Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Эмпирический анализ сплоченности в ученическом коллективе ID работы - 757167 психология (курсовая работа) количество страниц - 49 год сдачи - 2010 СОДЕРЖАНИЕ: Введение……………………………………………………………………...3 Глава 1. Теоретический анализ проблемы сплоченности ученического коллектива……………………………………………………………………6 1.1. Возрастные и личностные особенности, характерные для подросткового периода…………………………………………………6 1.2. Возрастные особенности старших школьников…………………11 1.3. Психологическая сущность межличностных отношений в ученическом коллективе...........................................................................17 1.4. Проблема сплоченности в ученическом коллективе……….…….23 Глава 2. Эмпирический анализ сплоченности в ученическом коллективе…………………………………………………………………..29 2.1. Описание выборки и методов исследования……………………...29 2.2. Описание результатов исследования сплоченности……………32 Заключение…………………………………………………………………37 Список литературы……………………………………………………….39 Приложение 1……………………………………………………………..41 Приложение 2……………………………………………………………..49 ВВЕДЕНИЕ: Актуальность работы. Интерес к проблемам межличностного общения и факторов групповой деятельности проявляют огромное количество направлений современной науки и практики. По мнению Б.Ф.Ломова, в этом проявляется общая тенденция развития всей системы психологических наук. Столь активный интерес психологов, социальных педагогов и социальных психологов к этой проблеме обусловлен пониманием коммуникативной природы психики человека. Общение оказывает чрезвычайно важное влияние и на интеллектуальное, и на эмоциональное, и на нравственное развитие личности. Кроме того, как отмечает Е.С.Кузьмин, все социально психологические черты приобретаются через личный опыт общения. Тем большую актуальность приобретает изучение специфики межличностных отношений и процессов в ученических группах в подростковом возрасте, наполненном конфликтными переживаниями, характерологическими проявлениями формирующейся личности. Зачастую, такие негативные личностные черты как агрессивность, конфликтность и т.п. проявляется наиболее ярко и неожиданно именно в подростковом возрасте, в общении со сверстниками в малой группе - классе. В качестве экспериментального поля не случайно выбран старший школьный возраст. Основания такого выбора: во-первых, - это возраст, в котором происходит переход в более глубокий мир социальных взаимоотношений, требующий личностной активности от каждого индивида; во-вторых, старший школьный возраст - период наиболее активного формирования личности, т.е. наиболее сенситивный к различного рода коррекционным мероприятиям; в-третьих, большинство сформированных личностных качеств приобретают устойчивый характер и, следовательно, результаты исследования носят прогностический характер. Цель исследования: изучение особенностей межличностных отношений старших школьников в ученическом коллективе и сплоченности учащихся. Сплоченность старших школьников в классе во многом означает благоприятные возможности построения эффективной совместной учебной (формальной) и неформальной деятельности. На наш взгляд, для решения данного рода проблем актуальной задачей является теоретическое и практическое изучение факторов сплоченности в ученическом коллективе. Необходимо понять механизм формирования сплоченности в группе старших школьников, наметить целесообразные пути педагогической и психологической коррекции отклонений в развитии группы. Целью данной курсовой работы является выявление и анализ факторов и предпосылок сплоченности в ученическом коллективе (классе). Задачи исследования: 1. Анализ теоретической литературы по теме курсовой работы; 2. Характеристика возрастных особенностей старших школьников; 3. Анализ специфики и условий формирования групповой деятельности и групповой сплоченности в классе; 4. Экспериментальное исследование специфики сплоченности в классе. 5. Формулирование рекомендаций по оптимизации групповых процессов в ученическом коллективе. Методологической основой исследования являются принципы и подходы к исследованию психологических особенностей межличностного общения в старшем школьном возрасте Я.Л. Коломинского, А.А. Реана, А.Е. Личко, И.С. Кона, Ф. Райса. Объект исследования: ученический коллектив старшего школьного возраста (15-17 лет). Предмет исследования: факторы, способствующие формированию дружеских отношений в ученическом коллективе старшего школьного возраста (15-17 лет). Цель, объект и предмет исследования позволили выдвинуть гипотезу исследования. Гипотезой исследования является предположения о том, что сплоченность в коллективе класса в большей степени определяется возрастом учащихся. То есть, уровень сплоченности в восьмом классе ниже, чем в 11-ом. Практическая значимость работы состоит в том, что разработанная технология формирования межличностных отношений в ученическом коллективе может быть использована психологами и педагогами в воспитательной работе с учащимися в условиях школы и учреждений дополнительного образования. Экспериментальная база исследования - гимназия им.А. Мальро, 8-А и 11-А классы. Методики исследования: 1) "Исследование групповой сплоченности ученического коллектива", 2) "Оценка отношений подростков с классом". СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Агеев B.C., Сыродеева А.А. Интегративные процессы в межгрупповом взаимодействии // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2004. № 2. С. 11-20. 2. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы, М.. 2000. - 350с. 3. Андреева Г. М. Социальная психология. - М.:Аспект Пресс, 2000.-376с. Аппенянский А.И. Человек и бизнес. Путь совершенства. М.: Барс, 1995. - 228 с. 4. Бодалев А.А. Личность и общение: Избр. труды. - М.: Педагогика, 2003.-272с. 5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в школьном возрасте. - М.: Педагогика, 2008.- 379с. 6. Борожин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! Новосибирск, 2003.- 270с. 7. Воронин В.Н., Савичев В.Л. Развитие навыков делового взаимодействия. - М.: Изд-во ЦБ РФ., 2004. - 174 с. 8. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 2005.- 269с. 9. Головаха Е.И. Структура групповой деятельности. Социально-психологический анализ. М.: Наука, 2009. - 379с. 10. Гуревич К.М. Психологическая диагностика детей и подростков. - М.: Международная педагогическая академия, 2005. - 360 с. 11. Донцов А.И. Психология коллектива. М.: МГУ, 2004.-269с. 12. Жуков Л.Я., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М.: Изд-во МГУ, 2000.- 379с. 13. Журавлев А.Л. Совместная деятельность как объект социально-психологического исследования. // Совместная деятельность: методология, теория, практика. /Отв. ред. А.Л. Журавлев, П.Н. Шихирев, Е.В. Шорохова. М.: Наука, 2003. С. 19-36. 14. Коллектив и личность. /Под ред. К.К. Платонова, О.И. Зотовой, Е.В. Шороховой М.: Наука, 2005.-468с. 15. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - Минск, Тетра-Системс, 2000. - 432 с. 16. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.:, 2001.-468с. 17. Кричевский Р. Л. Проблема межличностной совместимости в зарубежной социальной психологии. // Вопросы психологии. 2005. № 5, С.5-7. 18. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. М.: Изд-во МГУ, 2001.- 359с. 19. Майерс Д. Социальная психология: Пер. с англ. СПб.: Питер, 2006.- 450с. 20. Максимова Н. Ю. Диагностика и коррекция поведения трудных подростков //Вопросы психологии, 2007, № 3, С.6-8. 21. Методики социально-психологического исследования личности и малых групп. / Отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Журавлева. М.. 20055. С. 154-161. 22. Немов Р.С. Социально - психологический анализ эффективной деятельности коллектива. - М.: Педагогика, 1984. - 200 с. 23. Обозов Н. Н., Обозова А. Н. Три подхода к исследованию психологической совместимости. // Вопросы психологии. 2001. 6. С. 91-101. 24. Обозов Н.Н. Психология делового общения. - СПб.: Академия психологии, предпринимательства и менеджмента, 2007. - 36 с. 25. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 2005. - 360 с. 26. Общая психодиагностика /Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. - М.: Изд-во МГУ, 1987. - 304 с. Цена: 1500.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru