Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Изучение развития городов и предпринимательства на Урале ID работы - 728448 разное (курсовая работа) количество страниц - 29 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Введение 3 1. История городов Южного Урала 11 2. История возникновения заводов Южного Урала 13 3. Первые предприниматели в городах 18 4. Уровень развития современных городов 20 Заключение 28 Список использованной литературы 29 ВВЕДЕНИЕ: Осмысление истории возникновения городов невозможно без знаний о процессах, имевших место в социально-экономической сфере в этот период. С появлением в нашей стране большого числа предпринимателей, развитием частной торговли и рыночных отношений наблюдается неуклонный рост интереса к основателям этого рода деятельности - купеческому сословию, чья профессиональная ориентация была связана с торгово-финансовыми операциями и промышленным развитием страны. Сильное в экономическом отношении и наиболее привилегированное (после дворянство и духовенства) российское купеческое сословие занимает важное место в истории нашей страны. Актуальность работы определяется той исторической ролью и общественной значимостью, которые имело и вновь приобретает предпринимательство в жизни нашего общества. Формирование новых экономических моделей в современной России сопряжено с большими трудностями и напряжением. Избежать многих ошибок и издержек на пути к новому помогает знание отечественного исторического опыта. Исследование уральской группы торгово-промышленного населения России позволит в более полном объеме воссоздать картину истории русского купечества. Тем более, что уральское купечество, обладая рядом региональных особенностей, связанных с историческим развитием края, спецификой социального состава населения (почти полное отсутствие здесь дворянства), во многом определяло тенденции экономической, общественной и культурной жизни края. В работе, важным является сам купец-предприниматель, среда в которой он формировался, его социокультурный облик, сферы деловой активности, что влияло на него, какие внешние и региональные факторы стали основой для формирования уральского предпринимательства. Процесс становления торговых отношений в России и на Урале являлся объектом изучения многих историков и экономистов как в дореволюционный период, так в советский и настоящий период. Первые печатные работы, посвященные вопросам развития русской буржуазии, появились в дореволюционный период. В дореволюционный период главное внимание уделялось промышленности и торговле. В 1917-сер 20-х гг. продолжали публиковаться статьи и монографии буржуазных ученых о проблемах экономического развития страны, в которых немалое место отводилось характеристике уральской промышленности накануне и в период революции 1917 г. Толчком к публикации подобных работ послужили хозяйственные реформы, проводившиеся большевиками после прихода их к власти, были опубликованы исследования: Ф.П. Доброхотова , В.Е Грум-Гржимайло. , В.С. Немчинова. В книге Доброхотова характеризуется состояние торговли, добывающей и перерабатывающей промышленности. Подробна, дана характеристика Уральского региона, по губерниям, в связи с ростом торговли в данный период, в книге представлены многочисленные рекламные листовки. Труд дореволюционных исследователей дает общую картину экономического развития Уральского региона. Общая оценка этапов в историографии, позволяет нам сделать вывод о том, что в дореволюционный период, история купечества не становилась объектом специального изучения. Главное внимание уделялось промышленности и торговле. В советский период проблемы истории купечества отошли на задний план, уступив место истории рабочего класса и крестьянства, что обусловило отсутствие специальных работ по истории российского купечества. Изучалось экономическая история России. Работы 1920-50-х гг., рассматривавшие отдельные аспекты истории буржуазии, носили чаще всего описательный характер и основывались на узкой источниковой базе. Благодаря этому в 1970-90-е гг. появляется целый ряд работ посвященных, комплексной социально-экономической характеристике Урала, функционированию торгового, монополистического и иностранного капитала в экономике Урала, изучались отрасли промышленности, формирование индустриального комплекса на Урале, открылись новые направления, как духовая культура и религиозная принадлежность купечества Урала, предпринимательская благотворительность, ярмарочная торговля, города Урала как центры торговли. Большое внимание уделялось вопросам экономического развития Урала. Авторы указывают на вовлечение в рыночные отношения все новых категорий населения и изменения в связи с этим общей экономической характеристике края. Это прослеживается в работах Комара И.В. , Гаврилова Д.В. , Кацуговича И.С. В этих работах подробно даны экономико-географические характеристики. Данные работы позволяют понять условия, в которых развивалось предпринимательство, какие благоприятствовали этому факторы. С новых позиций анализируется характер внешнеэкономических связей между странами в ходе притока иностранных инвестиций, рассматриваются особенности их функционирования в различных сферах социально-экономической структуры России. В работе Тимошенко В.П. на региональном материале исследованы механизмы взаимодействия экономике Урала с зарубежными странами. Также выявлены альтернативы внешнеэкономических связей, на опыте прошлого показано, что можно использовать в современной практике хозяйственной деятельности. В работе Бакунина А.В. и Бедель А.Э. исследован процесс формирования индустриального комплекса на Урале. Они рассматривают проблемы хозяйственного механизма, их взаимосвязь с социально-экономическим потенциалом Урала. Обращает на себя внимание такая черта современной литературы, как попытка авторов несколько идеализировать деятельность русских предпринимателей, сделать упор на такие ее стороны, как меценатство, благотворительность, попечительство и т. п. Особенно это относится к работам публицистов, направленных на популяризацию деятельности отдельных предпринимательских фамилий. В связи с этим много работ посвящено предпринимательской благотворительности , которая играла существенную роль в жизни российского общества. Еще одной темой, которую подняли современные исследователи это социокультурный облик предпринимателей. Работа Битюкова обращает внимание на такие темы как: моральный облик предпринимательства, традиционализм в выборе сферы приложения капиталов, взаимоотношения в купеческой среде, благотворительности . Важный вопрос духовной культуры купечества были затронуты в диссертации Копцевой Т.В., в которой были рассмотрены наиболее важные стороны духовного развития предпринимателей, такие как: политико-правовые взгляды, просвещение, верование и социально-бытовые традиции. Особое место среди работ по истории купечества на Урале занимает история ярмарки Большой вклад в исследование проблематики купечества внесен региональной научно-практической конференцией "Грибушинские чтения", итогом которых стало издание "Ярмарки на Урале. История и современность" Ярмарочная торговля сыграла важную роль в процессе первоначального накопления купеческих капиталов и развитии торгового обмена. Важным двигателем торговли в пореформенный период для предпринимательства являлась реклама. Вполне естественным местом возникновения первого рекламного издания на Урале была Ирбитская ярмарка. Большой вклад в понимании темы был внесен Макашиной Л.П. , Байдой Е.В. Особое внимание исследователи предпринимательства на Урале уделяют периоду с конца XVIП до начала ХХ вв., когда в России происходило перерастание единого товарного рынков в единый капиталистический и слияние региональных рынков в общегосударственный. Значительная роль в данном процессе отводится городам , которые развивались как центры товарного обмена и торгового предпринимательства. Автор данной работы ставит целью - осветить развитие городов Урала как центров товарообмена, проанализировать основные направления реализации ими торговых функций во второй половине XIX века. Первой работой, специально посвященной не классу буржуазии, а собственно купеческому сословию периода капитализма стала статья Боханова А.Н. . Главное внимание в этой работе уделялось общим тенденциям развития российского купечества и особенностям функционирования купеческих корпоративных организаций. В современной историографии на второе место среди проблем социальной структуры населения Урала в предреволюционные годы вышла история уральского купечества. Объясняется это не только отставанием в разработке этой проблемы в советской историографии, но и получением историками своеобразного социального заказа, в связи с переходом российской экономики на рыночные рельсы, развитием предпринимательства. Работы, посвященные истории буржуазии, вышедшие в последнее время можно объединить в несколько групп. Первая посвящена жизнеописанию видных предпринимателей, изучению нравов, этики ведения дел, кодекса чести и так далее (Аксенов А.И., Антуфьев А.А.). По существу это биографические работы. Ценность этих исследований в том, что происходит накопление и осмысление данных, на основании которых становится возможным обобщение и анализ и итогов предпринимательской деятельности. Проблему, которая объединяет вторую группу работ можно обозначить как предпринимательские организации и организационные формы бизнеса. Здесь выделяются такие аспекты, как формы предпринимательской деятельности, структура предпринимательских организаций (Барышников М.Н , Ананьич Б.В ., Березина М.П .). Появились крупные работы Аверха Г. , Аксенова А.И , Ананьича Б.В. в которых, на основе большого фактического материала, практически впервые в отечественной историографии был представлен широкий спектр различных слоев российской буржуазии, начиная с монополистической (с ее крупнейших представителей) и заканчивая уездным купечеством. Ценность указанных работ состоит не только в том, что их авторы пытаются формировать новые подходы к изучению истории российской буржуазии, ибо ее предстоит изучать практически заново, но и в том, что уже сложилась определенная проблематика исследования, которую можно использовать уральским историкам. Можно выделить следующие направления в изучении истории российского купечества: источники формирования; численность, состав и социальный облик, менталитет; формы организации предпринимательской деятельности. Таким образом, анализ литературы показывает, что исследователями по истории купечества рубежа XIX-XX в. накоплен определенный фактический материал, сделаны интересные наблюдения о численности, отдельных сторонах социального положения, предпринимательской деятельности купечества региона, но все-таки тема остается малоизученной. В литературе получили освещение лишь отдельные ее фрагменты, но и они, как правило, излагались в контексте решения более общих проблем. Практически вне поля зрения исследований остались проблемы численности, внутренней и поколенной структуры. Явно недостаточной можно признать и изученность источниковой базы по истории купечества и купеческой семьи. Ряд работ, посвященных отдельным видам источников и источниковедческие сюжеты, присутствующие в ряде конкретно- исторических трудов, не дают основания говорить о сколько-нибудь серьезной источниковедческой разработке истории купечества. Цель данной работы является изучение развития городов и предпринимательства на Урале. В рамках поставленной цели определены следующие задачи: 1. установить специфическое развитие Урала. 2. рассмотрение терминологического аппарата: купец и/или предприниматель? 3. рассмотреть факторы, влияющие на формирование предпринимательства, 4. выделить основные черты формирования предпринимательства в России и на Урале; 5. рассмотрение различных сфер деловой активности предпринимательства на Урале, проанализировать динамику их развития; Объектом исследования выступает предпринимательство на Урале в период XIX-XX века, как явления, отражающее всю совокупность отношений (экономических, социальных, организационных). Связанных с организацией предпринимателями своего дела, с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг) и получением желаемого результата в виде прибыли. Под предпринимательством в работе понимается хозяйствующий субъект, который в целях извлечения прибыли самостоятельно или через посредством других лиц в условиях риска, используя нововведения, ведет хозяйственную деятельность Предметом изучения являются возникновение городов Усть-Катав, Юрюзань, Катав-Ивановск, и особые и общие тенденции развития предпринимательства на Урале во всем многообразии видов и форм проявления, их зависимость от природных, экономических, политических и правовых и других факторов внешней среды. Территориальные рамки исследования охватывают территорию Южного Урала. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Алферова Е.Ю. Города Урала второй половины XIX в. как центры торговли//Промышленность Урала в период капитализма: Социально-экономические и экологические проблемы. Сб. научных трудов. Екатеринбург: УрОАН, 1992. 2.Аношкин М. П., Про город Кыштым, Челябинск, 1968. 1. Бакунин А.В., Бедель А.Э. Уральский промышленный комплекс.- Екатеринбург, 1994 4. Битюков А.Г. Социокультурный облик предпринимателей южного Зауралья (XIX- нач. XX века). - Екатеринбург, 1998. 5. Доброхотов Ф.П. Урал - северный, средний, южный. Петроград, 1987. 6. Казаринова В. И., Павличенков В. И., Магнитогорск, М., 1961; 7. Комар И.В. Экономико-географическая характеристика. М.,1953. 8.Кыштым. Сб., Челябинск, 1957. 9.Матюшин Г. Н., Яшмовый пояс Урала, М., 1977; 10.Магнитка. Краткий исторический очерк, Челябинск, 1971; 11.Морозов В. В., Миасс- город в золотой долине, 3 изд., Челябинск, 1984. 12. Народные художественные промыслы, под ред. О. С. и Поповой, М.,1984. 13. Немчинов В.С. Народное хозяйство Урала. Его состояние и развитие. Екатеринбург, 1993 14. Никифорова Т. А., Магнитогорск вчера, сегодня, завтра. [Справочник-путеводитель], Челябинск,1978. 15. Симонов А. В., Куса, Челябинск, 1977. 16. Сутырин Б.А. Из истории благотворительности на Урале в конце XIX- начале XX века//Каменный пояс на пороге 3 тысячелетия. Материалы региональной практической конференции. - Екатеринбург: Банк культурной информации, 1997. 13. Тимошенко В.П. Урал в мирохозяйственных связях 1917-1941.- Свердловск, 1991. 14. Шувалов Е. Л., Урал индустриальный, М., 1974; Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru