Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Эмпирическое исследование особенностей взаимоотношений матери и ребенка-подростка в неполной семье ID работы - 678575 психология (дипломная работа) количество страниц - 81 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Введение……………………………………………………………………………...6 Глава 1. Взаимоотношения матери и ребенка-подростка в неполной семье…….9 1.1. Характеристика и причины возникновения неполных семей………………..9 1.2. Особенности развития ребенка в подростковом возрасте…………………..15 1.2.1. Подростковый возраст как историческое явление………………………...15 1.2.2. Характеристика подросткового возраста: психофизиологический, личностный, интеллектуальный аспекты…………………………………………24 1.3. Проблемы, возникающие во взаимоотношениях матери и ребенка-подростка в неполной семье, образовавшихся в результате развода родителей……………………………………………………..33 1.3.1. Восприятие подростком развода родителей и его последствия………….33 1.3.2. Характер взаимоотношений в системе «мать-ребенок подросткового возраста» в неполной семье после развода родителей…………42 Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей взаимоотношений матери и ребенка-подростка в неполной семье…………………………………..51 2.1. Методы и процедура исследования…………………………………………..51 2.2. Результаты исследования и их анализ…………………………………….….54 2.2.1. Результаты анализа глубинного интервью………………………………...54 2.2.2. Изложение и анализ результатов исследования по методике Р.Жиля…...67 2.2.3. Изложение и анализ результатов исследования по методике «Незаконченные предложения»…………………………………………………...72 Заключение………………………………………………………………………….74 Список литературы…………………………………………………………………76 Приложение 1 Опросник глубинного интервью…………………………………82 Приложение 2 Стимульный материал к методике Рене Жиля………………...167 Приложение 3 Ключ к методике Р.Жиля………………………………………..182 Приложение 4 Бланк теста «Незаконченные предложения»…………………..183 Приложение 5 «Сырые» баллы по тесту Р.Жиля……………………………….184 Приложение 6 «Сырые» баллы по тесту «Незаконченные предложения»……187 ВВЕДЕНИЕ: Семья во все времена была и остается важнейшей предпосылкой развития личности ребенка. Однако, сегодня зачастую можно встретить неполные семьи, например, где мама одна воспитывает ребенка. К сожалению, в нашем обществе еще живы старые предрассудки, когда поступок мужчины, оставшегося с детьми, характеризуется на уровне родительского подви¬га. Если же с ребенком остается женщина, то это воспринимается как обычное явление, как ее долг. И тогда любое отклонение от нормы в поведении или учебе ребенка считается результатом недостаточной ответственности ма¬тери. Частое упоминание о неполной семье, постоянный, порой назойливый контроль окружающих за действиями матери утяжеляет и затрудняет жизнь многим женщи¬нам, особенно тем, кто не может примириться со своим положением. Не задумываясь о последствии своих слов, люди порой пытаются подчеркнуть, что тот или другой ребенок происходит из «распавшейся» семьи. Даже в школе обращается внимание в первую очередь на то, что якобы ребенок слабо учится только из-за того, что он из неполной семьи. При этом не учитывается, что данная информация действует очень депрессивно на чувствительного ребенка, который не знает отца или родители которого разошлись. Несомненно также, что подобные сведения влияют на общественное мнение и атмосферу ближайшей среды ребенка. Трудности одинокой матери весьма сложны, но не менее сложно и положение самих детей. Они часто по¬падают в такие ситуации при общении с одноклассни¬ками, родственниками, учителями, соседями, когда долж¬ны решать проблемы, которые детям из полной семьи вообще не могут прийти в голову. Поэтому взрослым людям иногда эти дети кажутся «трудными», резко отличающимися от их одногодков. Взрослому человеку не всегда легко «заглянуть» в мир такого ребенка. Некоторые взрослые считают, что маленькие дети совсем не понимают челове¬ческих взаимоотношений, поэтому должны легко мириться с положением, возникшим в связи с разводом родителей. Такое мнение ошибочно. Маленький ребенок все чувст¬вует и многое понимает. Конечно, если развод родителей неизбежен, то целесообразнее его осуществить, пока дети маленькие, а не дожидаться, когда они достигнут, например, школьного возраста. Трудно определить под¬ходящее время для развода несостоявшейся семьи, так как в любом случае происходит очень неблагоприятное, весьма проблематичное изменение в жизни ребенка. Семейные сцены, которые часто сопровождают раз¬вод родителей, нередко наблюдают дети, становясь не¬вольными свидетелями происходящей трагедии. И в этом соучастии кроется самое большое зло и самая тревожная опасность для дальнейшего развития ребенка. Встречаются дети, которые воспринимают развод родителей значительно легче, чем можно было бы ожи¬дать. И тем не менее нельзя закрывать глаза на опас¬ность, возникающую при нарушении основных условий самого раннего периода воспитания. Возможно, что вначале реакция ребенка была слабой, а потом, с года¬ми, она будет усиливаться и станет опасной. Большинство одиноких матерей имеет возможность дать своему ребенку необходимое физическое и нравствен¬ное воспитание. Случаи, когда ребенок предоставлен самому себе и живет в атмосфере душевной бедности, к счастью, очень редки и являются свидетельством серь¬езного нарушения психической деятельности воспиты¬вающего родителя. В данной работе предполагается проанализировать не конкретные модели родительского поведения и ценностей в процессе воспитания, а тип се¬мьи (причем неполной семьи) как фактор социальной среды, посредством которого осуществляется воз¬действие макро изменений на развитие личности подростка. Объект исследования – неполная семья, образовавшаяся в результате развода родителей. Предмет исследования – особенности взаимоотношения матери и ребенка подросткового возраста в неполной семье, образовавшейся в результате развода родителей. Цель исследования – изучить особенности взаимоотношения матери и ребенка подросткового возраста в неполной семье, образовавшейся в результате развода родителей. Гипотеза заключается в том, что взаимоотношения матери с ребенком подросткового возраста в неполной семье, образовавшейся в результате развода родителей, имеют свои особенности. В соответствии с целью исследования и выдвинутой гипотезой в работе поставлены следующие задачи: - рассмотреть психологические особенности подросткового возраста; - проанализировать феноменологию неполной семьи, образовавшейся в результате развода; - изучить особенности взаимоотношений в системе «мать-ребенок подросткового возраста». В исследовании были использована следующие методики: 1. Глубинное интервью. 2. Методика Рене Жиля. 3. Методика Сакса Леви «Незаконченные предложения». Теоретической и методологической основой исследования явились положения отечественных и зарубежных авторов: А.В.Аверина [2], А.Б.Боссарт [14], Д.Видра [15], Н.М.Ершовой [20], А.Г.Ковалева [39] и др. о том, что детско-родительские отношения в неполных семьях оказывают существенное влияние на становление личности ребенка. Особые сложности возникают в воспитании ребенка подросткового возраста. Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в практике психологического консультирования женщин и детей, живущих в неполных семьях. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пос. для студ. вузов. – М.: академия,1997. – 325с. 2. Аверин В.А. Психология детей и подростков. – СПб.,1998. – 379с. 3. Актуальные проблемы возрастной и педагогической психологии. - Мн.: Вышэйшая школа,1980. - 174с. 4. Андреев Ю.А. Мужчина и женщина. – Нижний Новгород:ДЕКОМ, 1994. – 398с. 5. Аронс К. Развод: крах или новая жизнь? – М.:МИРТ, 1995. – 448с. 6. Бестужев-Лада И.В. Ступени к семейному счастью. - М:Мысль,1988. - 301с. 7. Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток. – М.:Просвещение, 1991. – 63с. 8. Белинская Е.П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности//Мир психологии. – 1999. - №3. – С. 140-146. 9. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов. – М.:Аспект Пресс, 2001. – 301с. 10. Беличева С.А. Этот «опасный» возраст. - М.:Знание, 1982. – 346с. 11. Битянова М.Р. Социальная психология. – М.:Просвещение, 1994. – 83с. 12. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М., 1983. – 348с. 13. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Просвещение, 1995. – 352с. 14. Боссарт А.Б. Парадоксы возраста или воспитания. - М.:Просвещение, 1991. – 342с. 15. Видра Д. Помощь разведенным родителям и их детям. – М.: Издательство Института Психотерапии,2000. – 224с. 16. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А.В. Петровского. -М.,1979. – 432с. 17. Возрастная психология: Хрестоматия. - М.:Академия,2000. - 264с. 18. Волков Б.С. Психология подростка. - М.: Педагогическое общество России, 2001. – 346с. 19. Волохова О. У последней черты//Семья и школа. – 1990. - № 6. – С. 5-8. 20. Воспитание детей в неполной семье/Под ред. Н.М. Ершовой. – М.: Прогресс,1980. – 206с. 21. Гаврилица О.А. Чувство вины у работающей женщины//Вопросы психологии. – 1998. - №4. - С. 65. 22. Гальперин П.Я.,Запорожец А.В., Карпова С.И. Актуальные проблемы возрастной психологии. - М.:Изд-во Моск. ун-та,1978. - 118с. 23. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.:ЧеРо,1997. – 240с. 24. Давыдов В.В., Драгунова Т.В., Ительсон Л.Б., Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. институтов. - М.:Просвещение,1979. – 348с. 25. Дейноу Ш. Как пережить опасный возраст ваших детей? – М.:МИРТ, 1995. – 377с. 26. Детская практическая психология. - М.:Гардарики,2000. - 255с. 27. Джайнотт, Хайм Дж. Родители и дети. – М.:Знание, 1986 .- 93с. 28. Добрынин Н.Ф. Возрастная психология. - М.: Просвещение,1965. – 294с. 29. Доуан Е. , Адельсон Дж. Развитие Я – концепции и воспитание. - М.: Прогресс,1986. – 388с. 30. Драгунова Т.В. «Кризис» объясняли по разному//Хрестоматия по возрастной психологии/Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.:Институт практической психологии,1996. – 456с. 31. Драгунова Т.В., Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. – М.:Просвещение,1967. – 156с. 32. Дубровина И. В. Рабочая книга школьного психолога. – М.: Просвещение,1991. – 278с. 33. Дубровина И.В., Лисина М.И. Возрастные особенности психического развития детей. – М.:АПН СССР,1982. – 164с. 34. Еникеев М.И. Энциклопедия. Общая и социальная психология. – М.: ПРИОР,2002. – 560с. 35. Жбанов Е. «Мы» и «Они»//Семья и школа. – 1990. - №9. - С. 4-6. 36. Ильин Е.Н. Искусство общения. - М.:Педагогика,1982. - 112с. 37. Казнова Г.В. Взаимосвязь общественно-полезной деятельности и общения подростков//Вопросы психологии. – 1983. - №3. - С. 40 - 45. 38. Как построить свое «Я»/Под. ред. А.К.Зинченко. – М.:Педагогика, 1993. – 346с. 39. Ковалев А.Г. Психология семейного воспитания. - Мн.:Нарасвета, 1980. - 256с. 40. Ковалев С.В. Психология современной семьи. - М.:Просвещение, 1988. – 326с. 41. Коваленко И.Н. Теория вероятностей и математическая статистика. – М.:Высш.шк., 1982. – 256с. 42. Колесов Д.В., Мягков И.Ф. Учителю о физиологии и психологии подростка. - М.:Просвещение,1987. – 386с. 43. Кон И.С. Открытие «Я». - М.:Политиздат,1978. – 422с. 44. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.:Просвещение,1980. – 346с. 45. Кон И. С. Психология старшеклассника: Пособие для учителя. - М.: Просвещение,1980. – 366с. 46. Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. – М: МОДЭК,1997. – 336с. 47. Кондратьев М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков//Вопросы психологии. – 1997. - №3. – С. 69. 48. Кондратьева С.В. Практическая психология: учебно-методическое пособие. – Минск:Университетское,1997. – 212с. 49. Крайг С. Психология развития. - М.,1999. – 222с. 50. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет). - М.: Изд-во УРАО,1997. – 388с. 51. Курек Н.С. Эмоциональное общение матери и дочери как фактор формирования аддиктивного поведения в подростковом возрасте//Вопросы психологии. – 1997. - №2. - С. 48. 52. Леви В. Нестандартный ребенок. - М.:Знание,1989. – 266с. 53. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. – М.: Педагогика,1991. – 174с. 54. Личко А. Е. Подростковая психиатрия. - М.:Медицина,1985. – 325с. 55. Личко Е. К. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – М., 1983. – 323с. 56. Мадорский Л.Р. Глазами подростков. Книга для учителя. – М.: Просвещение,1991. – 176с. 57. Маковецкая Г.А., Захарова Л.И. Ребенок и семья. – Самара:Дом печати,1994. – 191с. 58. Матейчек З. Родители и дети. - М.:Просвещение,1992. – 310с. 59. Мир детства. Подросток. – М.,1982. – 365с. 60. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.:Изд. Центр Академия,2000. - 456с. 61. Мухина В.С. Детская психология: Учебник для пед. институтов. – М.: Просвещение,1985. – 336с. 62. Нефедов В.И., Щербаков Ю.Ю. Искусство воспитания в семье. - Мн.: Нар. Асвета.,1971. - 173с. 63. Норвуд Р. Как принимать удар судьбы. – М.: МИРТ,1995. – 381с. 64. Павлов Б.С. Матери, отцы, дети: социологический очерк. – М.: Советская Россия,1984. – 192с. 65. Пархоменко Г.В. Семейной воспитание (взаимоотношение родителей с детьми). – Л.:Знание,1976. – 32с. 66. Плотниекс И. Психология в семье. - М.:Педагогика,1991. - 206с. 67. Психология современного подростка/Под ред. Д.И.Фельдштейна. - М.: Педагогика,1987. – 275с. 68. Психолого-педагогические основы работы с семьей: теория и практика/Под ред. О.Г. Красношлыковой. – Кемерово:Кузбассвузиздат,2002. – 132с. 69. Регуш Л.А. Наш проблемный подросток: понять, и договорится. – СПб.,2001. – 248с. 70. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.:Новая школа,1996.- 144с. 71. Семья: тысячи проблем воспитания. - Пермь:Кн. изд-во,1988. - 186с. 72. Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии/Под ред. М.В. Гамезо. – М.,1998. – 345с. 73. Смирнова Е.О. Психология ребенка от рождения до семи лет: Учебник для пед. Вузов и училищ. – М.:Школа-пресс,1997. – 382с. 74. Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире. - М.: Просвещение,1991. – 348с. 75. Сухомлинский В.А. Мудрость родительской любви. – М.:Молодая гвардия, 1988. – 303с. 76. Торре А.Д. Ошибки родителей. – М.:Прогресс,1984. – 135с. 77. Учителям и родителям о психологии подростка/Под ред. Т.Г. Араканова. - М.:Высшая школа,1990. – 277с. 78.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М.:Академия,1996. - 336с. 79.Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современ¬ного подростка//Вопросы психологии. – 1985. - №1. – С. 26-32. 80.Фельдштейн Д.И. Психологические проблемы общественно-полезной деятельности как условие формирования личности подростка//Вопросы психологии. – 1980. - №4. – С. 12-15. 81. Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. – М.:Центр общечеловеческих ценностей,1993. – 511с. 82. Формирование личности в переходный период от подрост¬кового к юношескому возрасту/Под ред. И.В. Дубровиной. - М.:Педагогика,1987. – 225с. 83. Фридман Л.М. Психология детей и подростков. – М.: Изд-во Института психотерапии,2003. – 480с. 84. Хасан Б.И., Тюменева Ю.А. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола//Вопросы психологии. – 1997. - №3. – С. 32. 85. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М.,1980. – 456с. 86. Хрестоматия по возрастной психологии/Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.,1996. - 304с. 87. Хрестоматия по детской психологии/Сост. Г.В. Бурменская. - М., 1996. – 523с. 88. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. - М.: Интерпракс, 1995. – 375с. 89.Штольц Х. Каким должен быть твой ребенок? - М.: Просвещение,1988. - 144с. 90. Энциклопедия психологических тестов. Общение, межличностные отношения. – М.: ООО «Издательство АСТ», 1997. –348с. Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru