www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

Эмпирическое исследование межличностных взаимоотношений детей младшего подросткового возраста


ID работы - 680437
психология (дипломная работа)
количество страниц - 89
год сдачи - 2012



СОДЕРЖАНИЕ:



Введение……………………………………………………………………………...6
Глава 1. Особенности развития межличностных взаимоотношений
детей младшего подросткового возраста…………………………………………10
1.1. Психологическая характеристика группы и коллектива……………………10
1.1.1. Социально-психологическая характеристика групп………………………10
1.1.2. Особенности отношений между индивидом и группой………………….21
1.2. Психологическая характеристика и особенности
межличностных взаимоотношений детей младшего подросткового возраста...25
1.3. Структура межличностных отношений в группах подростков…………….30
1.4. Особенности развития самооценки детей младшего подросткового
возраста и ее влияние на межличностные отношения со сверстниками……….36
Глава 2. Эмпирическое исследование межличностных взаимоотношений
детей младшего подросткового возраста…………………………………………40
2.1. Методы и процедура исследования межличностных
взаимоотношений детей младшего подросткового возраста……………………40
2.2. Анализ результатов эмпирического изучения межличностных
отношений детей младшего подросткового возраста……………………………47
Заключение………………………………………………………………………….60
Список литературы…………………………………………………………………61
Приложение 1 Список детей экспериментальных групп…………………………...67
Приложение 2 Бланк опроса социометрического эксперимента…………………...69
Приложение 3 Таблица социометрических выборов…………………………….71
Приложение 4 Результаты социометрического эксперимента……………………..73
Приложение 5 Результаты изучения мотивации выборов
в социометрической методике………………………………………………………..74
Приложение 6 Бланк опроса по методике самооценки качеств
личности (Т.Дембо-С.Рубенштейн)……………………………………………….76
Приложение 7 Результаты исследования самооценки качеств личности………….77
Приложение 8 Расчет коэффициента корреляции по Пирсону…………………….79




ВВЕДЕНИЕ:



Становление личности индивида не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается. По словам К. Маркса, общество «не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу».
Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – ее эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем. Именно активность личности, ее деяния являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях – в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных объединениях, - индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.
Ребенок живет, растет и развивается в переплетении различного рода связей и отношений. В детских и подростковых группах складываются межличностные отношения, отражающие взаимосвязи участников этих групп в конкретно-исторической ситуации развития общества. Несмотря на то, что проявления межличностных отношений в каждой конкретной группе имеют свою неповторимую историю, на разных возрастных этапах действуют общие закономерности их становления и развития.
Первая из них отражает обусловленность природы межличностных отношений тем местом, которая возрастная социальная группа занимает в обществе. Вторая характеристика межличностных отношений – это их зависимость от совместной деятельности, которая в любую историческую эпоху опосредствует развитие межличностных отношений в группе, определяет их строение. Третья особенность межличностных отношений заключается в их уровневой природе – сколько-нибудь сложившаяся группа имеет определенный уровень развития, от которого зависит наличие или отсутствие тех или иных ее социально-психологических особенностей и характер ее влияния на индивидов.
Любая группа на любой возрастной ступени характеризуется своей особой социальной ситуацией развития. Понятие социальной ситуации развития было введено Л.С. Выготским для характеристики развития личности ребенка внутри определенного возрастного этапа на основе конкретно – исторической системы его отношений с социальной действительностью. Понятие социальной ситуации развития может быть применено и к характеристике детской группы.
Это, прежде всего, объективные условия существования данной группы, определяемые исторической эпохой, культурой и пр.
Другим компонентом социальной ситуации развития детской группы является ее объективный социальный статус, определяемый прежде всего положением детства как социально – возрастной группы в структуре общества.
Помимо объективных условий социальной ситуации развития детской группы существует субъективный аспект социальной ситуации развития. Он представлен социальной позицией, т.е. отношение членов детской группы к этим объективным условиям, статусу, и их готовностью к принятию этой позиции и действиям в соответствии с ней.
Анализ социальной ситуации развития позволяет раскрыть содержание межличностных отношений в детских группах. В детских и подростковых группах могут быть выделены функционально – ролевые, эмоционально – оценочные и личностно – смысловые отношения между сверстниками.
Эмоционально – оценочные отношения выявляются в непосредственном взаимодействии детей, отражая систему их предпочтений. Знание этих отношений позволяет ответить на многие вопросы, связанные с поведением ребенка. На первый план здесь выступают эмоциональные предпочтения – симпатии, антипатии, дружеские предпочтения и т.д.
В последнее время, с притоком новых социальных взглядов, когда многое меняется и нажитое за последние десятилетия переходит в небытие необходимо находить новые цели, новые способы деятельности, которые бы давали нам больше, позволяли бы более продуктивно работать в новой сложившейся ситуации. Отход от тоталитарного общества и попытки прийти к более демократичному укладу жизни требует от нас пересмотра многих аспектов окружающей нас действительности.
Исходя из этого актуальность данной темы определяется следующими аспектами: наше внимание должно затрагивать особую ситуацию развития детей данного возраста, в данном случае 10-11 лет; необходимо найти точки соприкосновения изменяющегося мира и процесса становления такого вида деятельности ребенка в этом возрасте, как эмоционально – личностное общение, а также уточнить влияние сложившейся социальной ситуации на него; следующим аспектом можно назвать необходимость изучения мотивов эмоционального выбора в межличностных отношениях подростков, что в свою очередь выражается необходимостью изменений в воспитательной работе школы, в связи с появлением новых воспитательных технологий. Большинство этих технологий находится только в стадии теоретической разработки и требуют скорейшей практической апробации, в то время как различные технологии обучения довольно успешно практикуются многими школами на всей территории Российской Федерации.
Объект исследования – дети младшего подросткового возраста.
Предмет исследования – особенности межличностных отношений школьников младшего подросткового возраста во взаимосвязи с уровнем самооценки.
Цель работы - изучить взаимосвязь статусного положения ребенка в группе и уровня его самооценки.
Гипотеза заключается в предположении о том, что дети с низким статусным положением в группе сверстников имеют более низкую самооценку, чем дети имеющие высокий статус.

В данной работе нами будут решаться следующие задачи:
1. Проанализировать психологические источники по проблеме взаимосвязи самооценки с межличностным статусом в группе младших подростков.
2. На основе анализа источников построить схему исследования межличностных отношений и самооценки детей младшего подросткового возраста.
3. Подготовить и провести необходимые исследования, позволяющие подтвердить или опровергнуть гипотезу.
4. Обработать результаты и сделать выводы о взаимосвязи самооценки с межличностным статусом в группе младших подростков.
Для изучения уровня самооценки каждого ребенка группы была использована методика самооценки качеств личности (Т.Дембо–С.Рубинштейна).
Для проведения диагностики межличностных отношений в группе подростков была использована методика выявления социометрического статуса личности и структуры межличностных связей в группе (социометрия).
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы социальными работниками, психологами в работе с детьми младшего подросткового возраста.




СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 1997. - 368с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Издательство Московского Университета, 1980. – 195с.
3. Андреева Г.М., Богомолова Н.М., Петровская Л.А. Современная социальная психология на западе (теоретические направления). - М.: Издательство Московского университета, 1978. – 276с.
4. Андреева Г.М. Психология социального познания. - М.: Аспект Пресс, 1997. – 312с.
5. Антонова Н.В. Личностная идентичности современного педагога и особенности его общения//Вопросы психологии. – 1997. - №6. – С. 23.
6. Анциферова Л.И., Ярошевский М.Г. Развитие и современное состояния зарубежной психологии. - М., 1974. – 338с.
7. Аугенберг И.В. Динамика формирования психофизиологических шкал у школьников//Вопросы психологии. – 1996. - №1. – С. 108.
8. Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток. – М.: Просвещение, 1991. – 63с.
9. Беличева С.А. Этот «опасный» возраст. - М.: Знание, 1982. – 346с.
10. Белоус В.В., Дрокина И.Н. Своеобразие структур интегральной индивидуальности у старшеклассников в зависимости от сплоченности учебных групп//Вопросы психологии. – 1997. - №4. – С. 128.
11. Битянова М.Р. Социальная психология. – М.: Просвещение, 1994. – 83с.
12. Блонский П.Г. Психология школьника. - М., 1997. - 575с.
13. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М., 1983. – 348с.
14. Бодалев А.А. Личность и общение: избранные труды. - М.: Просвещение, 1983. – 274с.
15. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Просвещение, 1995. – 352с.
16. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 528с.
17. Волков Б.С. Психология подростка. - М.: Педагогическое общество России, 2001. – 346с.
18. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. – Т.2. - М.: Просвещение, 1984. – 374с.
19. Давыдов В.В., Драгунова Т.В., Ительсон Л.Б., Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 1979. – 288с.
20. Донцов А.И. Психология коллектива. - М.: Издательство Московского Университета, 1984. – 174с.
21. Драгунова Т.В., Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. – М.: Просвещение, 1967. – 156с.
22. Дубровина И.В., Лисина М.И. Возрастные особенности психического развития детей. – М.: АПН СССР, 1982. – 164с.
23. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 1999. - 384с.
24. Ильин Е.Н. Искусство общения. - М.: Педагогика, 1982. - 112с.
25. Казнова Г.В. Взаимосвязь общественно-полезной деятельности и общения подростков//Вопросы психологии. – 1983. - №3. - С. 40 - 45.
26. Карпенко Л.А., Петровский А. В. Краткий психологический словарь. - М.: Просвещение, 1981. – 195с.
27. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабелъность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 348с.
28. Колесов Д.В., Мягков И.Ф. Учителю о физиологии и психологии подростка. - М.: Просвещение, 1987. – 386с.
29. Кон И.С. Открытие «Я». - М.: Политиздат, 1978. – 422с.
30. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1980. – 346с.
31. Кондаков И.М. Диагностика профессиональных установок подростков//Вопросы психологии. – 1997. - №2. – С. 122.
32. Кондратьев М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков//Вопросы психологии. – 1997. - №3. – С. 69.
33. Кондратьева С.В. Практическая психология: учебно-методическое пособие. – Минск: Университетское, 1997. – 212с.
34. Крайс Г. Психология развития. – СПб., 2000. – 288с.
35. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспект. - М.: Издательство Московского университета, 1991. - 392с.
36. Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Психология руководство и лидерство в спортивном коллективе. - М.: Издательство Московского университета, 1985.-228с.
37. Крутецкий В.А. Психология. Учебник для учащихся пед. училищ. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1986. - 147с.
38. Крылов А.А. Практикум по общей и экспериментальной психологии. – Л.: Издательство Ленинградского Университета, 1987. – 256с.
39. Кузьмин Е.С. Методы социальной психологии. - Л.: ЛГУ, 1977. – 168с.
40. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М.: УРАО, 1997. – 328с.
41. Леонтьев А.А. Психология общения. - М.: Смысл, 1997. - 365с.
42. Липкина А.И. Самооценка школьника. – М.: Знание, 1976. – 64с.
43. Личко А. Е. Подростковая психиатрия. - М.: Медицина, 1985. – 325с.
44. Мадорский Л.Р. Глазами подростков. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 176с.
45. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 1997. – 688с.
46. Межличностное восприятие в группе/Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. - М.: Издательство Московского университета, 1981.-263с.
47. Мир детства. Подросток. – М., 1982. – 365с.
48. Мир подростка/Под. ред. Р.Д, Снежневской. - М.: Педагогика, 1989. – 323с.
49. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. - М.: Педагогика, 1984. – 334с .
50. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Просвещение, 1992. – 426с.
51. Общение и оптимизация совместной деятельности/Под ред. Г.М. Андреевой, Я. Яноушека. - М.: Издательство Московского университета, 1987. – 385с.
52. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1993. – 256с.
53. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. - М.: Просвещение, 1987. – 327с.
54. Петровский В.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. Учебное пособие для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 1978. - 117с.
55. Петровский А.В., Абраменкова В.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов пед. Институтов. - М.: Просвещение, 1987. – 147с.
56. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Знание, 1982. – 179с.
57. Поварницына Л.А. Психологический анализ трудностей обще¬ния. - М., 1987. – 238с.
58. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста//Вопросы психологии. – 1996. - №1. – С. 20.
59. Практикум по возрастной и педагогической психологии/Под ред. А.И. Щербаковой. - М.: Просвещение, 1987. - 254с.
60. Психология подростка. Хрестоматия/Сост. Ю.И. Фролов. - М., 1997. –364с.
61. Психология современного подростка/Под. ред. А.В. Петровского. - М., 1981. – 332с.
62. Психология современного подростка/Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Педагогика, 1987. – 275с.
63. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1996. –529с.
64. Романов И.В. Особенности половой идентичности подростков//Вопросы психологии. – 1997. - №4. – С. 39.
65. Рубцов В.В. Совместная учебная деятельность в контексте проблемы соотношения социальных взаимодействий и обучения//Вопросы психологии. – 1998. - №5. – С. 49.
66. Савченко Е.А. О готовности старшеклассников противостоять аморальным проявлениям//Вопросы психологии. – 1997. - №3. – С. 22.
67. Славина Л.С. Индивидуальный подход к подросткам. - Л.: Просвещение, 1983. – 354с.
68. Современный словарь иностранных слов/Под ред. Е.А. Гришиной. - М.:Рус. Яз., 1993. - С. 324.
69. Сологуб Г.П. Пробуждение личности. - М.: Просвещение, 1987. – 376с.
70. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов/Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандритская. - М.: Аспект Пресс, 2000. – 388с.
71. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – М.: Академия, 1997. – 372с.
72. Столин В.В. Самосознание личности. - М., 1983. – 278с.
73. С чего начинается личность/Под. ред. Р.И. Косолапова. - М.: Политиздат, 1984. – 328с.
74. Учителям и родителям о психологии подростка/Под ред. Т.Г. Араканова. - М.: Высшая школа, 1990. – 277с.
75. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка М.: Педагогика, 1988. – 114с.
76. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современ¬ного подростка//Вопросы психологии. – 1985. - №1. – С. 26-32.
77. Флейк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений к окружающим. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993. -511с.
78. Формирование личности в переходный период от подрост¬кового к юношескому возрасту/Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Педагогика,1987. – 225с.
79. Фридман Л.И., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 1991.- 161с.
80. Цукерман Г.А. Десяти-двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии//Вопросы психологии. – 1998. – 33. – С. 17.
81. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. - М.: Интерпракс, 1995. – 375с.
82. Чирков В.И. Межличностные отношения, внутренняя мотивация и саморегуляция//Вопросы психологии. – 1997. - №3. – С. 102.
83. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.: ВЛАДОС, 1998. -508с.
84. Шельштейн Е.С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте//Вопросы психологии. – 2000. - №2. – С. 34-38.
85. Штомпка П. Социология социальных изменений. - М.: Аспект Пресс, 1996. – 456с.
86. Штроо В.А. Защитные механизмы: от личности к группе//Вопросы психологии. – 1998. - №4. – С. 54.
87. Энциклопедия психологических тестов. Общение, межличностные отношения. – М.: ООО «Издательство АСТ», 1997. – 348с.
88. Якунин В.А. История психологии. - СПб,1998. – 445с.
89. Ярошевский М.Г. История психологии. - М.: Мысль, 1985. – 386с.
90. Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка//Вопросы психологии. – 1999. - №6. – С. 54.

Цена: 8000.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru