Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Эмпирическое исследование взаимосвязи эмоциональных состояний школьников и успешности учебной деятельности ID работы - 727937 психология (курсовая работа) количество страниц - 56 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Введение 2 Глава 1. Теоретические предпосылки изучения позитивных эмоциональных состояний школьников 6 1.1. Эмоциональные состояния как предмет психологического исследования 6 1.2. Виды эмоциональных состояний 9 1.3. Роль и функции эмоциональных состояний в процессе обучения 13 1.4. Развитие эмоциональной сферы личности 18 Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи эмоциональных состояний школьников и успешности учебной деятельности 25 2.1. Организация исследования 25 2.2. Анализ результатов исследования 29 Выводы 47 Заключение 48 Список литературы 51 Приложения 55 ВВЕДЕНИЕ: Данная работа посвящена исследованию взаимосвязи успешности учебной деятельности подростков и их эмоционального состояния. Актуальность выбранной темы определяется необходимостью современной школы учитывать все факторы, влияющие на успешность обучения ребенка. В условиях современной школы вопросы здоровья школьников приобретают первостепенное значение. Разработка современных систем обучения требует учитывать как возрастные, так и индивидуальные и личностные особенности детей. Только при таком подходе возможно обеспечение не только подлинного обучения, но и развития школьников. Поэтому в последнее время актуальными становятся исследования факторов успешного обучения, к которым можно отнести и эмоциональное состояние школьников во время уроков. Эти задачи связаны с общей тенденцией гуманизации образования, в котором наметился переход от традиционной установки на формирование преимущественно "знаний, умений, навыков" к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в условиях открытого общества. Ученик рассматривается не как объект педагогических воздействий, а как субъект со своим внутренним миром, личностным потенциалом, индивидуальными возможностями и особенностями. Однако, как показывает практика, изменения в современной системе образования как правило приводят к интенсификации процесса обучения, в частности, в среднем звене. Во многих школах дифференциация и специализация обучения привела к физическим и нервно-психическим перегрузкам детей, сопровождается ухудшением их психосоматического здоровья, школьными неврозами и дезадаптацией. Школа, которая, по мнению многих выдающихся педагогов и психологов, должна приносить радость, во многих случаях превращается в свою противоположность (Ш.А.Амонашвили, М.Монтессори, К.Рождерс, Л.Н.Толстой, В.А.Сухомлинский, Р.Штейнер и др.). Одним из путей в разрешении этого противоречия может быть подход, предполагающий такую организацию учебного процесса, которая опирается на позитивные эмоциональные состояния учащихся, что должно привести к повышению эффективности учебной деятельности. Данное исследование проведено в рамках гуманистической психологии (А.Маслоу, К.Роджерс), рассматривающей психический мир человека как самостоятельную ценность независимо от того, какую пользу человек приносит своей деятельностью. Этот подход ставит все содержание внутреннего мира ребенка, в том числе и его субъективные переживания (эмоциональные состояния), в центр системы приоритетов ценностей. В исследованиях Ш. А. Амонашвили, Б. И. Додонова, Н. Д. Левитова, С. М. Рубинштейна, Г. X. Шингарова и др. показано, что эмоции играют большую роль в создании позитивного настроя на получение знаний у учащихся. В работах этих авторов подчеркивается необходимость создания условий, направленных на обеспечение эмоционально окрашенного, личностно значимого для детей учебного процесса. В ряде работ исследована роль позитивного подкрепления (А.Бандура, Б.Скиннер и др.) как важнейшего психологического фактора, влияющего на формирование позитивного эмоционального состояния в ситуации школьного обучения; показана роль среды и адаптации (А.Телегин и Д.Ватсон) в формировании позитивного эмоционального состояния и повышения мотивации учащихся. Среди большого многообразия исследований по психологии обучения довольно редко встречаются исследования, посвященные изучению роли и влияния эмоциональных состояний на эффективность учебной деятельности, тогда как их значимость в деле развития и обучения несомненна. Слабая изученность эмоциональных состояний, феноменологии, специфики, состава, структуры, закономерностей взаимоотношений с психическими свойствами, характерными для детского возраста, существенно уменьшает эффективность педагогических методов обучения и воспитания. Таким образом, актуальность исследования вытекает из следующих противоречий: между нормативными декларациями о создании оптимальных условии для развития детей и неопределенностью научных позиции в отношении учета эмоциональных состояний в процессе обучения; между стимулирующим значением эмоций и слабой изученностью феноменологии эмоциональных состояний в процессе обучения в школе; между стремлением педагогов к учету индивидуально-типологических особенностей детей и отсутствием научных знаний о феноменологии эмоциональных состояний учащихся как факторе успешности обучения. Проблема исследования состоит в том, чтобы определить, при каких условиях возможно повышение эффективности учебной деятельности школьников, не приводящей к интенсификации учебной нагрузки и к нарушениям психосоматического здоровья детей, сохраняющих у них желание учиться и радоваться своему пребыванию в школе. Цель: исследовать взаимосвязь эмоциональных состояний и успешности учебной деятельности наиболее актуальны именно в подростковом возрасте Задачи: 1. Подбор методов исследования и определение возможности использования методики ШТУР для определения успешности учебной деятельности 2. Определить особенности эмоциональных состояний подростков перед выполнением контрольных заданий 3. Исследовать успешность выполнения контрольных заданий 4. Сравнить уровень эмоциональных состояний подростков справившихся с контрольным заданием и не справившихся с контрольным заданием 5. Выявление взаимосвязей эмоциональных состояний и успешности учебной деятельности подростков 6. Выявить особенности эмоциональных состояний на разных уроках в школе. Объект: младшие подростки 12-13 лет. Предмет: эмоциональные состояния и успешность учебной деятельности. Гипотеза: успешность обучения зависит от эмоциональных состояний школьников. Всего в исследовании приняли участие 48 человек. Из них 28 девочек и 20 мальчиков. Учащиеся 7-х классов школы №105 Советского района г. Челябинска. Для сбора данных использовались методы: опрос, тест и анализ документов. В качестве конкретных методик выступали: САН, Цветовой тест Люшера, Методика диагностики эмоциональных состояний (А.О.Прохоров), ШТУР и анализ классных журналов. В качестве методов математической обработки данных выступали U-критерий Манна-Уитни; H-критерий Крускала-Уолиса, коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Результаты исследования могут быть использованы как педагогами, классными руководителями, так и школьными психологами при организации уроков в среднем звене. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань, 1987 2. Алексеева Л.В. Проблема юридически значимых эмоциональных состояний. - Тюмень, 1997 3. Андреева И. Н. : Эмоциональный интеллект: исследования феномена // Вопросы психологии.-2006.-№3.- С.78-86 4. Бажин Е. Ф. Объективная диагностика эмоционального состояния в психиатрической клинике / "Речь и эмоции".- Л., 1974. 5. Бреслав Г. М. Проблемы эмоциональной регуляции общения у дошкольников // Вопросы психологии.-1984.-№3.- С.53-69 6. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М., "Педагогика", 1990. 7. Бруно Дж. Процесс учения. М., 1980. 8. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 2000.-685с. 9. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. -М.: Изд-во МГУ, 1990.-288 с. 10. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М., 1976. 11. Вилюнас В.К.Психология эмоций. -СПб.: Питер, 2004. 12. Воликова С. В., Холмогорова А. Б., Галкина А. М. Родительский перфекционизм - фактор развития эмоциональных нарушений у детей, обучающихся по усложненным программам // Вопросы психологии.- 2006.- №4.-С.23-32 13. Грановская Р. М. Элементы практической психологии.- Л.: Издательство Ленинградского университет, 1988.-560 с. 14. Горбатков А. А. : Является ли эмоционально-оценочная сфера негативно-асимметричной? // Вопросы психологии.- 2006.- 4.- С.82-95 15. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003 16. Додонов Б.И. В мире эмоций. - Киев, 1987. 17. Запорожец А. В., Неверович Я. 3. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка.// - Вопросы психологии.- 1974.- №6.-С.59- 73. 18. Зейгарник Б.В., Братусь В.С, Очерки по психологии аномального развития личности. - М.: Педагогика, 1991.- 297с. 19. Изард К. Психология эмоций. - СПб.: Питер.- 460с. 20. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер.- 2002.- 506с. 21. Конопкин О. А. Участие эмоций в осознанной регуляции целенаправленной активности человека // Вопросы психологии.- 2006.- №3.- С. 38-49 22. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: "Питер", 2000. - 867с. 23. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М.: академия, 2005.- 325с. 24. Леонтьев В.О. Что такое эмоция // Вестник биопсихиатрии.- 2004.- №5.-С. 16-21 25. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986.- 243с. 26. Люсин Д.В. Эмпирический анализ категоризации эмоций.// Вопросы психологии 1999 №2 с.50-61 27. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет. - М., 2004 28. Первушина О. Н. Общая психология: Методические указания. - Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996.- 90с. 29. Попова М.В. Психология растущего человека: краткий курс возрастной психологии. М.: Сфера, 2002 30. Прохоров А.О. Психические состояния учителя и продуктивность урока. // Вопросы психологии.- 1989.- №6.- С.49-55 31. Прохоров А.О. Психические состояния школьников и учителя в процессе их взаимодействия на уроке // Вопросы психологии.- 1990.- №6.- С. 68-79 32. Психические состояния/ Сост. и общая редакция Л.В.Куликова.-СПб., 2000. 33. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. - М.: Изд-во МГУ, 1984. -288 с. 34. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. - М.: Прогресс, 1979. С. 38. 35. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- СПб: Издательство "Питер", 2000 - 712 с. 36. Селье Г. Стресс без дистресса. - М.: Прогресс, 1979. 37. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М. Наука. 1981.- 215с. 38. Солдатова Е.Л., Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез. Ростов н/Д: Феникс, 2004 39. Хомская Е. Д., Батова Н.Я. Мозг и эмоции (нейропсихологическое исследование).- М.: Изд-во МГУ, 1992.- 180с. 40. Хрузман Т.П., Еремеева В.П. Эмоции, речь, активность мозга ребенка. М.: "Педагогика", 1991. 41. Чебыкин А. Я. Проблема эмоциональной регуляции учебно-познавательной деятельности учащихся // Вопросы психологии.- 1987.- №6.- С.42-57 42. Шадриков В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства.-М.:Логос,2002. Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru