Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Экспериментальное исследование влияния стилей семейного воспитания на развитие личности ребенка ID работы - 602181 психология (дипломная работа) количество страниц - 68 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Введение 3 Глава 1. Теоретические основы исследования влияния стилей семейного воспитания на развитие личности ребенка 6 1.1. Специфика семейного воспитания 6 1.2. Стилевые характеристики семейного воспитания 18 1.3. Роль стиля семейного воспитания в развитии личности ребенка 26 Глава 2. Экспериментальное исследование влияния стилей семейного воспитания на развитие личности ребенка 37 2.1. Методика и процедура исследования 37 2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 45 2.3. Рекомендации по результатам исследования 50 Заключение 54 Список литературы 57 Приложения 1 60 Приложения 2 62 Приложения 3 63 Приложения 4 66 Приложения 5 68 ВВЕДЕНИЕ: Введение Детско-родительские отношения являются средой, детерминирующей психическое развитие ребенка и определяющей формирование его личности (Л.С. Выготский, А.А. Бодалев, И.С. Кон, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, О.А. Карабанова, А.В. Черников, А.З. Шапиро, Э.Г. Эйдемиллер, В.В.Юстицкис, М.С. Мацковский и др.). Влияние родителей на ребенка во многом связано с воспитательными воздействиями на него, а представления о ребенке являются внутренней (ориентировочной) основой воспитания. Роль семьи в формировании уникальной для каждого ребенка социальной ситуации развития общеизвестна. Стиль семейного воспитания, определяемый родительскими ценностными ориентациями, установками, эмоциональным отношением к ребенку, особенностью восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним - является значительным фактором развития личности ребенка. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Авторы, занимающиеся этой проблемой (Р.В.Бортов, Ю.Б.Гиппенрейтер, И.А.Логинова, Л.Г.Матвеева, О.В.Переломова, О.Е.Смирнова, М.В.Быкова и другие), отводят важную роль раннему опыту воспитания ребенка в конкретной культурной среде, семейным традициям и эмоциональному фону отношений родителей к ребенку. Вопросы семейного воспитания и влияния взаимоотношений в семье на ребенка стали разрабатываться в рамках психолого-педагогического подхода (К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, Е.А.Аркин, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, Н.И.Лисина, В.К.Копырло и др.). Вместе с тем, несмотря на то, что в отечественной и зарубежной литературе достаточно глубоко и подробно рассмотрены особенности влияния стилей семейного воспитания на формирование личности ребенка, слабо изученным остается вопрос о конкретном влиянии воспитательных принципов каждого из родителей на различные структурные элементы личности, в том числе на уровне отдельных черт личности, на уровне смысловых образований личности. Родительские установки, или позиции - один из наиболее изученных аспектов детско-родительских отношений. Среди отечественных психологов наиболее систематическое экспериментальное исследование в этой области осуществляли А.Я. Варга и В.В. Столин, которые понимали под родительскими установками "систему, или совокупность родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним"1. Под родительским стилем подразумеваются установки и соответствующее поведение, которые не связаны именно с данным ребенком, а характеризуют отношение к детям вообще. Таким образом, в качестве наиболее значимых черт родительского отношения авторы выделяют эмоциональные, когнитивные и деятельностные его аспекты. Актуальность: в связи с особой воспитательной ролью семьи необходимо определить значение внутрисемейных психологических факторов, в частности, стиля семейного воспитания, для формирования личности ребенка, с тем, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Объект - формирование личности ребенка в семье. Предмет - особенности формирования личности ребенка в зависимости от различных стилей семейного воспитания. Цель - выявить влияние стиля семейного воспитания на формирование личности ребенка. Задачи: 1) Раскрыть специфику семейного воспитания; 2) Предположить гипотетическую связь между стилем семейного воспитания и особенностями развития ребенка; 3) экспериментально исследовать влияние различных стилей семейного воспитание на формирование личности ребенка; 4) разработать рекомендации по изучению детско-родительских отношений. Гипотеза: 1) в семьях детей с высокой тревожностью наиболее выражены авторитарность, недоверие к ребенку, отрицание самостоятельности и личностной состоятельности ребенка. В семьях детей с низкой тревожностью напротив, выражены взаимопонимание, уверенность в успешности и самостоятельности ребенка; 2) дети с менее выраженной тревожностью гармоничны в исходящих и получаемых отрицательных и положительных чувствах, что говорит о нормальном, гармоничном развитии детей, отсутствие психологического дискомфорта, положительном семейном климате; 3) группа детей с более выраженной тревожностью преувеличивают негативные чувства, отрицая положительные, что подтверждает гипотезу о том, что стиль родительских отношений влияет на развитие личности ребенка. Методологической базой выпускной квалификационной работы явились труды отечественных и зарубежных авторов: концепция стилей семейного воспитания А. Болдуина, Боумрида, разработки М.И. Лисиной, В.И.Гарбузова, Э.Арутюнянц, Т.А.Куликовой, О.И.Давыдовой, классификации типов воспитания А. Е. Личко и Э. Г. Эйдсмиллер. Методы исследования, применяемые в данной работе: анализ теоретических источников, наблюдение, беседа, тестирование. Глава 1. Теоретические основы исследования влияния стилей семейного воспитания на развитие личности ребенка 1.1. Специфика семейного воспитания По мнению различных педагогов и психологов (К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, Е.А.Аркин), воспитание - это целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В широком социальном смысле воспитание - это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы - словом, все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества. Исследованием мышления занимались А.А.Люблинская, Л.А.Венгер, В.С.Мухина, Н.Ф.Виноградова, В.Н.Аванесова, С.Н.Николаева, Г.В.Урадовских, Л.С.Выготский и др. В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни. Семейное воспитание - это более или менее осознанные усилия по взращиванию ребёнка, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть ребёнок, подросток, юноша. Семейное воспитание - составная часть относительно социально контролируемой социализации человека (наряду с социальным воспитанием и религиозным воспитанием). Есть определенная специфика семейного воспитания в отличие от воспитания общественного. По природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Изначально семья, как правило, зиждется на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов: проявление нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умения прощать, чувства долга. Чувство любви со всей гармонией различных нюансов его проявления сопровождает ребенка, начиная с внутриутробного существования до взрослости. Эта гамма чувств благотворно влияет на развитие и воспитание ребенка: дает ему СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: Список литературы 1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. М., 1997. 2. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. М., 1993. 3. Анзорг Л. Дети и семейные конфликты. - М.: Просвещение, 1988. 4. Архиреева Т.В. Сравнительные особенности материнских и отцовских родительских позиций // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Иваново, 2002. - С. 3 - 6. 5. Бардиан А.М. Воспитание детей в семье. М., 1983. 6. Большой психологический словарь. Под ред. В. П. Зинченко. - СПб.: Проспект, 2003. 7. Варга А. Я. Структура и типы родительских отношений. - М.: Педагогика, 1987. - 258 с. 8. Варга А. Я. Типы неправильного родительского отношения // Автореф. дис.... канд. психол. наук. - М., 1987. - 12 с. 9. Владин В. З. Гармония семейных отношений. Алма-Ата, 1991. 10. Вместе с семьей. Под ред. К.Ю. Гончарова. СПб, 1998. 11. Гамезо М. В. Возрастная психология. М., 1999. 12. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: Педагогика, 1997 13. Гурко Т.А. Вариативность представлений в сфере родительства // Социс. - 2000. - № 10. - С. 90 - 97. 14. Доронова Т. А. Вместе с семьей. Пособие по взаимодействию детских образовательных учреждений с родителями. - М., 2005 15. Доронова Т. А. Защита прав и достоинств маленького ребенка. Методика. - М., 2006. 16. Джайнотт Х.Дж. Родители и дети. - М.: Педагогика, 1986. - 217 с. 17. Дружинин В. Н. Психология семьи. М., 1998. 18. Жуховицкий Л. Счастливыми не рождаются... - М.: Просвещение, 1999. 19. Захаров Л. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. - Л.: Наука, 1982. - 224 с. 20. Зверева О. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 1999. 21. Ковалев А.Г. Психология семейного воспитания. М., 1989. 22. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. М., 2006. 23. Крэйг Г. Психология развития. СПб., 2000. 24. Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание. М., 1990. 25. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 1999. 26. Лангмейер Й., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. - Прага, 1984. - 260 с. 27. Логинова И. А. Специфика детско-родительских отношений // Семейная психология и семейная практика. - 1998. - № 4. С. 77. 28. Майер А. А., Богославец Л. Г., Давыдова О. И. Работа с родителями в детском саду. - М., 2006. 29. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб., 2002. 30. Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1997. 31. Мухина В.С. Детская психология. СПб, 1992. 32. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. М., 1999. 33. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. М., 1996. 34. Обухова Л. Ф., Шаграева О. А. Семья и ребенок: Психологический аспект детского развития. - М.: СК "Сфера", 1999. - 362 с. 35. Плотниект И. Э. Психология в семье. М., 1991. 36. Популярная психология для родителей. Под ред. Бодалева А.А. М., 1988. 37. Практическая психология для педагогов и родителей /Под ред. Тутушкиной М.К. - СПб.: "Дидактика Плюс", 2000. - 518 с. 38. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, и др. ; Под ред. И. В. Дубровина. - 2 - е изд., стереотип. М., 1999. 39. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособ. / Под ред. Силяева. - М.: Академия, 2002. 40. Рахимов А. З. Психология семьи. Уфа, 1999. 41. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. - М.: Владос, 1998. - 478 с. 42. Сатир В. Вы и ваша семья: Руководство по личностному росту. - М.: Центр-ПРО, 2003. - 380 с. 43. Семья и формирование личности. Под ред. Нечяева Л. К. М., 1981. 44. Сермягина О. С. Эмоциональные отношения в семье. Кишинев, 1991г. 45. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Структура и динамика родительского отношения // Вопросы психологии. - 1999. - № 6. - С. 29 - 35. 46. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. В 7 томах. М., 1999 г., Т. 2. 47. Токарева С.Н. Социальные и психологические аспекты семейного воспитания. М., 1989. 48. Фельдштейн Д.И. Психологические проблемы взаимодействия взрослых и детей // Мир психологии. - 1996. - № 1. С. 5 - 8. 49. Фромм Э. Искусство любви. - Минск, 1991. - 158 с. 50. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. - М.: Педагогика, 1989. - 155 с. 51. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. - М.: Эксмо, 2000 52. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапия. - М. - СПБ.: Фолиум, 1996. - 254 с. 53. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи. СПб., 2002. 54. Эриксон Э. Детство и общество. - Обнинск, 1993. Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru