Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ САМОПОЗНАНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ ец3242 ID работы - 676782 психология (дипломная работа) количество страниц - 122 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОПОЗНАНИЯ И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ……….7 1.1. Самопознание как структурный компонент самосознания личности………………………………….………………………..7 1.2. Психология юношеского возраста и формирование самосознания ……………………………………………………..16 1.3. Самопознание как процесс: его цели, этапы и механизмы.……23 Основные выводы……………………………………………………….41 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ САМОПОЗНАНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ……………………….45 2.1. Организация и методы исследования………………………………45 2.2. Исследование потребностей в самопознании и саморазвитии в юношеском возрасте……………………………………..………………53 2.3. Развитие навыков самопознания личности в учебно-профессиональной деятельности………………………………………..56 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..61 ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………64 ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………..68 ВВЕДЕНИЕ: Актуальность исследования. В условиях динамически изменяющихся реалий современного мира традиционные и привычные ценностные нормы и стереотипы не могут служить ориентиром для развивающейся личности, прикладывающей значительные усилия для отыскания своего жизненного пути. Для реализации столь сложной задачи необходимо формировать особые ценностно-смысловые установки к жизни, к своему опыту, выстраивать свою личностную позицию. Однако в своем большинстве подростки и старшие школьники не готовы к решению такого рода задач. Чаще всего они довольствуются интерпретациями своей жизни, носящими ситуативный характер, и не задумываются о необходимости выявления глубоких смысловых уровней. Между тем, именно познание и осмысление себя, своего собственного жизненного опыта открывает психологическое пространство для построения своей личности, выбора путей и целей жизни. Система современного образования не ставит специальной задачи по формированию и развитию у школьников способности к самопознанию и прогнозированию своего жизненного пути, что должно стать шагом на пути к профессиональному и личностному самоопределению. Жизненные смыслы не даны человеку в готовом виде. Их особенность состоит в том, что субъекту надлежит их искать, обнаруживать и раскрывать. Именно в период ранней юности человек должен уметь осознавать свой жизненный опыт, осмысливать основные проблемы своего бытия и находить смыслы своего существования. Становится очевидной необходимость разработки специальных форм и методов обучения развивающейся личности приемам самопознания, которые бы создали условия для развития способности прогнозировать и осмысливать последующие этапы своей жизни и формировать потенциальный образ Я. Актуальность избранной темы определяется тем, что в рамках гуманистического направления в науке и практике в последние годы идея саморазвития становится главенствующей, что привело к расширению разработок специальных технологий и возникновению понятий "личностно-ориентированный подход", "личностноразвивающее обучение" и др. В то же время стихийное самопознание и саморазвитие часто не приводят к значимым результатам, а поэтому требуют сопровождения и поддержки со стороны значимого взрослого, педагога. Кроме того, будущий педагог, психолог должен уметь оказывать поддержку в самопознании и саморазвитии детям, что обуславливает необходимость владения знаниями психологии самопознания и саморазвития, их роли в жизни, а также механизмов их функционирования. Эта тема также тесно связана с личностным и профессиональным самоопределением молодого поколения на современном этапе развития общества. В этой связи цель исследования состоит в изучении влияния самопознания на развитие личности в юношеском возрасте. Объект исследования: особенности самосознания в юношеском возрасте. Предмет исследования: процесс самопознания как один из факторов формирования личности. В соответствии с целью, объектом и предметом был выдвинут ряд предположений, выступивших в качестве гипотез исследования: - важнейшим психологическим процессом юношеского возраста является становление самосознания как условия успешного профессионального и личностного самоопределения; - развитие и становление адекватного потенциального образа Я в юношеском возрасте определяется осознанностью жизненных планов, наличием навыков самопознания, направленных на корректирование представлений о себе (реальном, потенциальном, идеальном), развитие умений ставить адекватные цели. Для доказательства выдвинутых гипотез были поставлены следующие задачи: СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: В.В., Павлюченко Е.А. Самопознание субъекта // Психологический журнал, 2002, том 23, № 1, С. 31 -41. 18. Зюзько М.В. Пять шагов к себе. - М., 1992, с. 28-31. 19. Как построить свое "Я". / Под ред. В.П.Зинченко. - М., 1991. 20. Кинчер Дж. Книга о тебе. 40 тестов самоисследований. - Спб., 1997. 21. Коломинский Я.Л. Человек: психология. - М., 1996, с. 158-169. 22. Кон И.С, Психология юношеского возраста. - М., 1979. 23. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самопознание. - М., 1989. 24. Кон И.С. Открытие "Я".- М., 1978, с. 20-35. 25. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989. 26. Кондратова М.С. Формирование самооценки как механизма самопрезентации юноши. // Материалы межрегиональной научно-практической конференции "Развитие личности как стратегия гуманизации образования" /Под ред Е.Н.Шиянова. - Ставрополь, 2000, 322-323. 27. Крайг Г. Психология развития. - СПб, 2002. 28. Кроник А., Кроник Е. В главных ролях: вы, мы, он, ты, я. Психология значимых отношений. - М., 1989. 29. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. - М., 2001. 30. Литвак М.Е. Как узнать и изменить свою судьбу. - Ростов н/Д, 1997. 31. Литвак М.Е. Принцип сперматозоида. - Ростов н/Д., 1997. 32. Литвак М.Е. Психологический вампиризм. - Ростов н/Д., 1997. 33. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития: Учеб. Пособие для студ. Пед. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2002, - 256 с. 34. Маралов В.Г., Ситаров В.А. Развитие самосознания и проблемы формирования социальной активной ли Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru