Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Эмпирическое изучение конфликтного взаимодействия в группе подростков ID работы - 758784 психология (курсовая работа) количество страниц - 49 год сдачи - 2009 СОДЕРЖАНИЕ: Введение……………………………………………………………………...3 Глава 1. Специфика конфликтного взаимодействия в подростковых группах………………………………………….……………………………6 1.1.Общая характеристика конфликтов………………………………...6 1.2. Психологические особенности подростков…………………….15 1.3. Специфика конфликтов в подростковых группах……………..24 Глава 2. Эмпирическое изучение конфликтного взаимодействия в группе подростков…………………………………………………………………31 2.1. Организация и подготовка исследования………………………31 2.2. Анализ результатов исследования………………………….….32 Заключение………………………………………………………………..37 Список литературы……………………………………………………….39 Приложение 1……………………………………………………………..42 Приложение 2……………………………………………………………..46 Приложение 3……………………………………………………………..48 ВВЕДЕНИЕ: Тема конфликта неисчерпаема. Это одна из проблем, которую можно назвать извечной. Пока существуют люди, пока развивается общество, существуют и споры, приводящие к конфликтным ситуациям. Споры с самим собой, познание себя, самоутверждение и самореализация приводит к конфликтам внутри себя. Этот конфликт в большей мере свойственен подростку, переживающему очередной возрастной кризис, один из самых сложных и острых кризисов. Кроме внутриличностного конфликта, подросток сталкивается с различными ситуациями и проблемами, которые приводят его к конфликту. Актуальность исследования: в подростковом возрасте происходят очень серьезные физиологические и психологические изменения в очень короткие сроки. Это в свою очередь имеет очень плодотворную почву для появления и развития конфликтного поведения, которое в дальнейшем может перерасти в более серьезные формы его выражения, например преступная деятельность. Следовательно, необходимо изучать конфликтное поведение и учить подростков разрешать конфликтные ситуации. Интерес к проблеме психолого-педагогических конфликтов формировался в отечественной науке давно, но наибольшее развитие он получил в настоящее время. Научной разработкой проблемы конфликтов занимались отечественные психологи и педагоги: Л. С. Выготский, А. С. Залужский, Б. Т. Лихачев, Л. А. Петровская, О. Н. Лукашенок, Н. Е. Щуркова, Н. И. Шевандрин, В. М. Афонькова, Е. А. Тимоховец, Г. М. Болтунова, Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская, Т. В. Драгунова, Е. В. Первышева, Л. С. Славина, В. И. Журавлев, О. Н. Громова, Г. М. Андреева, А. Я. Анцупов., А. И. Шипилов и др. В настоящее время основное внимание в психологии и педагогике уделяется изучению следующих направлений: конфликты в коллективе школьников (В. М. Афонькова, Е. А. Тимоховец); сущность конфликтов, их причины в подростковых коллективах (Б. С. Алишев, Т. А. Чистякова); исследованию подготовки будущих учителей к разрешению конфликтов (Г. М. Болтунова); конфликты между учениками и учителем (О. Н. Лукашенок, Н. Е. Щуркова). В последние годы идея об определяющей роли конфликтов в развитии личности ребенка и формировании межличностных отношений стала в психологии и педагогике общепризнанной. Только сильная личность, способная конструктивно разрешать конфликты, а не избегать их, готова жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способна смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно и нетрадиционно мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом. Для развития потенциальных возможностей личности, ее внутренних ресурсов, интенсификации творческого начала подростков и их полноценной самореализации в учебно-воспитательном процессе необходимо изучение всех функциональных компонентов конфликта и средств, способствующих его конструктивному разрешению. Процесс преобразования и усовершенствования современной психолого-педагогической системы предполагает поиск новых идей, технологий, механизмов, форм и методов подготовки учащихся к конструктивному урегулированию и разрешению конфликтов. Важным моментом подготовки учащихся к конструктивному урегулированию и разрешению конфликтов является создание и внедрение специальных моделей, программ, обеспечивающих реальную возможность стимулирования активности учащихся в овладении методами и средствами осуществления данного процесса. Механизмы урегулирования конфликтов, используемые сегодня в школе педагогами и психологами, в значительной степени основываются на интуиции. Как следствие, многие выпускники школ не готовы к конструктивному урегулированию и разрешению конфликтов. Цель исследования: изучить специфику конфликтного взаимодействия в подростковых группах. Гипотеза исследования состоит в предположении, что для большинства подростков типичной стратегией поведения в конфликте является соперничество. Задачи исследования: 1. Осуществить теоретический анализ литературы по теме курсовой работы; 2. Осуществить эмпирическое исследование по диагностике конфликтности у подростков; 3. Осуществить анализ полученных результатов и разработка рекомендаций по регуляции межличностных конфликтов в коллективе подростков. Предмет исследования: межличностные конфликты. Объект исследования: дети подросткового возраста. Теоретико-методологическими основами исследования служат концептуальные положения современной науки о личности, факторах ее формирования и развития; личностно-деятельностного, индивидуально-творческого, подходов к проблеме конструктивного урегулирования конфликтов в малой подростковой группе. Методы исследования. Решение поставленных задач было обеспечено комплексом взаимодополняющих методов исследования, среди которых: методы теоретического анализа психологической и педагогической литературы; диагностические (анкетирование, тестирование), анализ результатов (обобщение независимых характеристик). Эмпирическое исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы № 20 г. Йошкар-Олы. В него были вовлечены учащихся 9-х классов (20 мальчиков). СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Аткинсон Р.Л., Аткинсон Р.С., Смит Э.Е. Введение в психологию /Пер. с англ. под ред. В.П. Зинченко.-М.: Тривола, 1999.- 480с. 2. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессивность. Изучение влияния воспитания в семейных отношениях.- М.: Прогресс, 1999.- 218с. 3. Баранова Н. Психокорекция агресивности и конфликтности у подростков // Вопросы психологии.-2005.-№36.-С.17-24. 4. Бенеш Л. Психологическая природа мужского насилия //Вестник психоциальной и коррекционной работы.-1995.-№3. 5. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль.- СПб: Прайм-Еврознак, 2002.-236с. 6. Берн Ш. Гендерная психология.- СПб: Питер, 2001.-260с. 7. Барон Р., Ричардсон Д. Агрессия.- СПб: Питер, 1998.-469с. 8. В мире подростка /Под ред. А.А. Бодалева.-М.: Медицина, 1982.-293с. 9. Ганова Л.А. Феномен агрессивности и особенности личности //Вопросы общей и дифференциальной психологи: Сб-к научных трудов.Вып.2.-М, 1998.-С.105-108. 10. Дреева Ж.Ю. Роль компьютерных игр в формировании агрессивной личности //Психология ХХI века: Тезисы Международной межвузовской студенческой научно-практической конференции.-СПб, 2000.-С.16-17. 11. Емельянова Л.К. Влияние семьи на воспитание молодежи в развитом социалистическом обществе.- М.; Просвещение, 1973.-С.57-63. 12. Ершов А.А. Личность и коллектив: Межличностные конфликты в коллективе, их разрешение. - СПб.: Наука, 2006. - 174с. 13. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 176 с. 14. Конструктивная психология конфликта. Под ред. Б.И.Хасан. - СПб.: Питер, 2003. - 311 с. 15. Иванова Л.Ю. Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников к их проявлениям.- М.: Просвещение, 1993.-255с. 16. Изард К.Э. Психология эмоций. Пер. с анг. А Талтыбаева.- СПб.: Питер, 1999.-466с. 17. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины.- СПб.:Питер, 2005.-544с. 18. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий.- СПб.: Питер, 2004.-701с. 19. Киселева А.В. Некоторые особенности психологической диагностики агрессивного поведения //Психологическая диагностика.-2005.-№1.-С.86-92. 20. Ковалев П.А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения: Автореферат дис…канд. наук.0СПб, 1996. 21. Козырев Г.И. Внутриличностные конфликты //Социально-гуманитарные знания.-1999.-№2.-С.105-108. 22. Козырева Е.В. Влияние маскулинности-феминности на проявление ауто-и гетероагрессивности //Психология ХХI века: Тезисы науч.-практ. конференции.- СПб.: СпбГУ, 2000.-С.28-30. 23. Кон И. Психология ранней юности.- М.: Просвещение, 1989.-320с. 24. Кон И. Психология старшеклассника.-М.: Просвещение, 1980.-191с. 25. Копейко Я.Ю. Гендерные аспекты агрессивности //Психология ХХI века: Тезисы науч.-практ. конференции.- СПб.: СпбГУ, 2000.-С.30-31. 26. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов.-СПб.:Питер, 2006.-583с. 27. Маринина Е., Воронов Ю. Подросток в "стае" //Воспитание школьников.-1994.-№6.-С.42-43. 28. Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм.- СПб:Питер, 1999.-235с. 29. Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. Высш. Учеб. Заведений: В 3-х кн. Кн.2. М.: ВЛАДОС, 1999.-608с. 30. Основы психологии. Практикум. /Ред.-сост. Л.Д. Столяренко.-Ростов н/Д: Феникс, 2003.-704с. 31. Паренс Генри Агрессия наших детей.-М.: 1999.-324с. 32. Психологический словарь. СПб.: СпбГУ, 2000.- 630с. 33. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности //Психологический журнал.-1996.-№ 5.-С.3 -18. 34. Савина В.С. Особенность становлення идентичности в подростковом и юношеском воздасте // http:// www.new.psychol.ras.ru/conf/savina.htm. 35. Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов.-СПб.: Лидер, 2005.-592с. 36. Учителям и родителям о психологии подростка /Под ред. Г. Аракелова.-М: Высшая школа, 1990.-304с. Цена: 1350.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru