Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Эмпирическое исследование представлений о семье в разных группах старшеклассников и студентов ID работы - 723582 психология (курсовая работа) количество страниц - 42 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Введение 3 Глава 1. Теоретический анализ проблемы 6 1.1. Теоретические предпосылки исследования представлений о семье 6 1.2. Формирование представлений старшеклассников о семейной жизни 10 1.2.1. Особенности представлений старшеклассников о семье 14 1.2.2. Особенности восприятия современными старшеклассниками ценности счастливой семейной жизни 17 1.2.3. Общение как фактор формирования готовности к браку 20 1.3. Выводы по главе 23 Глава 2. Эмпирическое исследование представлений о семье в разных группах старшеклассников и студентов 25 2.1. Общая характеристика работы 25 2.2. Цель, задачи и гипотезы исследования 25 2.3. Процедура и методы исследования 28 2.4. Анализ результатов 31 2.5. Выводы 36 Заключение 38 Литература 41 ВВЕДЕНИЕ: В данной работе предпринято изучение содержания представлений о семье в разных группах старшеклассников и студентов в особый период - на стыке веков и тысячелетий, в условиях распада тоталитарного государства, демократизации общества и высокой степени социальной нестабильности. В изменяющейся жизни, на обломках традиционной системы ценностей, молодежь создает новые приоритеты, что находит отражение и в содержании ее представлений о семье как устойчивой и значимой единицы в иерархии жизненных ценностей (B. C. Собкин, Н. И. Кузнецова, 1998). Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения состояния массового сознания в изменяющемся мире. Настоящая работа обращена к этой проблеме посредством изучения представлений современной молодежи о своей будущей семье. Социальные представления - это способ осмысления, интерпретации человеком феноменов повседневной жизни. Семья - важный социальный институт, в нем развертывается процесс социализации человека, и любые, даже не ярко выраженные, изменения этого института свидетельствуют об изменениях в других областях человеческой жизни, государства, общества. Старший подростковый и юношеский возрасты вызывают особый интерес. Именно старшеклассники и студенты оказываются наиболее чувствительными к происходящим социальным переменам (Е. П. Авдуевская, 1993; В. С. Собкин, П. С. Писарский, 1996). Этот период жизни человека характеризуется активным становлением личности, возникновением и развитием значимых психологических новообразований, задействованных во всех проявлениях когнитивного и эмоционального отношения к миру, - в оценке реальной действительности и окружающих людей, в прогнозировании своей социальной активности, в планировании будущего и самореализации, в формировании собственных представлений о мире и о себе самом (Л. И. Божович, 1997; Л. С. Выготский, 1984; М. Р. Гинзбург, 1994; И. В. Дубровина, В. Д Ермоленко, 1984; И. С. Кон, 1989; Б. С. Круглов, 1983; Х. Ремшмидт, 1994; В. В. Столин, 1983; А. С. Шаров, 1986 и др.). Предмет исследования - различия в представлениях старшеклассников и студентов о семье, связанные с их принадлежностью к разным группам (возрастным, половым, статусным и т. п.). Объект исследования - представления старшеклассников и студентов о своей будущей семье в изменяющихся социальных условиях. Целью работы является изучение содержания представлений о своей будущей семье в разных группах молодежи. Для достижения поставленной цели в ходе исследования необходимо было решить следующие задачи: 1. Изучить концептуальные и эмпирические подходы к семье в современной психологии. 2. Определить содержание представлений о семье в разных социально-психологических группах старшеклассников и студентов (половых, возрастных, статусных). 3. Выявить предпочтения разных групп молодежи по поводу моделей их будущей семейной жизни. 4. Сравнить представления старшеклассников и студентов об их будущей семье с их представлениями о семьях родителей и прародителей. 5. Охарактеризовать связь научных представлений о семье и представлений о семье современной молодежи. В соответствии с существующими в психологической науке теоретическими положениями и анализом реальной ситуации развития представлений о семье у современной молодежи, сформулированы следующие гипотезы исследования: Гипотеза 1. Различия в представлениях старшеклассников и студентов о своей будущей семье связаны с возрастом, полом, социальным статусом Гипотеза 2. Представления молодежи о семье вариативны с точки зрения содержания в них различных моделей семейной жизни. Гипотеза 3 Ориентиры своих представлений о семье старшие подростки связывают с рядом социально-педагогических источников (семьями предыдущих поколений, литературой и др.). Гипотеза 4. Представления старшеклассников и студентов о своей будущей семье больше связаны с представлениями о семье родителей, чем с представлениями о семье прародителей. Необходимость подобного исследования связана и с тем, что, с одной стороны, в психолого-педагогической науке накоплен определенный объем теоретико-эмпирических знаний о современной семье (А. Я. Варга, Е. Т. Соколова, А. С. Спиваковская, В. А. Петровский, А. В. Черников, Э. Г. Эйдемиллер и др.), а с другой - отсутствуют сведения о том, как представлены (если представлены) научные знания в обыденном сознании людей. Соотношение обыденного и научного знания - одна из важных проблем теоретического и практического характера. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. Р/Д., 1998. 2. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. М. 1985. 3. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., 1994. 4. Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. М., 1996. 5. Беличева С. А. Представления подростков о браке и семье. Сборник текстов, 2001. 6. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. М., 1997. 7. Владин В., Капустин Д. Гармония семейных отношений. Мн., 1988. 8. Гергишанов Т. На пути к созданию семьи - М.,1996 9. Горьковая И. А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков. //Психологический журнал, 1994, №2, с. 57-66. 10. Дементьева И. Ф. Первые годы брака. М., 1991. 11. Джайнотт Х. Дж. Родители и дети. М., 1986. 12. Дружинин В. Н. Психология семьи. М., 1996. 13. Зырянова Н. Старшеклассники о ценности семейной жизни. Сборник текстов - М., 2001. 14. Иванова Л. М. Судьба молодой семьи. М., 1989. 15. Исаев Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание детей. Л., 1988. 16. Ковалев С. В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. М., 1991. 17. Ковалёв С. В. Психология современной семьи. М., 1988. 18. Лосева В. К. Рисуем семью: диагностика семейных отношений. М., 1995. 19. Маценова Е.Б. Представления о семье в разных группах старшеклассников и студентов. - М., 2001. 20. Меньшутин В. В. Помощь молодой семье. М., 1987. 21. Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений. Киев., 1990. 22. Представления о семье в разных группах старшеклассников и студентов. // Тезисы докладов к конференции "Психология и практика" - Саранск, октябрь 2001. 23. Представления современной молодежи о семье. // Магистр. Международный психолого-педагогический журнал. - М., № 4/2001. 24. Современная семья глазами психологов. (Интервью с экспертами). // Семенная психология и семейная терапия. Ежеквартальный научно-практический журнал. - М., №4/1999. 25. Станева Н. Б. Подготовка молодежи к семейной жизни в условиях улучшенной социальной среды. - Курск, 2001. 26. Столярчук Л. И. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. Сборник текстов - М., 2001. 27. Сысенко В. А. Молодежь вступает в брак. М., 1986. 28. Сысенко В. А. Супружеские конфликты. М., 1993. 29. Титаренко В. Я. Семья и формирование личности. М., 1987. 30. Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М., 1993. 31. Харли У. Ф. Законы семейной жизни. М., 1992. 32. Хрестоматия по этике и психологии семейной жизни. / Сост. И. В. Гребенников, Л. В. Ковинько, М., 1986. 33. Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. СПб., 1999. 34. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. Л., 1990. Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru