Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Эмпирическое исследование социально-психологических особенностей руководителя низшего и высшего ранга ID работы - 735577 психология (дипломная работа) количество страниц - 90 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Введение 3 Глава 1. Теоретические подходы к исследованию социально-психологических особенностей руководителей низшего и высшего ранга 8 1.1. Социально-психологическая специфика деятельности руководителей низшего и высшего ранга 8 1.2. Социально-психологические исследования личности руководителей низшего и высшего ранга 23 Вывод 36 Глава 2. Эмпирическое исследование социально-психологических особенностей руководителя низшего и высшего ранга 38 2.1. Программа исследования социально-психологических особенностей руководителя низшего и высшего ранга 38 2.2. Обработка и анализ результатов социально-психологических особенностей руководителя низшего и высшего ранга 50 2.3. Выводы и рекомендации 70 Заключение 73 Библиография 75 Приложения 79 ВВЕДЕНИЕ: Актуальность темы исследования. Огромное значение психологического аспекта проблемы управления в современной науке заключается в том, что все объективные факторы, лежащие в основе принятия решения, так или иначе преобразуются в субъективные процессы, которые непосредственно регулируют внешне развернутое поведение. Выбор лежит в основе полноценного формирования отдельных функций, процессов и свойств человека, а также личности в целом, и сам является выражением последних. Поэтому изучение личностной сферы современных руководителей, имеющей многоуровневую структуру и только ей присущие характеристики, является важным, существенным для понимания природы и поведения человека. Каждый человек с момента появления на свет и дальше, пишет Л.А. Бодалев, связан многими зависимостями с той действительностью, которая его окружает. Отношения человека к разным сторонам этой действительности, с которой ему приходится изо дня в день по разным причинам и в разных социальных ролях взаимодействовать, постоянно несут печать не только его опыта, но и общества, в котором проходит его жизнь и составляют сущность его личности. Человек организовывает свои взаимоотношения, налаживая связи соподчинения, вводя управление процессами. Он создает эффективные организации и затем меняет их так, чтобы они соответствовали меняющимся задачам и обстоятельствам. Прибегая к системе действий, обеспечивающих слаженную работу людей и достижение оптимальных результатов, человек осуществляет управление. Управленческий труд выступает как системообразующий фактор, обеспечивающий целостное функционирование, сохранение и развитие организации. Предметом управления является индивидуальное и общественное сознание и поведение других людей, а основное содержание управленческой деятельности, в том числе в системе государственной службы, составляют управленческие решения. Современная управленческая наука обычно сводит управленческий цикл к четырем повторяющимся процессам, которые обеспечивают достижение системы целей, эффективное функционирование, сохранение и развитие организации: планированию, организации деятельности, регулированию (лидерству) и контролю, называя их основными управленческими функциями. Принятие решений, как выбор того, что и как планировать, организовывать, мотивировать и контролировать, является основным содержанием деятельности профессионального управленца. И здесь ключевое значение для всех аспектов темы об управленческом решении приобретает проблема его качества, выражаемая в параметрах своевременности, обоснованности и экономичности. Своевременность определяется тем, на какой стадии принимается решение, а обоснованность раскрывается как сбалансированность по срокам, ресурсам и целям. Под экономичностью понимают высокие конечные результаты при наименьших затратах. Качество решения определяет результативность управленческой деятельности и, в конечном счете, эффективность функционирования управляемого объекта. Профессионализм руководителя в концентрированном виде выражается в решении. Выборочные обследования показывают, что 70-80% рабочего времени руководителя расходуется на подготовку, принятие и выполнение решений. Поэтому задача повышения профессионализма управленческих кадров высшего и низшего ранга, формирования новой культуры и стиля деятельности руководителей определяет необходимость исследований социально-психологических особенностей руководителей низшего и высшего ранга. Цель исследования: выявление социально-психологических особенностей руководителей низшего и высшего ранга. Объект исследования: профессиональная деятельность руководителя. Предмет исследования: специфика управленческой деятельности руководителей низшего и высшего ранга. Гипотеза исследования: среди руководителей высшего ранга более развиты лидерские и коммуникативные качества и устойчивая мотивация к успеху, чем среди руководителей низшего ранга. Цель и гипотеза определили основные задачи исследования. 1) Осуществить теоретико-методологический анализ проблемы; 2) Решить вопросы организации и методического обеспечения конкретного исследования; 3) Провести анализ результатов исследования, формулирование выводов и практических рекомендаций; 4) Выявить социально-психологические особенности руководителей низшего и высшего ранга. Теоретико-методологической основой исследования явились базовые принципы, разработанные общественными, естественными и техническими науками, усилиями отечественных и зарубежных ученых: системности, активности, развития, детерминизма, единства сознания и деятельности, личностного подхода и других, а также психологические исследования личности (К.Л. Лбульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, ЛИ. Анцыферова, А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, Е.В. Шорохова и др.), коллектива (В. С. Кузьмин, Р.Л. Кричевский, А.В. Петровский, К.К. Платонов, Е.В. Шорохова, Е.А. Яблокова и др.), психологии управления (В.И. Лебедев, А.В. Филиппов, В.М. Шепель и др.), профессионализма кадров управления (О.С. Анисимов, С.А. Анисимов, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Е.А. Климов, Р.Л. Кричевский, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, К.К. Платонов, А.А. Реан, Е.А. Яблокова и др.), принятия решений (В.Г. Зазыкин, Л.И. Евенко, В.Ф. Рубахин и др.); представляются значимыми зарубежные исследования (Р. Беннет, Р. Акофф, Ф. Эмери, Г. Саймон, Дж Мэрч, Мак-Грегор, Р. Лайкерт, К. Аджирис, Г. Ливитт, Р. Блейк, Дж. Маутон, Л. Сейлес, Р. Танненбаум, В. Беннис, Ф. Фидлер, Р. Стогдилл, Ф. Херцберг и др.). В дипломной работе использовался комплекс методов исследования: теоретические (изучение и анализ литературных источников, обобщение отечественного и зарубежного опыта по проблеме); эмпирические (наблюдение, эксперимент, анкетирование и тестирование, обобщение психологических характеристик). Методики исследования: 1. Тест Журавлева (Стиль руководства). 2. Методика "КОС-2" (коммуникативные и организаторские склонности) 3. Методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей (А. Маслоу). Для выявления взаимосвязи исследуемых признаков и определения ведущих факторов применялись методы математической статистики. Эмпирическую базу исследования составили результаты изучения материалов опросов и интервью военных руководителей (офицеров). Всего было обследовано 60 человек, из них 30 - руководители высшего ранга (старшие офицеры), и 30 - руководители низшего ранга (младшие офицеры). Полученные результаты создают научно-психологические основы для определения перспектив в разработке психологии личности управленца, деятельность которого происходит в особых условиях. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Абчук В. "Азбука менеджмента". СПб. СОЮЗ 2008. - 154 с. 2. Аверченко Л.К. Психология делового общения. Новосибирск.- 2009.-235 с. 3. Андреева Г.М. и др. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: Учебное пособие для вузов.-М.: Аспект-Пресс, 2009.-288с. 4. Анисимов О.С, Деркач А.А. Основы общей и управленческой акмеологии. - М.- Новгород: Изд-во С.Е.Т.,2009. - 582 с. 5. Беляцкий Н.П. Техника работы менеджера. Уч.пособие. МН:. 2008. - 282 с. 6. Берулава М.Н. Психология и педагогика менеджмента. Уч. пособие Бийск. НИЦ БиГПИ 2009 г. - 327 с. 7. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. Учебное пособие.- М.:Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2009. - 576с. 8. Боевые традиции вооруженных сил. Символы воинской чести: Учебное пособие по разделу Основы военной службы. 10 класс. Ч.2. - М.: Ассоциация поддержки военной печати Армпресс, 2008 9. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник для вузов. - М.: Гардарики, 2009. 10. Воинская обязанность. Военнослужащий - защитник своего Отечества: Учебное пособие по разделу Основы военной службы. 11 класс. Ч.1. - М.: Ассоциация поддержки военной печати Армпресс, 2009 11. Вооруженные силы Российской Федерации - защитники нашего Отечества: Учебное пособие по разделу Основы воинской службы. 10 кл. ч. 1. / Ред. и отв. за вып. В. Н. Шатохин. - М.: Ассоциация поддержки военной печати Армпресс, 2009 12. Друкер П. Эффективное управление. - Пер. с англ. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2008. 13. Ефремов В.С. Семь граней современного менеджмента. - Менеджмент в России и за рубежом, 2008.- Июль-Август. 14. Зайцева О.А., Радугин А.А., Радугин К.А. и др. Основы менеджмента. Учебное пособие для вузов. - М.: Центр, 2008. 15. Иноземцев В.Л. Творческие начала современной корпорации. // МЭМО. - М. 2008.- № 11. - С. 18-30. 16. Искусство менеджмента. Практич. пособие/ Пер. с англ. - М., "Финпресс", 2008. 17. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. Уч.пособие 4-ое изд. МН:, Новое издание. 2009. - 336с. 18. Карпов А.В. Процессы принятия решений структуры управленческой деятельности // Психологический журнал Т 21, №1 2008. Стр. 63 -77. 19. Конно Т. Стратегия и структура Японских предприятий М., 2008 20. Кричевский Р.Л. Если вы руководитель...Элементы психологии управления в повседневной работе М., 2008 21. Кроник А.А., Кроник Е.А. Диагностика удовлетворенности в отношениях // Вопр. псих. - 2008. - №5. 22. Кузнецов Ю.В., Подлесных В.И. Основы менджмента. - СПб.: Олбис, 2008. . 23. Лебедев О.Т, Каньковская А.Р. Основы менеджмента. Уч.пособие под ред.д-ра эконом.наук.проф. Лебедева О.Т. Изд. 2-ое дополн - Дизайн.обл Андреев А.С - Спб:, ИД "МиМ" - 2008. - 192с. 24. Майерс Д. Социальная психология. Пер с англ.- СПб.: Питер, 2008. -688с. 25. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие / Под ред, П.В. Шеметова. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2009. - 312 с. 26. Мескон. М., Хедоури Ф., Альберт М. Основы менеджмента. - М.: Дело, 2008. 27. Панкратов В.Н. Психотехнология управления людьми.- М.: 2009.-324 с. 28. Переверзева И.А. "Проблемы доверия в сфере бизнеса"// Иностранная психология, № 12, 2009, С. 84 - 93. 29. Плешин И.Ю. Управление персоналом. Спб, 2008. 30. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Под ред. Райгородской Д.Я. Уч.пособие - Самара. Изд.дом "БАХРАХ" 2008. - 672 с. 31. Современная психология: Справочное руководство. М.: ИНФРА-М, 2009.-688 с. 32. Столяренко Л.Д, Самыгин С.И. Психология управления. Уч.пособие.- Ростов нД.: Изд-во "Феникс", 2008. - 512 с. 33. Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов. СПб: 2008. - 253 с. 34. Управление организацией. Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина, Кибанова. М., 2009. 35. Управление персоналом. Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина, М., 2008. 36. Утюжанин А. П. Устюмов Ю. А. Социально-психологические аспекты, управления коллективом. М, 2008. 37. Филанович С. Р. Лидерство и практические навыки менеджеров: 17 - модульная программа для менеджеров Управление развитием организации. Модуль 9 // ИНФРА - М, М, 2009. 38. Хьелл Л., Зинглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер, 2008. - 608 с. 39. Шапарь В.Б. и др. Практическая психология. Инструментарий:Учеб. пособие для вузов /Шапарь В.Б., Тимченко А.В., Швыдченко В.П.. -Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 688 с. 40. Шепель В.М. Социологические и психолого-педагогические основы хозяйственного руководства предприятиями.- М., 2008. 41. Шульга Т. И. Психология формирования воли. - Пятигорск, 2008 Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru