С. 268 - 270. 33. Костюхин Е.А. Типы и формы животного эпоса. - М., 1987. - 164 с. 34. Косыгина Л. Мужчина и женщина в таблицах и анекдотах // Потолок пола / Под ред. Т.В. Барчуновой. - Новосибирск: НГУ, 1998. - С.149 - 160. 35. Кравцов Н.И. Сказка как фольклорный жанр // Специфика фольклорных жанров. - М., 1973. - С. 65 - 98. 36. Красавский Н.А., Кирносов И.М. Образ женщины в пословично-поговорном фонде немецкого языка // Языковая личность: культурные концепты. - Волгоград - Архангельск: Перемена, 1996. - С. 48 - 54. 37. Красиков М. "Дурна баба" в слобожанских народных сказках // Гендерные исследования. - 1998. - № 1. - С. 271 - 284. 38. Красиков М. Слобожанские народные сказки о злых и ленивых женах (в сопоставлении с другими фольклорными жанрами) // Гендерные исследования. - 1999. - № 2. - С. 220 - 233. 39. Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А.А. Сурков. Т. 8; Флобер - Яшпал. - М., 1975. - 1136 стлб. 40. Кулагина А.В. Параллелизм и символика в частушках // Художественные средства русского народного поэтического творчества: Символ, метафора, параллелизм. (Фольклор как искусство слова. Вып. 5). - М., 1981. - С. 110 - 121. 41. Кулагина А.В. Эпитет в балладах // Эпитет в русском народном творчестве. - М., 1980. - С. 85 - 94. 42. Лебедь О.Л. Имидж семьи в современных русских песнях / Лебедь О.Л., Дудина Ю.В., Куликова Е.Н. // Социологические исследования. - 2002. - № 3. - С. 121 - 123. 43. Лебедь О.Л. Социальный портрет семьи в современном фольклоре // Социс. - 1999. - № 11. - С. 136 - 139. 44. Лупанова И.П. Русская народная сказка в творчестве писателей первой половины XIX века. - Петрозаводск, 1959. - 525 с. 45. Люсин В.Н. Особенность архетипов женского / девичьего успеха в русской сказке // ОНС. - 2000. - № 4. - С. 88 - 102. 46. Мадлевская Е. Женщина-воительница в русских былинах // Язык - гендер - традиция. Материалы междунар. научной конференции. С.-Петербург, 25-27 апреля 2002. - СПб.: СПбГУ, 2002. - С. 63 - 69. 47. Мадлевская Е.Л. Противоборство мужского и женского персонажей в былине "Добрыня и Маринка" // Мужской сборник. - М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2004. - Вып. 2. - С. 122 - 126. 48. Максимов П. Горские сказки. - М., 1937. - 218 с. 49. Мелетинский Е.М. Герой волшебной сказки: Происхождение образа. - М.: Восточная литература, 1958. - 264 с. 50. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. - М., 1995. - 372 с. 51. Мифы народов мира: В 2-х т. Т. 1. - М., 2001. - 627 с. 52. Михайлова Т.А. Хозяйка судьбы: Образ женщины в традиционной ирландской культуре. - М., 2004. - 192 с. 53. Неёлов Е.М. Натурфилософия русской волшебной сказки: Учебное пособие. - Петрозаводск, 1989. - 88 с. 54. Неклюдов С.Ю. Особенности изобразительной системы в долитературном повествовательном искусстве // Ранние формы искусства. - М., 1972. - С. 190 - 218. 55. Померанцева Э.В. Судьба русской сказки. - М., 1965. - 385 с. 56. Попова А.М., Виноградов Г.С. Медведь в воззрениях русского старожилого населения Сибири // Советская этнография. - 1936. - № 3. - С. 78 - 83. 57. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1986. - 366 с. 58. Пропп В.Я. Морфология сказки. - 2-е изд. - М.: Наука, 1969. - 279 с. 59. Пропп В.Я. Сказки А.Н. Афанасьева // Народные русские сказки А.Н. Афанасьева: В 3-х т. - М., 1957. - Т. 1. - С. 3 - 21. 60. Пушкарев Л.Н. Гендерные отношения по русским рукописным пословицам рубежа XVII - XVIII вв. // Женщина в российском обществе. - 1998. - № 1. - С. 21 - 33. 61. Пушкарев Л.Н. Любовь, женщина, семья в нравственно-этической оценке русского крестьянина // Пушкарев Л.Н. Духовный мир русского крестьянина по пословицам XVII-XVIII вв. - М.: Наука, 1994. - С. 122 - 143. 62. Разумова И.А. Ведьма и женские демонические персонажи волшебной сказки // Фольклористика Карелии: Сборник статей / Науч. ред. Н.А. Криничная, Э.С. Киуру. - Петрозаводск: Карелия, 1991. - С. 25 - 46. 63. Рудяков Н.А. Основы стилистического анализа художественного произведения. - Кишинев, 1972. - 283 с. 64. Русские народные песни. - М.: Гос. изд-во художеств. лит-ры, 1957. - 379 с. 65. Русские народные сказки о мачехе и падчерице / Сост., вступ. Статья и прил. Е.И. Лутовиновой. - Новосибирск: Наука, 1993. - 203 с. 66. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. - М.: Наука, 1988. - С.746-752. 67. Суковатая В.А. Гендерные политики в бытовом фольклоре: Женщина и Власть // Женщины: Свобода слова и свобода творчества. Сборник статей. - М., 2001. - С. 23 - 29. 68. Суковатая В.А. Женщины в фольклоре: гендерный анализ сатирических стратегий // Украинско-Израильский Вестник Харьковского Национального ун-та. - 1999. - Вып. 428. - С. 74 - 79. 69. Суковатая В.А. Сатира как репрессия: гендерные политики в бытовом фольклоре // ОНС. - 2000. - № 4. - С. 103 - 108. 70. Суковатая В.А. Сатира, Власть и Женщина в восточнославянской бытовой сказке: политики "обучения гендеру" // Практическая философия. - Киев: Изд. Института Философии Национальной Академии наук Украины, 2003. - № 2. - С. 117 - 122. 71. Тарабукин Н.М. Очерки по истории костюма. - М.: ГИТИС, 1994. - 160 с. 72. Тарасенкова Е.Ф. Жанровое своеобразие русских сатирических сказок // Русский фольклор: Материалы и исследования. - М.; Л., 1957. - Вып. 2. - С. 62 - 84. 73. Тарланов З.К. Язык фольклора как предмет лингвистического изучения // Язык жанров русского фольклора. - Петрозаводск, 1977. - С. 63 - 70. 74. Телия В.Н. Русская фразеология: Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. - М., 1996. 75. Типологические исследования по фольклору: Сб. ст. - М.: Восточная литература, 1975. - 320 с. 76. Топоров В.Н. Хаос первобытный // Мифы народов мира. Т. 2. - М., 2001. - С. 581 - 583. 77. Хабибулина Т. Образ женщины в фольклоре мусульманских народов // Материалы III межвузовской конференции молодых исследователей "Гендерные отношения в российском обществе" / Отв. ред. Т.А. Мелешко, М.В. Рабжаева. Санкт-Петербург, 2001. - СПб.: Алетейя, 2004. - С. 199 - 202. 78. Хроленко А.Т. Жанровая специфика эпитета в фольклоре // Ученые записки Пермского ун-та. - 1971. - Т. 92. - Вып. 4 - 5. - С. 86 - 101. 79. Чернышева Т.А. Потребность в удивительном и природа фантастики // Вопросы литературы. - 1979. - № 5. - С. 217 - 229. 80. Эпитет в русском народном творчестве (Фольклор как искусство слова. Вып. 4). - М., 1980. - 232 с. Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru