Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Классификация и характеристика глав государства в зарубежных странах ID работы - 740902 разное (курсовая работа) количество страниц - 31 год сдачи - 2005 СОДЕРЖАНИЕ: Введение 3 Глава 1. Общие и специфические черты правового положения главы государства в зарубежных странах 6 Глава 2. Классификация и характеристика глав государства в зарубежных странах 18 2.1. Монарх 19 2.2. Президент 22 Заключение 29 Список использованной литературы 30 ВВЕДЕНИЕ: В системе высших органов государства юридически первое место занимает глава государства. Это высшее должностное лицо, выступающее в качестве верховного представителя государства внутри страны и в отношениях с иностранными государствами. Главы государств в развитых странах представлены либо монархом, либо президентом. Хотя главы государств занимают первое место в системе высших органов государства, его фактическая роль не всегда соответствует этому положению. Как правило, глава государства занимает центральное место в системе высших органов государства в тех странах, в которых он одновременно является главой государства и правительства (США, большинство латиноамериканских стран, Республика Нигер и др.). В гораздо меньшей степени его реальное воздействие на формирование государственной политики заметны в парламентарных монархиях (Великобритания, Япония и др.). Однако и в этих странах он может обладать некоторыми полномочиями, дающими возможность активно влиять на политический процесс и принятие государственных решений. Глава государства Как правило, в системе государственных органов предусматривается специальный орган, на который возлагается высшее представительство государства вовне и внутри страны. Этим органом и является глава государства. Глава государства - конституционный орган и одновременно высшее должностное лицо государства, символ единства нации, арбитр и гарант правильного функционирования государственных институтов. Однако, возможно совмещение в компетенции какого-либо государственного органа функций главы государства с иными функциями (например, Швейцария, где функции главы государства выполняет правительство), но это является исключением из правила. Согласно текстам многих конституций, глава государства либо не входит ни в одну ветвь власти (например, ч. 1 ст. 55 Основного закона для ФРГ 1949 года, гласит: "Федеральный президент не может входить в состав ни правительства, ни законодательной корпорации Федерации или земли"), либо входит и в законодательную, и в исполнительную (например, ч. 1 ст. 53 Конституции Индии 1949 года, устанавливает, что "исполнительная власть Союза вверяется Президенту и осуществляется им либо непосредственно, либо через должностных лиц, подчиненных ему согласно настоящей Конституции", а ст. 79 гласит: "Для Союза учреждается Парламент, который состоит из Президента и двух палат, известных соответственно, как Совет Штатов и Народная Палата"), либо только в исполнительную (например, раздел 1 ст. 2 Конституции США 1787 года "Исполнительная власть вверяется Президенту США"). В зависимости от формы правления и государственного режима, а также системы политических отношений в стране, конституционные полномочия главы государства могут быть номинальными или реальными. Они могут по разному сочетаться, но в случае политического кризиса, когда конституционные власти и политические силы окажутся не в состоянии управлять страной, именно глава государства призван найти выход из ситуации. Это своего рода резерв власти. Политическая роль главы государства иногда формулируется в конституциях. Например, ст. 5 Конституции Французской Республики 1958 года в первоначальной редакции гласит: "Президент Республики следит за соблюдением Конституции. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей, а также преемственность государства. Он является гарантом национальной независимости, целостности территории, соблюдения соглашений Сообщества и международных договоров". Испанский король охарактеризован в ч. 1 ст. 56 Испанской конституции 1978 года: "Король является главой государства, символом его единства и постоянства; он - арбитр и гарант правильного функционирования государственных институтов, - осуществляет представительство испанского государства в международных отношениях, и особенно в отношениях с теми народами, с которыми его связывает историческая общность, и осуществляет функции, которые предоставлены ему Конституцией и законами". "Некоторые конституции (например Основной закон для Германии) вообще не определяет роль и функции главы государства. В них определены лишь полномочия главы государства, из которых уже доктринальным путем можно вывести представление о том, что имели в виду разработчики по данному вопросу... Нередко, захватив власть путем военного переворота, правящая группа образует сначала коллегиальный орган, соединяющий в своих руках и функции парламента. Такой орган в политологии принято называть испанским словом хунта, которое можно перевести как совет; ... такие органы часто создавались в прошлом и нынешнем веках в странах Латинской Америки - отсюда и испаноязычное происхождение термина... Вскоре обычно из этой хунты или совета выделяется лидер, который чаще всего именует себя президентом. Из средневековья к нам пришла традиция единоличного главы государства. Первоначально это был монарх. Затем в ряде государств, установивших республиканскую форму правления, главой государства стал президент (председатель). В отдельных странах сложились своеобразные формы данного института. В данное время существуют, например, такие его формы, как: 1) единоличный монарх, унаследовавший свою должность (Великобритания, Япония, Испания, Нидерланды, Марокко); 2) единоличный монарх, назначенный своей семьей - правящей династией (Саудовская Аравия); 3) единоличный монарх федеративного государства, выбранный на установленный период монархами субъектов федерации из своей среды (Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты); 4) единоличный президент, выбранный народом, парламентом или представительной коллегией на установленный срок (США, Германия, Италия, Индия, Китай); 5) коллегиальный орган, выбранный парламентом на установленный срок; при этом отдельные полномочия главы государства, которые невозможно осуществить коллегиально, как, например, прием верительных грамот иностранных дипломатических представителей, передаются председателю коллегиального органа (Республика Куба); 6) глава правительства, осуществляющий также функции главы государства (некоторые земли Германии); 7) представитель британского монарха в государствах, имеющих статус британского доминиона, т.е. признающих главой государства британского монарха (Канада, Австралия, Новая Зеландия, Барбадос); 8) единоличный или коллегиальный глава государства, узурпировавший власть в государстве, обычно без установления срока. Любой глава государства, как высший представитель государства внутри страны имеет определенные полномочия в отношении парламента и правительства, а также судебной власти. В большинстве случаев ему предоставляется право созывать (а порой и закрывать) сессии парламента, созывать парламент на внеочередные сессии (заседания) и отсрочивать его заседания. В законодательном процессе он может наделяться правом (и обязанностью) санкционировать, промульгировать и опубликовывать законы, имея часто право отлагательного вето, реже - абсолютного, а также возможность обращения в орган конституционного контроля в случае сомнения в конституционности представленного ему на подпись закона. Глава государства обычно так или иначе участвует в формировании правительства, часто - в решении вопроса о его отставке. Участвует он и в формировании органов судебной власти. В ряде стран глава государства выступает арбитром в спорах между различными органами власти. В своем качестве высшего представителя государства внутри страны его глава имеет определенные полномочия в сфере так называемого личного статуса, т.е. в отношении с гражданами и иностранцами. Ему часто принадлежат полномочия в вопросах предоставления, восстановления гражданства и дачи разрешения на выход из него, право предоставления убежища иностранцам, право помилования осужденных, производство награждений государственными наградами. Будучи высшим представителем государства вовне, его глава имеет ряд важных полномочий в сфере его международных отношений. Он может без специального уполномочия заключать международные договоры, часто на него возлагаются ратификация и денонсация международных договоров (обычно по предварительному решению парламента). Глава государства принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств и международных организаций, подписывая соответствующие грамоты. Что касается сферы обороны и безопасности, то достаточно часто глава государства является верховным главнокомандующим вооруженными силами и вправе принимать немедленные меры по обеспечению внешней и внутренней безопасности с последующим парламентским контролем. Основную цель настоящей работы автор видит в том, чтобы на основе широкого документального, научного и научно-публицистического материала попытаться дать общий обзор правового статуса главы государства в зарубежных странах. В соответствии с поставленной целью задачами работы будет рассмотрение следующих вопросов: общие и специфические черты правового положения главы государства в зарубежных странах; классификация и характеристика глав государства; СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Австрийская Республика. Конституция и законодательные акты. М., 1985. 2. Конституции буржуазных государств. М., 1982. 3. Конституции стран, развивающихся по капиталистическому пути. Учебное пособие. М., 1975. 4. Конституции стран, развивающихся по некапиталистическому пути. Учебное пособие. М., 1979. 5. Конституция Венгерской Республики. Мадьяр Кезлень. 1989. N 74. 6. Конституция Кыргызской Республики. Вестник Межпарламенсткой Ассамблеи. СПб., 1993. N 3. 7. Конституция Литовской Республики. Эхо Литвы. 1992. 10 ноября. N 220. 8. Конституция Республики Болгария. Право и жизнь. 1993. N 1 и 2. 9. Конституция Республики Казахстан. Алма-Ата. 1993. 10. Конституция Республики Узбекистан. Ташкентская правда. 1992. 15 декабря. 11. Конституция Российской Федерации. М., 1993. 12. Конституция Румынии. Право и жизнь. 1994. N 4. 13. Конституция СССР. М., 1988. 14. Конституция Туркменистана. Туркменская правда. 1992. 19 мая. 15. Конституция Эстонской Республики. Ведомости Эстонской Республики. 6 мая 1992 г. N 26. 16. Мексиканские Соединенные Штаты. Конституция и законодательные акты. М., 1986. 17. Основной Закон Монголии (Конституция). Право и жизнь. 1993. N 3. 18. Современные зарубежные конституции. М., 1992. 19. Соединенные Штаты Америки. Конституция и законодательные акты. М., 1994. 20. Федеративная Республика Германии. Конституция и законодательные акты. М., 1992. 21. Франция. Конституция и законодательные акты. М., 1989. 22. Актуальные проблемы конституционного законодательства. Труды 51. М., 1992. 23. Баталов Э. "Парламент и президент в конституциях зарубежных стран"//Российская Федерация, 1994, №5, стр. 58-61. 24. Буржуазные конституции на современном этапе. М., 1983. 25. Гарнер Д. "Великобритания: центральное и местное управление", Москва, 1984. 26. Георгиян Э. "Статусы президентов (ФРГ и Италия)"//Социалистическая законность, 1991, №12, стр. 55-57. 27. Голлан Дж. "Политическая система Великобритании", Москва , 1955. Стр. 62-63 18 28. Государственное право буржуазных и освободившихся стран. Учебник. М., 1986. 29. Государственное право буржуазных и развивающихся стран. Учебник. М., 1989. 30. Данилов В.И. Турция 80-х: от военного режима до "ограниченной демократии". М., 1991. 31. Ильинский И.П. Основные тенденции конституционного развития стран Восточной Европы // Государство и право. 1992. N 6. С. 125. 32. Иностранное конституционное право / Отв. ред. В.В. Маклаков, М., 1996 33. Конституции зарубежных государств. Издание 2-ое, исправленное и дополненное, Москва, 1999. 34. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Том 1. М., 1993. 35. Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов. Под общей редакцией М.В. Баглая, Ю.Н. Лейбо, Л.М. Энтина. М.: Норма-Инфра-М., 1999. 36. Конституционное право развивающихся стран. Общество. Власть. Личность. М., 1990. 37. Конституционное право развивающихся стран. Основы организации государства. М., 1992. 38. Конституционное право развивающихся стран. Предмет. Наука. Источники. М., 1987. 61. 39. Конституционный строй России. Выпуск 1. М., 1992. 40. Литовченко Л. Г. "Конституционное право зарубежных стран", Караганда, 1996. 41. Мишин А.А. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. - М.: Белые альвы, 1998. 42. Политическая теория и политическая практика в развитых капиталистических странах. М., 1992. 43. Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. М., 1994. 44. Смена цивилизаций и конституция: формирование ее глобального идеала // Государство и право. 1992. N 12. С. 38. 45. Современное конституционное право зарубежных стран. Сборник. М., 1991. 46. Современный конституционализм (по материалам советско-британского симпозиума). М., 1990. 47. Страшун Б. А. "Конституционное право зарубежных стран", Москва, 1996. 48. Страшун Б.А. Конституционные перемены в Восточной Европе 1989-1990. М., 1991. 49. Судебный конституционный контроль: опыты и проблемы (серия статей) // Государоство и право. 1993. N 9. С. 51. 50. Федерация в зарубежных странах. М., 1993. 51. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство. Введение в теорию. М., 1993. 52. Чиркин В. Е. "Конституционное право зарубежных стран", Москва, 1995. 53. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран, Учебник, М., 1997. 54. Чиркин В.Е. Контрольная власть. // Государство и право. 1993. N 4. С. 10. 55. Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве // Государство и право. 1994. N 1. С. 109. 74. 56. Чиркин В.Е. Основы конституционного права: Учебное пособие, М.,1996 Цена: 900.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru