Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Экспериментальное изучение эмпатии как профессионально-важного качества будущих психологов ID работы - 711628 психология (курсовая работа) количество страниц - 54 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Введение…………………………………………………………………………...3 1. Теоретические подходы к проблеме формирования эмпатии в психологической литературе….…………………….……………………………6 1.1. Характеристика эмпатии в отечественной и зарубежной психологии………………………………………………………………6 1.2. Роль эмпатии в профессиональной адаптации начинающих психологов…………………………….………………………………12 1.3. Этапы развития эмпатии у студентов психологических факультетов……………………………………………………………20 2. Экспериментальное изучение эмпатии как профессионально-важного качества будущих психологов……………………………………………….....28 2.1. Организация и методы исследования………………………..28 2.2. Анализ результатов исследования……………………….......31 Заключение ……………………………………………………………………38 Литература…………………………………………………………………….40 Приложение 1………………………………………………………………....43 Приложение 2…………………………………………………………………....52 ВВЕДЕНИЕ: Проблема повышения роли эмпатии в личностном развитии давно стала предметом научного исследования в психологии. Это связано с тем обстоятельством, что эмпатия как психологический феномен оказывает существенное влияние на всю личность в целом, повышает мотивацию и продуктивность деятельности и расширяет представление об ее эффективности. Преобразования, происходящие в нашем обществе, требуют нового типа взаимоотношений между людьми, построенных на гуманистической основе, где выдвигается подход к Человеку как к индивидуальности. Ориентация молодежи на профессию психолога рассматривается как одна из основных проблем подготовки психолога. Студенты-психологи, благоприятно пережившие кризисы профессионального обучения становятся прекрасными специалистами, и это очевидно, поскольку в конфликте мотивов обучения побеждает мотив профессионализации, со всеми вытекающими из этого следствиями, связанными со спецификой волевого акта. Актуальность данной работы определяется практической потребностью усовершенствования системы отбора и подготовки психологов. Особенно актуальна эта проблема в профессиональном становлении студентов психологов, так как именно в этот период продолжают развиваться эмпатийные отношения к человеку, и мотивируется профессиональное самоопределение. Одним из профессионально-значимых свойств, необходимых для успешного осуществления психологического взаимодействия, является эмпатия. Выявление закономерностей развития эмпатийных свойств выпускников вузов выступает как условие эффективной ориентации их на профессию психолога. Основная идея гуманизма заключается в том, что человек является наивысшей ценностью. По мере того, как личность все глубже познает себя, свою индивидуальность, она становиться более чувствительной и способной принять уникальность других. Следовательно, развитие эмпатии сопровождает личностный рост и становится одним из его ведущих признаков. Эмпатия помогает человеку соединиться с миром людей и не ощущать одиночества. Огромная значимость эмоциональных отношений между людьми делает их предметом самого пристального внимания со стороны различных наук: философии, психологии, социологии, педагогики, литературоведения. Проблема изучения эмпатии как в отечественных, так и в зарубежных исследованиях имеет два подхода и рассматривается в связи с нравственными и эстетическими чувствами (А.А. Бодалев, Т.П. Гаврилова, Г.И. Ефремова, А.Д. Кошелева, Я.З. Неверович, К. Роджерс и др.), и как один из аспектов человеческих отношений (Л.И. Божович, Л.П. Выговская, Т.Е. Конникова, В.К. Котырло, А.Д. Кошелева, Ю.А. Менджерицкая, Е.Ф. Субботский, О.И. Цветкова, К. Роджерс и др.). Способность человека эмоционально откликаться на чувства другого человека способствует установлению взаимоотношений и организует взаимодействие (В.Н. Мясищев). Объектом настоящего исследования является эмпатия как личностное свойство будущего психолога. Предмет исследования - особенности эмпатии у выпускников психологического факультета. Гипотеза. Мы предположили, что для будущего психолога профессионально-важным качеством является эмпатия, следовательно, студенты-психологи обладают такими личностными качествами, как сочувствие, сопереживание, эмоциональная отзывчивость, понимание психологических состояний других людей, потребности в общении, помощи и покровительстве другим людям. Целью исследования является изучение особенностей формирования эмпатии как личностного свойства будущих психологов. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи: 1. Проанализировать научное состояние проблемы психологической эмпатии в отечественной и зарубежной психологии и определение исходных теоретических положений экспериментального исследования эмпатии. 2. Рассмотреть роль эмпатии в профессиональной адаптации начинающих психологов. 3. Рассмотреть этапы развития эмпатии у студентов психологических факультетов. 4. Изучить на практике особенности формирования эмпатии как профессионально-важного качества будущих психологов. 5. Проанализировать результаты исследования. Практическое значение работы состоит в разработке методик диагностики проявления и формирования эмпатии у студентов психологических факультетов. Результаты исследования и вытекающие из них практические рекомендации могут применяться в процессе психологической профориентации и профотбора абитуриентов на психологические факультеты вузов. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Абрамова, Г.С. Практическая психология / Г.С. Абрамова, - М.: Академический проект, 2005. - 267с. 2. Акимова, М.К., Рекомендации по использованию результатов диагностики природных особенностей человека в педагогической практике./ М.К. Абрамова, В.Т. Козлова. - Методики диагностики природных психофизиологических особенностей человека. Вып. 2. М., 1992. С. 99-110. 3. Аксентьева, М.А. Проблемное поле психологии профессионального образования / М.А. Аксентьева. - М. 2001. - 269с. 4. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности./ В.Г.Асеев.- М.: Мысль, 1976. - 342 с. 5. Балл, Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности / Г.А. Балл // Вопросы психологии. - 2005. - N 1. - С. 92 - 100. 6. Бондаренко, А.Ф. Личностное и профессиональное самоопределение отечественного психолога-практика / А.Ф. Бондаренко // Московский психотерапевтический журнал. 2003. № 1.С. 67-69. 7. Гаврилова, Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии. Исторический обзор и современное состояние проблемы / Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии. 2005. №2. С. 147-156. 8. Гаврилова, Т. П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и среднего школьного возраста./ Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии. 2004. №2. С. 107-114. 9. Гапонова, С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения / С.А. Гапонова // Психологический журнал. - 1994. - Т. 15. - N 3. - С. 131 - 135. 10. Донцов, А.И., Профессиональные представления студентов-психологов / А.И. Донцов, Г.М. Белокрылова // Вопросы психологии. 2007. №2.С.56-59. 11. Дьяченко, М.И., Краткий психологический словарь: личность, образование, профессия./ М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович - Минск: Просвещение, 2006. - 399 с. 12. Корнилова, Т.В., Сравнение личностных особенностей российских и американских студентов (по опроснику А. Эдвардса)/ Т.В. Корнилова, Е.Л. Григоренко / Вопросы психологии. 1995. № 5. С. 108-115. 13. Кудрявцев, Г.В. Психологические основы профобучения./ Г.В. Кудрявцев. - М.: Педагогика, 2008. - 216 с. 14. Кучмиева, С. И. Мотивационные детерминанты процесса профессиональной социализации студентов / С. И. Кучмиева // Бизнес. Образование. Право : вестник Волгоградского института бизнеса.- 2006. - Вып. 1. - С. 62-68. - 0,2 п.л. 15. Кучмиева, С. И. Мотивационные факторы профессиональной социализации студентов / С. И. Кучмиева // Среднее профессиональное образование. - 2006. - № 3. - С. 40-42. - 0,25 п.л. 16. Кучмиева, С. И. Технологии выработки социально-психологических качеств активных субъектов гражданского общества в процессе социализации молодежи в вузе / С. И. Кучмиева // Молодежь и формирование гражданского общества в России : материалы Первой общероссийской научно-практической конференции, г. Волгоград, 6-7 октября 2005 г. / Волгоградский институт бизнеса. - Волгоград : Панорама, 2005. - С. 267-275.- 0,2 п.л. 17. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность./ А.Н. Леонтьев. - М.: Прогресс, 2005. - 358с. 18. Лешин, В.В. Профессиональная направленность и проблема развития личности студентов/ В.В. Лешин. // Вопросы психологии. № 8. 2006. С. 100-111. 19. Маркелова, М.Н., Профессиональное самосознание начинающего психолога/ Н.М. Маркелова, В.М. Просекова // Психолог-профессионал: деятельность, личность, общение. - Тюмень, 2006. С. 33-34. 20. Мосина, Н.В. Современные проблемы подготовки компетентных специалистов в системе высшего профессионального образования / Н.В. Мосина, - Институт общего образования Министерства образования и науки России, - М.:- 2005. - 28с. 21. Мосина, Н.В. Образовательный процесс и управленческие аспекты в вузе / Н.В. Мосина // В сб. "Педагогическая наука и практика: проблемы и перспективы". Вып. 1. - М.: АНО "Центр поддержки социальных инициатив и образования", ИОО МО РФ, М., 2004. - С. 21-28. 22. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие. Л.: ЛГУ, 1990. С. 32-37. 23. Юсупов, И. М. Психология эмпатии (Теоретические и прикладные аспекты): Дис. д-ра. психол. наук. /И.М. Юсупов. - С.-Петерб. Гос. Ун-т. СПб., 1995. 252 с. Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru