Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Эмпирическое исследование межличностных отношений в семье ID работы - 753181 психология (курсовая работа) количество страниц - 42 год сдачи - 2010 СОДЕРЖАНИЕ: Введение 3 Глава 1. Влияние родительской семьи на формирование семейных установок 7 1.1. Особенности семьи как социального института 7 1.2. Психология молодой семьи, как фундаментального этапа в развитии семьи 13 Глава 2. Эмпирическое исследование межличностных отношений в семье 17 2.1.Организация и методы исследования 17 2.2.Результаты и анализ результатов 22 Заключение 28 Выводы 30 Список использованной литературы 31 Приложения 34 ВВЕДЕНИЕ: Тема данной дипломной работы "Психодиагностика семейных отношений" очень актуальна на сегодняшний день потому, что семья - это главная система, к которой принадлежит каждый из нас, это группа людей, взаимодействующих как одно целое. В настоящее время в нашем обществе происходит переход от представлений о семье как о "ячейке общества" к пониманию ее самоценности. Однако следует заметить, что, по данным научно-исследовательского центра Института молодежи, российская семья сейчас находится в состоянии кризиса, социальной деградации. На протяжении последних лет существует устойчивая тенденция к: ухудшению материального положения семьи; росту числа неполных семей; снижению интереса к рождению детей; Таким образом, повышенный интерес к семье и браку обусловлен непростой ситуацией, харатеризующей состояние российских семей хорошо известно, что значительный процент браков распадаются. По статистике в 2009 году на один миллион браков в России приходится 700 тысяч разводов . По данным опросов, гражданские браки крайне редко продолжаются дольше 5 лет: как правило, они через пару-тройку лет распадаются или, в конце концов, регистрируются. Еще 20 лет назад москвичками в возрасте до 24 лет заключалось больше 50% браков, а сейчас всего 40%. Для мужчин жениться до 24 лет в середине 80-х было нормой: из каждых пяти женихов двое пребывали именно в этом возрасте. А сейчас мужчинам, вступающим в брак, как правило, от 25 до 34 лет. Обзаводиться детьми молодые люди тоже не торопятся. К примеру, в 1991 году больше половины детей в Москве были рождены молодыми мамами в возрасте до 25 лет, а в 2005 году 55% новорожденных появились на свет у мам в возрасте 25-34 лет. Таким образом, в России все популярнее становится западная модель, при которой рождение ребенка и создание семьи откладывается на период после 30-ти . Таким образом, вопрос об укреплении брака и улучшении брачной структуры населения приобретает важнейшее государственное значение в связи с проблемой рождаемости. Решение таких проблем немыслимо без изучения механизмов становления внутрисемейных отношений и диагностики особенностей их протекания. Проблемы в современных семьях не всегда очевидны. Психодиагностика же позволяет не только своевременно выявить наличие психологических проблем в семье, но и конкретные стороны взаимоотношений супругов, требующие коррекции. Данные взаимосвязи позволили сформулировать проблему данного исследования: насколько необходима психодиагностика семейных отношений и насколько она эффективна как метод? Цель данной работы: изучить специфику психологии семьи и особенности взаимоотношений внутри нее. Объектом исследования при этом выступила современная российская семья. Предметом исследования: методы психодиагностики взаимоотношений между супругами, в частности в молодой семье. Основная гипотеза исследования в том, что с помощью методов психодиагностики можно выявить особенности внутрисемейных отношений супругов. Гипотеза эмпирической части исследования в том, что супруги из молодых семей, не смотря на сложности первого этапа семейной жизни, имеют высокие показатели удовлетворенности браком и позитивные реакции в конфликтных ситуациях Для достижения цели работы и проверки (подтверждения или опровержения) выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи: 1. На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о психологических особенностях семьи как социального института 2. Рассмотреть сущность и специфику психологии молодой семьи, как фундаментального этапа в развитии семьи 3. С помощью психодиагностических методик исследовать межличностные отношения в семье. 4. На основе полученных результатов сделать соответствующие выводы. 5. Систематизировать и обобщить подходы к данной проблеме. Методологической основой исследования являются принципы отечественной гуманистической психологии и психодиагностики. В работе использованы следующие методы исследования: 1. Анализ методической литературы. 2. Методы эмпирического исследования: тестирование. 3. Метод специализированного исследования: количественно-качественный анализ. Научная новизна данной работы в следующем: 1. Данное исследование проводилось на основе последних достижений гуманистической психологии. 2. Разработан и апробирован комплекс методик, предназначенный для выявления особенностей внутрисемейный межличностных отношений. 3. Проведено исследование особенностей внутрисемейных межличностных отношений в современной молодой семье, развивающейся в период экономического кризиса в нашей стране. Практическое значение работы заключается в следующем: 1. Предложен методический блок, позволяющий изучить особенности внутрисемейных межличностных отношений, который можно использовать в диагностических целях. 2. Выявлены проблемы внутрисемейных отношений в молодой семье, которые могут быть использованы в условиях семейной консультации и в сомокоррекции семейных отношений молодыми людьми. Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, основной части и заключения. Названия каждой части отображают ее содержание. В конце работы представлен список использованной литературы. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Алешина Ю.Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем совместной жизни: Дисс. …канд. психол. наук. - М.,1985. - 263 с. 2. Андреева Т. В. Социальная психология семейных отношений. СПб.: СпбГУ, 1998. 3. Архиреева Т.В. Методика измерения родительских установок и реакций. // Вопросы психологии, 2002, № 5. 4. Баландина Л. Л. Психологические особенности межличностных отношений и индивидуальные характеристики младших школьников из многодетных семей//Сб. научных трудов: Психологическое сопровождение личности в педагогическим процессе. Ч.2, - Курган, 2002 5. Бёрн Э. Игры, в которые играют люди. - Мн.: 2000. 6. Бодалев А.А, Столин В.В. Семья в психологической консультации. М.: Педагогика, 1989. 7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1969 8. Браун Дж, Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии, С-Пб, 2001. 9. Бродская Е. Полигон семейной жизни: метишь в супруга - стреляешь в ребёнка... /ж. Семейная психология - 2002 - № 22 10. Варга А.Я., Системная семейная психотерапия. С-Пб. 2001. 11. Вебер Г. Кризис любви. - М.: 2002. 12. Витакер К. Полуночные размышления семейного терапевта/Пер. с англ. М.И. Завалова. - М.: Независимая фирма "Класс", 2004 13. Владыкина Т. Брак небесный. Как развестись православному, мусульманину и еврею? Или лучше не надо?//Российская газета - 2010 г. - №5115 (36) 14. Гребенников И.В. Основы семейной жизни: Учеб. Пособие для пед. Ин-тов. - М.: Просвещение, 1991.- с. 68 (157с) 15. Гурко Т.А. Особенности развития личности подростков в различных типах семей // Социологические исследования. 1995. №10. 16. Джеймс М. Брак и любовь. - М, 1993. 17. Дружинин В. Н. Психология семьи. - Екатеринбург: 2000. - 3-е изд. испр. и доп. 18. Зритнева Е. И. Современная семья как основной фактор подготовки молодежи к брачно-семейным отношениям. Вестник СевКавГТУ Серия "Гуманитарные науки", №1 (11), 2004 19. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб., 2002. 20. Каган В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет// Вопросы психологии. 2000. № 2. 21. Казарян М.Ю. Сайфугалиева А.И.Тезисы второй всероссийской научной конференции "Психологические проблемы современной российской семьи" (25-27 октября 2005г.). В 3-х частях. - 2 часть/Под общей редакцией доктора психологических наук В.К. Шабельникова и кандидата психологических наук А.Г. Лидерса. - М., 2005. 22. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. - Ярославль, 2001. 23. Крайг Г. Психология развития. - СПб, 2000 24. Навайтис Г. Тайны семейного (не) счастья. - М., 1998. 25. Психология человека от рождения до смерти. Психологическая энциклопедия / Под ред. А. А. Реана СПб.: Прайм-Еврознак; Издательский Дом "Нева"; М.: ОЛМА-Пресс, 2001. 26. Самоукина Н.В. Парадоксы любви и брака. Психологические записки о любви, семье, детях и родителях. - М.: Русская Деловая Литература, 1998. 27. Системная семейная психотерапия/ Под ред. Э.Г.Эйдемиллера. - СПб.: Питер, 2001. - с. 126 28. Статистика разводов//Частная жизнь - 2009 (от 17 декабря) 29. Супружество как творчество / семейная психология/ Maлипуz.ru - http://malipuz.ru/383.htm 30. Тюгашев Е.А., Попкова Т.В. Семьеведение: Учебное пособие. - Новосибирск: СибУПК, 2003 - с 99 (299) 31. Федотова Н.Ф. Глава семьи: мотивы признания // Вопросы психологии. - 1983. - № 5. - С. 87-94. 32. Харчев А. Г., Марковский М. С. Современная семья и ее проблемы. М., 1978. 33. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2000. Цена: 1500.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru